Подробное практическое руководство по проверке интернет-магазина на юзабилити и коммерческие факторы ранжирования. Пользуйтесь и улучшайте свой сайт.
Шапка сайта
В верхней части всех страниц сайта должны присутствовать следующие элементы:
□ Номер телефона
Не стоит в шапке сайта показывать все номера телефонов (менеджеров, офиса продаж, директора и т. д.), оптимально использовать один-два основных контакта. Предпочтение отдается формату 8 800, но если нет возможности подключить федеральный номер, то вполне подойдет городской, но обязательно с кодом города.
□ Адрес компании
Достаточно указать город, улицу, дом/офис.
□ Время работы
Покажите посетителям сайта, когда к вам можно обращаться. Если принимаете заказы круглосуточно (например, занимаетесь доставкой цветов), то обязательно укажите это преимущество именно в шапке сайта.
□ Форма обратного звонка
Используйте минимальное количество полей: имя и номер телефона. Поле номер телефона должно быть обязательным для заполнения и проверяться на соответствие формата. Кроме того, рекомендуем указать время, через которое менеджер свяжется с клиентом, но только если вы действительно готовы быстро реагировать на обращения.
□ Адрес электронной почты
Он обязательно должен быть в корпоративном формате, т.е. на домене сайта (например, для сайта russianpromo.ru – info@russianpromo.ru). Это повышает доверие не только пользователей, но и поисковых систем.
□ Выбор региона
Если вы работаете в нескольких регионах и у вас есть поддомены, то рекомендуем добавить на сайт возможность выбора нужного города.
□ Логотип компании
Если под логотипом компании есть расшифровка, описание услуг или вида деятельности интернет-магазина, то их нужно вставлять не как изображение, а прописать текстом. Иначе поисковые системы не смогут проиндексировать этот элемент сайта.
□ Поиск по сайту
Для максимально быстрого предоставления ответа пользователю на его потребность необходимо добавить поле поиска по сайту.
Важно: поиск должен корректно работать
□ Ссылка на корзину
При добавлении товара в корзину в шапке сайта должно отображаться количество товаров и общая сумма заказа.
Главная страница сайта
□ Корректное наполнение слайдера (если используется)
Если после меню на вашем сайте располагается слайдер, то изображения в нем должны обязательно содержать в себе УТП (уникальное торговое предложение), а не просто привлекательные картинки. На каждом изображении должна стоять ссылка на страницу с подробным описанием предложения.
Важно, чтобы информация была актуальной, ссылка на раздел с акцией находилась в главном меню, а баннеры не мешали восприятию остального контента страницы.
□ Всплывающие окнаЕсли на вашем сайте установлены виджеты, выдающие всплывающие окна вида «Вы на сайте уже 2 минуты, нашли что искали?», «Наш менеджер перезвонит вам через 30 секунд» или баннеры типа «Подпишитесь на нашу рассылку», то обязательно проверьте корректность их работы. Появляющиеся каждые 2 минуты окна только раздражают пользователей. Настройте их таким образом, чтобы посетителю, который один раз отказался от ввода информации, баннер в дальнейшем не показывался.
Используйте инфографику, иконки с преимуществами и краткими описаниями принципов работы компании. Это позволит наглядно продемонстрировать, почему стоит выбрать именно вас, и избавит пользователя от необходимости читать портянки текста.
□ ПрочееПроверьте, что на главной странице пользователь быстро находит ответы на вопросы:
- Чем занимается компания?
- Что можно купить на сайте?
- Почему я должен сделать это именно здесь?
Разводящая страница
□ У товаров на разводящих страницах есть:
- Название
- Изображение
- Цена
Проверьте наличие самого слово «цена» на странице, непосредственно стоимости и зачеркнутого ценника, если на товар/услугу есть скидка.
- Кнопка «Купить» / «В корзину»
- Кнопка «Купить в 1 клик»
- Ссылка с названия и изображения ведет на соответствующую карточку товара
- Основные характеристики товара (кратко)
- Рейтинг товара
- Наличие иконок «Хит продаж», «Новинка»
- Срок доставки товара
- Кнопка «Сравнить» / «Добавить к сравнению»
- Количество товара на складе/в магазине (отсутствует, мало, достаточно, много)
□ Текст с описанием категории расположен под каталогом
□ Наличие блоков перелинковки «Рекомендуем посмотреть» / «Выгодное предложение» и т.п. (используйте не более двух на страницу, чтобы не запутать пользователей)
□ Функционал быстрого просмотра товара (открывается во всплывающем окне)
□ Товары, которых нет в наличии отображаются в конце каталога.
У данных товаров не должны функционировать кнопки «Добавить в корзину» / «Купить в 1 клик», но должна быть кнопка «Сообщить о поступлении». Если пользователь подписывается на новость о поступление товара, то в момент поступления товара в магазин ему должно прийти об этом email-уведомление.
