Как продвигать сайты в серой нише без риска санкций поисковых систем? Или получить максимальное количество белых ссылок, но при этом не попасть под фильтр? В этих случаях SEO-специалисты используют аутрич (Outreach) или PBN-подход (Private Blog Networks – сеть сателлитов).
В этой статье расскажем, что это за методы, в чем их суть и эффективны ли они на самом деле. Разберем их преимущества и недостатки и рассмотрим моменты, когда необходим аутрич, а когда – PBN-подход.
Терминология
Для начала давайте проясним терминологию.
Аутрич – это процесс взаимодействия с блогерами, инфлюенсерами, владельцами сайтов и редакторами, чтобы получать обратные ссылки, социальные сигналы, отзывы или публикации гостевых статей.
PBN – это сеть веб-сайтов, которые использует владелец, чтобы построить ссылки на свой основной сайт и увеличить его авторитет для поисковых систем.
Аутрич: особенности, недостатки и нюансы работы
Преимущества аутрича:
- Качественные ссылки, которые невозможно получить на биржах или у посредников. Это ссылки с реальных статей, которые читают пользователи.
- Получение трафика по ссылкам – если статьи будут интересными, то вы получите переходы.
- Рост узнаваемости бренда. Это не цель работы SEO-специалистов, но за счет публикаций в СМИ и упоминаний параллельно растет количество упоминаний бренда, что может быть косвенным фактором для SEO.
- Эффективен для роста позиций.
- Нет санкций со стороны поисковых систем. Полностью белые и качественные ссылки, которых не много, но работают они только в плюс.
- Можно договариваться о форматах размещения на выгодных условиях. Веб-мастеры охотно идут на контакт по любым спецпроектам, если ниша их устраивает.
Недостатки аутрича:
- Цена. Это дорогой метод продвижения, относится больше к рекламе, чем к SEO. Стоимость ссылок может составлять десятки тысяч рублей за публикацию. Поэтому аутрич часто считают методом для высококонкурентных ниш с большими бюджетами.
- Время. Переговоры с владельцами сайтов могут быть долгими, и не всегда заканчиваются успехом. Аутрич – работа кропотливая и требует времени.
- Трудно предсказуемый результат. Как и со всеми ссылками, спрогнозировать результат невозможно. Даже эффект от ссылки, размещенной в Википедии, нельзя измерить.
Когда нужно делать аутрич
Аутрич полезен для ниш, которые позволяют публиковать интересный контент на других сайтах: обзоры и видеообзоры, пресс-релизы, аналитические статьи и многое другое.
Когда не нужно делать аутрич
Для сайтов в узких нишах, В2В, сайтов с малым бюджетом, а также для серых ниш этот инструмент не будет полезен: результат не оправдает ваших ожиданий либо будет достигнут слишком высокой ценой.
Например, для промышленных предприятий фактором риска является отсутствие ярко выраженного спроса, для стартапов – высокие цены на ссылки, их неокупаемость как рекламного канала. Дело в том, что дорогие ссылки для SEO – это не всегда рентабельная история.
Для серых ниш аутрич труднодоступен. С ним работают менее 30% сайтов, так как для них это второстепенный инструмент по отношению к PBN.
PBN: особенности, недостатки и нюансы работы
В чем преимущества PBN:
- Возможность получить ссылки с мощных доменов на эксклюзивной основе. Они больше не будут никому доступны.
- Гибкость – можно ставить ссылки либо делать подклейки доменов на свой сайт.
- В некоторых случаях можно собирать трафик на сателлиты.
- Бусты по позициям. Это главная цель в создании сети ссылок.
Недостатки PBN:
- Цена. Создание PBN – трудозатратный процесс, это десятки или даже сотни тысяч рублей. Однако при должном подходе эффективность высокая.
- Время. Подход профессионалов делает PBN эффективным, но на процесс создания сети уходит достаточно времени: значимых результатов удается достичь только через полгода-год. Надо учитывать это на старте работ. Опытные специалисты даже ставят в очередь потенциальных клиентов на PBN из-за высокой загрузки.
- Высокая сложность. Нужно иметь достаточно опыта, чтобы делать PBN и не терять в процессе сайты и эффект от них. Это работа только для профессионалов.
- Есть риски получить негативную реакцию поисковых систем и потерять всю сеть, что обнулит результаты продвижения.
Когда нужно делать PBN
PBN – это тяжелая артиллерия линкбилдинга. В ней есть необходимость, если других ссылок для конкретного сайта уже не добыть.
Актуально как раз для серых ниш (крипта, гэмблинг, беттинг), где PBN – основной метод продвижения, так как возможности покупать домен не ограничены, а договариваться с другими сайтами о размещении проблематично.
Когда не нужно делать PBN
Для небольших сайтов, которые могут стандартными методами собрать минимальный набор ссылок, сложные стратегии с построением и администрированием PBN не нужны.
Простым нишам, особенно с интересными продуктами/услугами, лучше обойтись стандартными ссылками либо аутричем.
Также не нужно делать PBN, если у вас нет опыта/знаний. Вы рискуете в результате потерять всю сеть.
Какой подход выбрать для продвижения сайта
Выбор между аутричем и PBN во многом зависит от целей, бюджета и ресурсов бизнеса, а также специфики. Важно понимать, что у каждого подхода есть свои преимущества и риски.
Если вы стремитесь к устойчивому долгосрочному продвижению и готовы вложить время и ресурсы в налаживание связей с ключевыми игроками вашей нише, аутрич – подходящее решение.
Если нужны стабильные результаты и вы готовы рискнуть и вложиться в поддержание сети сайтов, можете делать PBN. Однако нужно помнить о вероятности негативного отношения поисковых систем к этому подходу: от санкций на один сайт до санкций на всю сеть с потерей результатов в продвижении.
Какой бы подход вы ни выбрали, будьте готовы получить результат только через год полноценной работы. И после продолжать его поддерживать: сеть продлевать, а аутрич-ссылки продолжать публиковать, но, возможно, с меньшей эффективностью.
Перспективы развития аутрича и PBN
В будущем, безусловно, оба метода будут развиваться. Качественное и долгосрочное SEO сейчас востребовано, алгоритмы усложнились, поэтому и аутрич, и PBN будут приносить результаты.
В целом, тренды в SEO движутся в сторону натуральности и органичности. Так, поисковики все больше акцентируют внимание на качестве контента и естественности ссылочного профиля, что делает аутрич более привлекательным.
С развитием алгоритмов поисковых систем использование PBN становится рискованным. Однако при грамотном подходе и непрерывном обновлении контента этот метод может сохранить свою эффективность.
Выводы
Выбирайте и комбинируйте методы, исходя из специфики вашего сайта, аудитории и спроса. Если вы используете только один тип ссылок при продвижении, можно создать некий шаблон, по которому поисковые системы вычислят ваши действия. Поэтому мы рекомендуем совмещать разные методы в одной стратегии.
Также можно использовать ссылки второго и третьего уровня (tier2-tier3 links) для прокачки основных. Это ссылки на ссылки (часто спамные), но работающие. В результате вы получаете желанный буст по позициям, достижение которого говорит об эффективности стратегии.