SEOnews продолжает знакомить вас с докладами, которые прозвучали на конференции Baltic Digital Days 2021. Сегодня предлагаем посмотреть видео доклада, который представил Александр Чепукайтис, руководитель агентства Ant-Team. Свое выступление Александр посвятил теме накрутки поведенческих факторов. Под видео вы найдете текстовую расшифровку доклада.
Накрутка поведенческих факторов в 2021: как, сколько и зачем
Про ПФ
В начале доклада Александр Чепукайтис немного рассказал о том, почему поисковые системы стали учитывать поведенческие факторы в ранжировании. Логика поисковиков здесь проста – если пользователь чаще выбирает определенный сайт в выдаче, кликает по нему и потом не возвращается обратно в поиск, то, скорее всего, этот сайт полностью отвечает на вопрос пользователя, соответствует интенту.
Так родилась простая аксиома: если по сайту чаще кликают, он должен стоять выше в выдаче.
После того, как поисковые системы начали учитывать поведенческие факторы (ПФ), появилась проблема: компании, которые хотели продвинуться выше в выдаче, начали нанимать людей, которые бы кликали по их ресурсам в результатах поиска. В результате Яндекс и Google были вынуждены ввести наказание на накрутку ПФ.
Фильтр поведенческих факторов довольно жесткий – он накладывается на весь домен на срок 8–12 месяцев. Сайт полностью вылетает из выдачи и не показывается ни по каким запросам, кроме брендовых.
От белого SEO к накрутке
В своем выступлении Александр рассказал, что начал заниматься SEO достаточно давно – еще до 2014 года. Как и почти все специалисты в то время, он закупал ссылки, но в один момент поисковые системы выкатили алгоритмы, направленные на борьбу с покупными ссылками. В результате клиентские сайты рухнули в выдаче.
Тогда Александр решил для себя, что будет заниматься только белым SEO. Специалисты его компании:
- делали прогнозирование трафика;
- занимались технической оптимизацией сайта;
- перевели асессорскую инструкцию Google на русский язык;
- работали над коммерческими факторами и т.д.
Благодаря такой работе все сайты клиентов росли в поиске.
Но однажды к Александру пришел сотрудник и показал график:
Таких результатов специалист сумел достичь за две недели, используя накрутку поведенческих факторов.
Через некоторое время этот сотрудник показал другой пример, как за счет накрутки ПФ сайт, у которого средняя позиция была 18, вошел в ТОП-3:
Александру стало интересно, и он предложил своему сотруднику продвинуть старый сайт – ГС с дизайном из 90-х, плохим доменом, наложенным ссылочным фильтром и отсутствием любой оптимизации. Накрутка ПФ у этого сайта позволила достичь таких показателей:
Так Александр решил лучше разобраться в ПФ и попробовать «покрутить» сайты (но не клиентские). Был взят сайт под партнерку. У ресурса не было позиций, и он не приносил денег. После накрутки ПФ через две недели 1000 запросов попали в ТОП-10. Еще через неделю пришли владельцы партнерской сети, под которую был сделан этот сайт, и попросили сделать им так же. Так появилось понимание, что волшебная кнопка «Бабло» существует – можно зарабатывать деньги, быстро выводя сайты в ТОП.
Способы накрутки ПФ
«Дикое палево»
Некоторые SEO-специалисты накручивали ПФ достаточно примитивно.
Например, есть основной запрос «SEO продвижение». Чтобы сайт попал в первую десятку выдачи, можно настроить робота таким образом, чтобы тот вводил запрос «SEO продвижение», находил нужный сайт и кликал по нему. Но если сайт находится на сотых позициях, такой способ сразу показывает, что происходит накрутка, так как обычный человек не будет пролистывать выдачу до сотых позиций.
Как тогда продвинуть запрос «SEO продвижение», не находясь в ТОПе? Можно сначала продвинуть микро низкочастотные запросы, потом они потащат за собой низкочастотные, а затем можно перейти к средне- и высокочастотным запросам.
Специалисты придумали употреблять название домена рядом с фразой «SEO продвижение», чтобы сайт точно отображался первым в выдаче.