□ Перед каталогом присутствует фильтр товаров (по цене, по популярности)
□ Есть расширенный фильтр
□ Есть ссылки на тегирование
□ В каталоге отсутствуют нерелевантные товары (например, серого холодильника в разделе с белыми)
□ В каталоге предоставлено достаточное количество товаров относительно конкурентов
Карточка товара
□ У товара на карточке товара есть:
- Название
- Изображение (в хорошем качестве, несколько вариантов, есть возможность увеличения изображения), видео
- Цена
Проверьте наличие самого слово «цена» на странице, непосредственно стоимости и зачеркнутого ценника, если на товар/услугу есть скидка.
- Артикул
- Кнопка «Купить» / «В корзину»
- Кнопка «Купить в 1 клик»
- Рейтинг товара
- Наличие иконок «Хит продаж», «Новинка»
- Краткая информация об оплате
- Краткая информация о вариантах и сроках доставки
- Количество товара на складе/в магазине (отсутствует, мало, достаточно, много)
- Поле выбора количества товара для добавления в корзину
- Основные характеристики товара (кратко) и полный список
- Описание товара
- Кнопка «Сравнить» / «Добавить к сравнению»
- Отзывы (а также возможность оставить отзыв)
- Сертификаты (если это важно для ваших клиентов и наличие сертификата на товар повлияет на решение о покупке)
- Есть возможность выбора цвета/размера
□ Присутствуют блоки перелинковки «Вы недавно смотрели» / «Аналогичные товары» / «Товары из той же серии» и т. п.
□ Есть дополнительная информация по заказу (покупка в кредит, бонусы и т.п.)
□ У товаров, которых нет в наличии есть кнопка «Сообщить о поступлении»
□ Если товара нет в наличии, присутствует блок с альтернативными предложениями
□ Есть возможность поделиться товаром в социальных сетях
Страница «Корзина»
□ На всех страницах присутствует ссылка на корзину (желательно в правом верхнем углу, т. к. пользователь интуитивно ищет её именно там)
□ Товар в корзине представлен в следующем виде:
- Название
- Изображение
- Цена
- Артикул
- Ссылка с названия и изображения ведет на соответствующую карточку товара
- Основные характеристики товара (кратко)
- Количество товара на складе/в магазине (отсутствует, мало, достаточно, много)
- Поле выбора количества товара
- Скидка
- Итоговая сумма
□ Наличие кнопок «Оформить заказ», «Продолжить покупки», «Купить в 1 клик»
□ Есть возможность удаления товара из корзины
□ Автоматический пересчет стоимости при изменении заказа (при этом страница не перезагружается)
□ Присутствует блок с дополнительными товарами, аксессуарами и другими рекомендациями для допродаж
□ Присутствуют блоки с программами лояльности (промо-код, бонусы, сумма, которой не хватает для бесплатной доставки, акционные товары, подарки)
□ Есть ссылка, позволяющая вернуться назад, в каталог
Страница оформления заказа
□ На странице присутствуют:
- Минимум полей для заполнения личных данных
Не стоит заставлять пользователя искать индекс своего почтового отделения или вводить полное ФИО. Оставьте только те поля, которые действительно вам необходимы для отправки заказа: чаще всего достаточно имени, адреса, номера телефона и электронной почты.
- Возможность выбора даты доставки, времени
- Варианты способов доставки (самовывозом, курьером, отправкой почтой, транспортной компанией)
- Способы оплаты на выбор (наличными, банковской картой, электронными деньгами и т. д.)
- Поле «Комментарий»
- Список всех товаров, которые пользователь собирается купить
- Программы лояльности (промо-код, бонусы, сумма, которой не хватает для бесплатной доставки, акционные товары, подарки)
□ Если пользователь уже покупал что-то на вашем сайте и авторизовался, то его контактные данные из предыдущего заказа подтягиваются автоматически
□ При выборе способа оплаты/доставки автоматически пересчитывается сумма заказа (без перезагрузки страницы)
□ После оформления заказа на e-mail клиента и вам, приходит письмо об успешной покупке, в котором содержится информация по заказу
□ После полного успешного оформления заказа корзина очищается
Личный кабинет
□ Ссылка на личный кабинет присутствует на всех страницах сайта
□ В личном кабинете сохраняется вся история покупок
□ Доступна информация по бонусам
□ Указан статус покупок, информация по стадиям доставки
□ Есть возможность подписаться/отписаться от рассылки
□ Указаны номера заказов
□ Есть возможность редактирования личной информации
□ Предусмотрены поощрения за заполнение профиля
Давайте своим клиентам бонусы за наполнение профиля. Потом эту информацию можно будет использовать для персонализированной email-рассылки или запуска акций, ориентированных на конкретный сегмент аудитории.
