Эта статья написана по мотивам прошедшей недавно конференции “
Что собой представляет на сегодняшний день белорусский интернет? Да особенно ничего и не представляет. Да, есть интересные и даже выдающиеся для Байнета проекты, но и их можно пересчитать по пальцам. Заголовок статьи полностью на сегодняшний день характеризует состояние белорусского интернета:
• маленький - постоянные сравнения с соответствующими достижениями в рунете, англоязычном интернете очень сильно подчеркивали это. Интернетом в стране пользуется около 3 млн. человек, но реально белорусские сайты посещают всего 1 миллион. Бюджеты нашей страны и, как следствие, оборот средств в интернете вообще не сравнимы с бюджетами той же России (разница в десятки раз), про сравнение с англоязычным сегментом я лучше промолчу.
• дорогой - как ни крути, интернет у нас очень дорогой: самый доступный анлим в Беларуси после недавнего снижения цен стоит 65 долларов с каналом 128/128. Белтелеком в своем выступлении пытался было сослаться на этапы становления ADSL-услуг в России, но, во-первых, там все было 4-5 лет назад, а, во-вторых, презентация не смогла убедить присутствующих в том, что цена должна быть именно такой. Кстати, у ByFly примерно 30 000 абонентов на 3 000 000 интернет-пользователей в стране.
• стабильный - в этом белорусскому интернету можно “позавидовать”. В своем выступлении по проблемам Байнета Юрий Зиссер показал слайд с прошлого года, в котором лишь сменил “2006″ на “2007″. Смело и точно - всё стоим на месте, хотя та же прошлогодняя конференция обозначила проблемы, за которые вроде ответственные законодатели порывались взяться, но воз и ныне там. Такая же ситуация и с развитием электронных платежей в контексте полноценного использования в интернете - в этом году пеняли на те же проблемы, показывали пальцем друг на друга и ничего нового не сообщили.
• нетрадиционный - и это потому, что на высшем уровне не все в теме, не все осознали необходимость в интернете. По словам того же Зиссера, на сегодняшний день многие чиновники до сих пор верят, что доменная зона .by - как государственная граница. Может быть, поэтому у нас в стране такие проблемы с открытием интернет-магазинов и другими вещами. А еще недавно хостинг перестал быть лицензируемой деятельностью в Беларуси - в Минсвязи РБ некоторые ответственные товарищи задерживали снятие ограничений на предоставление услуг, т.к. не понимали слова хостинг вообще, считая его жаргонным.
• неоригинальный - весь белорусский интернет - это маленькая копия рунета. А если нет разницы, а в рунете информации больше, она качественнее, да и аудитория хорошая, то зачем перебираться на малоизвестные белорусские аналоги?
Если говорить о сравнении состояния белорусского интернета на 2006 и 2007 годы, в докладе Юрия Зиссера (
• 234 проекта (+152 по сравнению с 2006-м годом), которые называют себя порталами, но при этом по посещаемости уступают многим блогам
• 230 (+29) досок объявлений, которые на сегодняшний день практически никому не нужны, т.к. появились крупные проекты, объединяющие вокруг себя различную по интересам целевую аудиторию
• 549 (+7) студий веб-дизайна, многие из них ничего не представляют, а портфолио содержит одну-две любительских работ для папиного бизнеса
• 3049 (+1179) интернет-магазинов. Это прибыльный бизнес в Беларуси, несмотря на законодательные ограничения и препятствования. Особо выгодно продавать у нас “серые” мобильники.
• 260 (+21) печатных СМИ вышли в интернет, но популярность онлайн-версий хромает по причине плохого позиционирования в сети и продвижения.
Да, прирост есть, но насколько он качественный? Для сравнения, в той же Москве (+ 3 млн. жителей) и сайтов больше на порядок, и представителей вышеописанных направлений. А причина всему этому - завязка на Минске, как самом перспективном рынке интернет-услуг. – никто не смотрит на интернет в регионах, сайты создают без какого либо исследования рынка и выбора ниши. Все пытаются повторить успех TUT.by, что в нынешних условиях уже невозможно
Но самое парадоксальное во всей этой истории то, что, несмотря на все попытки властей показать свою заинтересованность в решении проблем Байнета, ничего не происходит, а в худшем случае только усугубляется. Я могу судить об этом по итогам прошлогодней конференции, где на самом высоком государственном уровне была выражена заинтересованность в решении насущных проблем. Но ничего не сделано, и какими были проблемы в прошлом году, такими же они сегодня и остались:
1. Фантастическая дороговизна доступа, о которой уже сказано выше
2. Непродуманное лицензирование - интернет-магазин в Беларуси можно держать только на национальном домене (65 долларов) и при наличии специальной лицензии (ее получить не дорого, но очень долго), которая непонятно для чего выдается.
3. Отсутствие у госсектора и экспортеров потребности в отечественной рекламе - не все понимают, что есть белорусский интернет, рекламироваться предпочитают в России.
4. Отсутствие правовой базы электронного документооборота - в 2000 году принят закон, который до сих пор не работает.
5. Отсутствие интернет-торговли - по вышеописанной причине все сейчас существует на полулегальном уровне
6. Конкуренция с мировыми ресурсами - в Беларуси много клонов тех же российских проектов, с которыми просто невозможно тягаться. Зачем мне читать в урезанном виде то, что я могу получить там в полном?
Очень плохо обстоят в Беларуси, и не только в интернете, дела с ведением бизнеса по услугам знакомств. В процессе реализации декрета президента “О некоторых мерах по противодействию торговле людьми” прикрыли и сайты знакомств. В прошлом году не посадили, но сильно оштрафовали самый популярный сайт знакомств Беларуси (love.by ), работавший на Мамбе…
Что же касается рынка белорусской интернет-рекламы, то прогресс на лицо - идем по формуле 2 в степени n. Но при сравнении в российским рынком белорусские цифры как минимум смешны - $3 млн. на фоне $300 млн. в Рунете (это прогнозные цифры на этот год).
В Беларуси объем контекстной рекламы незначителен из-за слабости малого и среднего бизнеса и его концентрации на площадках интернет-магазинов. Т.е. многие не задумываются над перспективами выгоды при выходе за пределы своих площадок, на которой расположен интернет-магазин. Многие предпочитают локальную рекламу на них. Всего же в Беларуси две крупные площадки, концентрирующие у себя около 90% белорусских интернет-магазинов.
За год в Байнете имеется уже 3 регистратора доменных имен, два еще на подходе, стоимость домена упала со $100 до $65, но все еще остается нечеткий правовой статус подобных услуг.
Самый главный вывод - это стабильно плохое состояние Байнета, медленный рост и узкая направленность на столицу с ее 20% жителей. Как вариант развития я вижу выход в регионы, которые по интернетизации населения ничем не уступают Минску. Единственный минус - несколько больший разброс потенциальных покупателей и заказчиков услуг по не такой уж и большой территории.