5 главных отчетов Яндекс.Метрики для SEO-специалистов

SEO-специалист должен хорошо ориентироваться в различных системах аналитики, так как это неотъемлемая часть поискового продвижения. Без аналитики невозможно оценить результат проделанной работы, найти точки роста и слабые стороны, на которые нужно обратить внимание.

Русскоязычные специалисты зачастую выбирают Яндекс.Метрику как основную систему аналитики, ссылаясь на удобный интерфейс и полезные функции, например:

  • отчет «поисковые запросы» (особенно стал актуален после скрытия данных в Google Analytics),
  • тепловая карта кликов,
  • вебвизор.

При работе с отчетами в Метрике обычно два пути: пользоваться предложенным Яндексом стандартным набором отчетов, дополняя и внося в них корректировки или создавать с нуля собственные шаблоны, проставляя вручную все показатели, метрики и сегменты.

  • Каждый кастомный отчет или сегмент можно сохранить и использовать в дальнейшем во вкладках «Мои отчеты» и «Сохраненные сегменты».

Предлагаем вашему вниманию 5 базовых отчетов в Яндекс.Метрике, которые пригодятся любому SEO-специалисту и интернет-маркетологу.

Сегментация (группировка) поискового трафика

При работе с сайтом необходимо отслеживать, какой тип трафика и в каком количестве посещает ресурс.

Для примера возьмем сайт по продаже услуг, который использует контент-маркетинг (два регулярно обновляемых инфо-раздела). Чтобы отследить реальную обстановку на сайте необходимо поделить трафик на 3 типа:

  • коммерческий (страницы услуг, каталоги/категории и прочее - наиболее целевой трафик, который приносит заявки);
  • информационный (хуже конвертится в заявки);
  • брендовый (по витальным запросам).

Исключаем инфо-трафик

Заходим в стандартный отчет: Поисковые системы

На графике: трафик из всех поисковых систем, по всем поисковым запросам за последние 30 дней.

Необходимо исключить из него все папки, на которые льется инфо-трафик, в данном случае это: /press-center/ и /news/

Далее нажимаем на правый плюсик, кликаем на «Страницы входа» и добавляем условие:

!*/news/*

!*/press-center/*

Где:

! - это отрицание условия

* - это любое значение

~ - это режим регулярного выражения

  • Если инфо-разделов на сайте несколько, то обязательно нужно отметить чекбокс "все условия"

 

Теперь отчет показывает количество визитов только по коммерческим и брендовым запросам.

  • Сохранить этот сегмент для дальнейшей работы можно нажав на кнопку "Сегмент" -> "Сохранить как".

Исключаем брендовый трафик

Предварительно необходимо собрать полный список витальных (брендовых) запросов, по которым пользователи заходят на сайт. В отчете "Поисковые запросы", выгрузите в таблицу весь список ключевых фраз за последние 6 месяцев (или год).

Далее их нужно отсортировать по частотности и отобрать в список. Упростить составление списка поможет символ регулярного выражения: "~"

После формирования списка брендовых запросов создаем еще один сегмент.

Нажимаем на левый плюсик, далее выбираем "Источники" -> "Последний значимый источник" -> "Поисковая фраза", ставим чекбокс на "все условия" и добавляем столбиком все брендовые запросы, перед каждым запросом обязательно нужно поставить символ "!", чтобы сработало отрицание условия.

  • Не забываем отметить чекбокс "все условия"

На выходе получился удобный отчет для поисковых систем, в котором можно отслеживать динамику брендового, информационного и коммерческого трафика вместе или по отдельности.

  • Сегмент с брендовыми запросами рекомендую сохранить для дальнейшей работы с Яндекс.Метрикой.

Сравнение с другим периодом или сегментом

Поиск проблем с мобильной версией

  • Отчеты: Поисковые системы -> Готовые сегменты -> Трафик с мобильных устройств;
  • Далее нажать: Сравнить с сегментом -> С готовым сегментом -> Трафик с desktop устройств.

    Сравнение десктопных и мобильных устройств в Яндекс и Google. На графике можно разглядеть:

    • в Google больше посетителей заходит через мобильные устройства;
    • в Яндекс показатель десктопных устройств опускается ниже мобильных в выходные и праздничные дни.

      Можно отследить, с каких устройств и в какие дни аудитория заходит из органики, найти слабые стороны, технические ошибки и точки роста.