Страница «Доставка»
□ На сайте присутствует страница «Доставка»
□ Страница располагается в главном меню сайта
□ На странице есть данные о:
- Вариантах доставки (самовывозом, курьером, отправкой почтой, транспортной компанией)
- Стоимости доставки и наличия бесплатной
- Сроках доставки
Страница «Оплата»
□ Страница располагается в главном меню сайта
□ На странице есть информация о способах оплаты
□ На сайте есть возможность оплатить заказ:
- Банковской картой
- Наличными курьеру
- Банковской картой курьеру
- Безналичный расчет
- Оплата электронными деньгами
- Оплата подарочным сертификатом/бонусами
- Оплата в онлайн-банке
□ Есть информация о кредите, рассрочке, ипотеке (если вы предоставляете данные услуги)
Страница «Гарантии»
□ Страница располагается в главном меню сайта
□ Есть информация о гарантии на товар
□ Присутствуют условия возврата и замены товара
□ Указана информация о сервисных центрах
□ Есть сертификаты качества
□ Присутствуют сертификаты или гарантийные письма о том, что компания является официальным дилером брендов, представленных на сайте
Страница «Контакты»
На странице указаны:
□ Полный адрес компании (с индексом)
□ Номер телефона
□ Альтернативные способы связи: факс, skype, IСQ, группы в соцсетях
□ Время работы
□ Полные реквизиты компании:
- Название компании с указанием формы юридического лица
- Расчетный счет
- Юридический адрес
- БИК
- ОКПО
- ИНН
- КПП
- ОГРН
□ Динамическая карта с местоположениями магазинов/пунктов выдачи/офиса
□ Форма обратной связи
Отзывы
□ Отзывы есть на карточках товара
□ Все отзывы проходят модерацию
□ Ведется работа с негативными отзывами
Побуждайте клиентов оставлять отзывы о вашем магазине, работайте таким образом над репутацией в сети. Например, «Эльдорадо» дает бонусные баллы за каждый отзыв, оставленный на Яндекс.Маркете.
Навигация
□ На сайте удобная и понятная для пользователей навигация
Оценить простоту поиска и перемещения по интернет-магазину можно, попросив знакомых или другую фокус-группу выполнить какое-нибудь целевое действие на сайте, например, найти и купить определенный товар. Кроме того, ошибки в навигации можно заметить, анализируя поведенческие показатели в Яндекс.Метрике.
□ Присутствует корректно настроенное навигационное меню «Хлебные крошки»
□ В главном горизонтальном меню сайта содержатся ссылки на все основные разделы сайта
□ В меню сайта есть детализированная информация по категориям товаров/услуги категориям – выпадающие списки с подразделами
Функционал «Сравнение товаров»
□ Ссылка на сравнение располагается около каждого товара на разводящих страницах и карточках товара
□ При нажатии на кнопку «Сравнить товар» второй раз должно открываться всплывающее окно с сравнением
□ На странице сравнения должна быть следующая информация о товарах:
- Названия
- Изображения
- Цены
- Кнопки «Купить» / «В корзину»
- Кнопки «Купить в 1 клик»
- Ссылки с названий и изображений ведут на соответствующие карточки товаров
- Полные характеристики товаров
- Рейтинги товаров
- Наличие иконок «Хит продаж», «Новинка»
- Количество товаров на складе/в магазине (отсутствует, мало, достаточно, много)
Фильтрации и сортировки
□ Есть кнопка «Применить» / «Отфильтровать»
□ На страницах каталогов присутствует сортировка (по дате обновления, наименованию, цене, популярности)
□ Присутствует расширенный фильтр
□ Все фильтры и сортировки работают корректно
Прочее
□ Корректное отображение в различных браузерах
- Google Chrome
- Mozilla Firefox
- Opera
- Safari
- Internet Explorer
□ Корректное отображение сайта на мобильных устройствах и планшетах (наличие мобильной версии сайта или адаптивного дизайна)
□ Отсутствует обязательная регистрация при входе на сайт
□ Есть возможность регистрации через социальные сети
□ На сайте присутствует «Онлайн-консультант»
□ Присутствует страница «Ключевые партнеры» (сотрудничество с известными брендами повышает доверие к вашей компании)
□ Ссылки на партнеров закрыты от индексации
□ На сайте есть информация, демонстрирующая уровень квалификации сотрудников и компании в целом – награды, сертификаты на продукцию и т.д.
□ На сайте присутствуют страницы «Новости», «Акции» на которых регулярно публикуется актуальная информация
□ Все офисы и филиалы присутствуют в Яндекс.Справочнике и Google Мой бизнес
□ На сайте отсутствует реклама сторонних компаний
□ При успешном заказе товара, отправке формы обратной связи, покупки в 1 клик выводится всплывающая форма «Спасибо»
В данном чек-листе мы собрали основные параметры, которые желательно учитывать на сайтах интернет-магазинов. Разумеется, в зависимости от типа бизнеса, этот список будет меняться. Дополняйте его и комментируйте.