Такую накрутку поисковые системы могли легко обнаружить по колебаниям трафика у сайта по брендовым запросам.
«Поумнее»
Специалисты поумнее накручивали ПФ так:
- брали основной запрос – «SEO продвижение»;
- добавляли к основному запросу кусочек текста, который был размещен на странице, посвященной SEO-продвижению, с точным вхождением;
- начинали «крутить» этот запрос.
В результате сайт сначала оказывался в выдаче по НЧ, потом поднимался по запросу «SEO продвижение», и можно было уже крутить сайт дальше по фразе «SEO продвижение».
Основной минус такого способа в том, что количество кусков текста ограничено, а ботам нужно сделать довольно много переходов, чтобы основной запрос начал подниматься.
Кроме того, растет частотность запроса с кусочком текста, возникает неестественный CTR. За счет этого поисковые системы могут вычислить накрутку.
«Мы»
В компании Александра разработали свою стратегию: создали алгоритм, благодаря которому можно было генерировать огромное количество уникальных микро НЧ-запросов – 100–500 тыс. Этого количества хватало, чтобы выводить основной запрос в ТОП.
Чтобы «палиться» еще меньше, был написан парсер, который проверял, точно ли сайт находится по этой микрочастотке в ТОПе Яндекса. Для накрутки не использовались запросы, по которым сайт не занимал первых позиций.
За счет того, что запрос уникальный и используется один раз за поисковую сессию, уличить домен в накрутке крайне проблематично. Таким образом удалось сымитировать ситуацию, когда один запрос больше никогда не повторяется.
Кроме того, были созданы боты (программа, которая кликает по выдаче), максимально похожие на людей.
Чтобы поисковая система воспринимала бота как живого человека, необходимо сформировать:
- слепок интересов. Основная масса посетителей сайта имеет определенный возраст, увлечения и т. п.;
- фингерпринт – как ваше железо представляется поисковику. Если будет много людей с одинаковым железом, поисковик легко обнаружит накрутку;
- стабильность. Боты должны стабильно работать, если трафик рос и упал на несколько дней, вас легко обнаружат.
Для стабильной работы очень важно иметь надежное оборудование:
- сервер,
- модем, мобильный прокси. Чтобы бот для поисковой системы выглядел как отдельный человек, у него должен быть собственный IP-адрес. Мобильные прокси позволяют получать разные IP-адреса в сети.
На начальном этапе был использован софт, написанный на «Зенке», но он сильно грузил сервер, вылетал и имел сложности с администрированием. Поэтому спустя время компания перешла на софт на BAS. Его плюсы:
- низкая нагрузка (появилась возможность «крутить» на серверах 10-15 проектов);
- легкость обучения.
Чтобы «накрутить» сайт, не нужно ничего особенного. Необходимы: сайт, запросы в ТОПе, боты, похожие на людей, надежное оборудование.
Экономика
Аренда прокси обходится в 15 тыс. рублей, сервера – 10 тыс., софта – 5 тыс. Собственное оборудование обходится чуть дороже, но окупается через некоторое время.
Эффективность накрутки ПФ сейчас
Со временем эффективность накрутки ПФ падает. Если раньше продвинуть сайт можно было за 2 недели, теперь на это требуется пара месяцев. В результате вывод в ТОП занимает столько же времени, сколько обычное SEO.
Кроме того, чтобы получить результат от накрутки ПФ сейчас, требуется сделать много работы, связанной с белым SEO – проработать текстовые, коммерческие, ссылочные факторы. Попасть в ТОП на одной накрутке уже не реально.
Также необходимо более тщательно работать над профилями ботов. Современные боты уже не просто кликают по выдаче, они заходят на Яндекс.Карты, ищут организации, приближают и уменьшают карту, заходят на сайты, общаются на сайте с чат-ботом и делают многие другие действия, чтобы быть максимально похожими на людей. Благодаря этому, боты получаются суперкачественные. Вот скриншот из Метрики:
Но все это меняет и экономику накрутки. Накрутка ПФ теперь обходится намного дороже, чем раньше. При этом существует ряд тематик, где только на белом SEO без накрутки ПФ никак нельзя выйти в ТОП.
Без ПФ жить можно, только тяжелее.
Читайте также: