Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (909) 261-97-71
27 Мая 2024 в 12:31

4 ступени становления IT-бизнеса: как превратиться в крупного поставщика программного продукта

Россия +7 (909) 261-97-71
0 4868
Подпишитесь на нас в Telegram
Наталия Долженкова
Исполнительный директор ELMA

Автоматизированные программы плотно вошли в бизнес-процессы, и в данный момент невозможно представить закрытие рутинных задач без IT-технологий. Хотя еще несколько лет назад их решение происходило совсем по-другому. Наталия Долженкова, исполнительный директор ELMA, рассказала, как представить на рынке новый программный продукт, а затем превратиться в одного из крупнейших поставщиков.

В последнее десятилетие компаниям пришлось столкнуться с разными вызовами, требующими стремительного решения. Развитие технологий, переход бизнеса в онлайн-формат и уход с рынка зарубежных партнеров сопровождаются постоянным поиском новых подходов. В противном случае говорить о конкурентоспособности в сфере IT не приходится. 

Одним из новых трендов в этой области стало создание экосистем, благодаря которым можно корректно интегрировать несколько продуктов на одной платформе. Это позволяет клиентам сэкономить время и финансовые ресурсы на внедрении и обслуживании, а IT-компаниям расширить сферу влияния.

Возникновение IT-бизнеса и первые сложности

Организации, которые сегодня стали крупными игроками на рынке технологических продуктов, появились задолго до того, как автоматизация процессов прочно вошла в нашу жизнь. На первом этапе, когда клиентов было мало, а рынок нужно было еще завоевать, им требовалось объяснять предпринимателям преимущества автоматизации текущих процессов и необходимость изменений в соответствии с новыми веяниями буквально «на пальцах». 

С этой целью приходилось рассказывать, что бизнес-процесс – это четко определенный алгоритм действий, в которых могут возникать сложности и появляться «узкие места». Именно с этими проблемами могут справиться IT-системы, отслеживая метрики по процессам и задачам.

Затем возникла идея, что привести к автоматизации можно не только основные процессы, но и поддерживающие. После чего наступил момент проведения «цифровой реформы» для всего бизнеса. IT-компании, разрабатывающие BPM-системы, были уверены, что автоматизированные и регламентированные процессы имеют потенциал для постоянного улучшения, что, в свою очередь, ведет к оптимизации самого бизнеса.

После первого шага в цифровизацию стало понятно, что существует потребность не только в том, чтобы помогать бизнесу автоматизировать текущие процессы, но и предлагать решения, которые дадут возможность действовать на опережение. 

В таких условиях возникла концепция low-code гибкий подход к внедрению проектов, позволяющий быстро реагировать на изменения и адаптировать процесс под свои нужды. 

Сам продукт продвигался как универсальный и гибкий конструктор на low-code-платформе, с помощью которого компания-заказчик сможет автоматизировать любой процесс, даже если у нее нет в штате большого количества разработчиков. Задачи легко выполняются одним аналитиком-лоукодером, который получает запрос от клиента и мгновенно переносит его в систему. Такой подход дает возможность экономить ресурсы, не ухудшая качества результата.

Конкурировать – значит развиваться

Концепция low-code возникла не в России, но стремительно завоевала популярность во всем мире, в том числе и у отечественных вендоров, поскольку стала отличным ответом на возникшую к тому моменту идею упрощения сложных интерфейсов программирования. Российские разработчики повсеместно начали предоставлять клиентам соответствующие решения. Но этого оказалось мало. 

Чтобы оставаться «на плаву», IT-компании начали разрабатывать и внедрять собственные концепции, отличающиеся от предложений конкурентов. В зависимости от потребностей бизнес-заказчиков создавались предложения, которые поставлялись в виде облачного решения, либо локального, установленного на собственных серверах клиентов. Как правило, небольшие предприятия делали выбор в пользу подписки на продукт, а крупные заказчики предпочитали иметь его у себя.

В числе главных преимуществ подхода – отсутствие ограничений по функциональности. Это означало, что система могла решать широкий спектр задач, связанных с производственными процессами, таких как выстраивание взаимоотношений с клиентами, документооборот, управление проектами и так далее.

Для реализации задуманного требовалось общаться с бизнес-заказчиком на его языке, поскольку было сложно объяснить компании, которая пришла с запросом на систему для работы с клиентами, зачем им нужен гибкий конструктор. Поэтому вендоры стали разрабатывать программные продукты, которые можно было использовать отдельно в рамках большой платформы. Например, направления, связанные с сервисом, контакт-центрами, документооборотом, закупками, а также CRM и проекты.

Борьба с внешними факторами: эпоха импортозамещения

Область IT постоянно изменяется и развивается не только для того, чтобы предлагать более актуальные решения, закрывающие потребности заказчиков. На нее влияют и внешние факторы. Тренд на импортозамещение побудил отечественную IT-сферу двигаться вперед, поскольку к тому моменту рынок покинули серьезные компании, известные своим высоким качеством. Опытные и довольно требовательные клиенты остались без системного продукта. 

Российские вендоры отреагировали на обстановку и в короткий срок смогли разработать актуальные решения. При этом им удалось не только не потерять в качестве продукта, но и сделать его современным, уделив особое внимание функциональным изменениям.

В настоящий момент IT-бизнесу необходимо продолжать разработку своих продуктов. Это связано с тем, что постоянно выявляются новые недочеты, которые требуют доработки для достижения функциональности, сравнимой с лидерами в сфере IT.

Быстрее всех реагировать на изменения смогли те вендоры, которые с самого начала использовали платформу, позволяющую достраивать точечные решения и закрывать целый комплекс задач.

Клиенты, перешедшие на отечественный продукт, отметили, что вендорам удалось сохранить качество продукта, к которому они привыкли. 

Дополнительным преимуществом стало то, что теперь они могут развивать систему самостоятельно, чего не удавалось выполнить в системах, предоставляемых некоторыми зарубежными поставщиками.

Партнерство – новая веха развития IT-бизнеса

После периода импортозамещения перед IT-компаниями встала новая цель – создание не просто отдельных продуктов, которые решают конкретные задачи заказчика, а разработка идеи их объединения в единую систему, поскольку это позволит разом удовлетворять все потребности клиентов. 

В результате появилась концепция экосистемы, способной объединить несколько решений, дополняющих друг друга. При этом каждое из них должно функционировать независимо, чтобы в случае сбоя в одной программе работа в других не прекращалась. Кроме того, этот подход помогает сократить трудозатраты, не проиграв в качестве реализации бизнес-процессов.

Создание целой системы в рамках одной организации – задача непростая. В такой ситуации на помощь приходят партнеры, хорошо разбирающиеся в специфических сферах и знающие методы работы в конкретной области. Такое взаимодействие с поставщиками дает возможность создания экосистемы, способной внутри себя собрать ряд универсальных решений, позволяющих видоизменять свой бизнес в соответствии с новыми реалиями. Получается, что, расширяя круг партнеров, IT-бизнес превращает свои разработки в единый организм, внутри которого отдельная задача закрывается определенным решением.

В данный момент основной целью становится не просто создание экосистемы, важно уделить особое внимание налаживанию ее функционирования. В таком случае удастся сделать так, чтобы разрозненные продукты интегрировались между собой без проблем. Этого можно достичь при наличии надежной платформы, которая станет основой для строительства самых разных решений, способных не конфликтовать друг с другом.

Последние годы стали знаковыми для IT, поскольку разработчикам удалось сделать значительный прорыв. Но это вовсе не говорит о том, что сфера достигла своего максимума. Ситуация на рынке постоянно меняется, и новые вызовы заставляют искать актуальные решения. Сегодня сложно предугадать, к чему приведут коллаборации, и какие возможности для IT-бизнеса они откроют.

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!
X | Закрыть