      Проверка сезонности, оценка результата за год

      • Отчеты: Источники/Сводка -> Сравнить сегменты -> С сегментом заданным вручную. Далее выбираете период для сравнения, например прошлый год.

        Благодаря этому отчету можно перепроверить данные по сезонности из Wordstat и отследить тенденцию роста или просадки трафика в годовом выражении. К примеру, трафик из органики на этом сайте за год вырос в 7.25 раз по сравнению с прошлым январем.

        Сравнивать можно и другие сегменты, такие как: отказы, рекламный трафик и многое другое.

        Определение целевой аудитории

        Не секрет, что для успешного продвижения сайта нужно хорошо изучить её целевую аудиторию. Для этого нам помогут несколько отчетов из Яндекс.Метрики.

        География

        • Стандартные отчеты: Аудитория -> География

        Отчет помогает понять, с каких стран, регионов и городов чаще всего пользователи заходят на сайт.

        Долгосрочные интересы

        • Стандартные отчеты: Аудитория -> Долгосрочные интересы

        Полного представления о вашей аудитории этот отчет не даст, но приблизительный портрет посетителя составить можно. На диаграмме-бублике показан пример интересов посетителей спортивного магазина.

        Возраст и Пол

        • Стандартные отчеты: Аудитория -> Возраст
        • Стандартные отчеты: Аудитория -> Пол

        Судя по графикам: основная аудитория этого сайта (>70%) это мужчины в возрасте 25-44 лет.

        Посещаемость по времени суток

        • Стандартные отчеты: Аудитория -> Посещаемость по времени суток

         Этот отчет больше полезен для других каналов трафика, но если вы занимаетесь контент-маркетингом, то благодаря ему сможете подобрать идеальное время для публикации материала, чтобы увеличить вовлеченность и собрать как можно больше трафика.

        Устройства

        • Стандартные отчеты: Технологии -> Устройства

        Простенький, но полезный отчет поможет отследить соотношение заходов с мобильных устройств и десктопа за определенный период. Периодически помогает обнаружить причину и дату просадки мобильного трафика при дополнительной сегментации.

        Определение страниц входа и выхода

        Страницы входа

        • Стандартный отчет: Содержание -> Страницы входа

        Для просмотра данных только из поисковых систем нужно добавить сегмент:

        • Тип последнего источника -> Поисковые системы

        Один из наиболее полезные отчетов, с помощью него можно:

        • Отобрать список URL, которые генерят основной трафик на сайт;
        • Отобрать список проблемных страниц для дальнейшей проработки (эффективно при анализе на текстовые фильтры, для поиска пустых/малоинформативных страниц или других ошибок связанных с оптимизацией);
        • Отобрать список страниц с высоким показателем отказов для дальнейшей проработки;
        • Добавить в отчет поведенческие метрики для более глубокого анализа посадочных страниц.

          Страницы выхода

          • Стандартный отчет: Содержание -> Страницы выхода
          • Сегмент -> Тип последнего источника -> Поисковые системы

            Отчет помогает отобрать группу страниц для анализа, с которых посетители чаще всего покидают сайт. Причины могут быть разные, например: нужно добавить дополнительные инфо-блоки для увеличения вовлеченности, увеличить количество способов оплаты, упростить форму с заявкой и так далее.

            Определение времени загрузки страниц

            • Стандартный отчет: Мониторинг -> Время загрузки страниц

            Полезный отчет, благодаря которому можно отобрать список страниц у которых проблема со скоростью загрузки.

            • Время до загрузки DOM: это время от начала перехода на страницу до полной загрузки страницы со всеми ее компонентами (изображения, CSS, скрипты и т. п.). Это время, через которое страница становится доступна для взаимодействия с пользователем.
            • Время до отрисовки: это время от начала перехода на страницу до момента, когда страница начинает прорисовываться в браузере. Именно это значение субъективно воспринимается посетителем как скорость загрузки сайта. Как правило, оно занимает не более двух секунд.
                 Принцип действия такой:
                1. Сортируем данные в порядке уменьшения скорости загрузки;
                2. Отбираем страницы с большим количеством посетителей и высоким временем до загрузки DOM/отрисовки;
                3. Проводим детальный анализ и поиск путей для технической оптимизации проблемных страниц (обычно это тяжелые картинки, проблема с JS и CSS, хостинг, тяжелые скрипты, кеширование и многое другое). 

                (Голосов: 38, Рейтинг: 4.55)