В первые десять лет XXI в. люди в социальных сетях привыкли строить общение по-новому и доверять мнениям в «Одноклассниках». Бизнес делает новые глобальные интернет-проекты, особо не учитывая специфику локальных аудиторий, социал-медиа-маркетинг (SMM) спутал карты и рекламе, и PR, а социальные сети нарушили монополию интернет-магазинов на торговлю. Куда же дальше заведут нас эти детища Мировой паутины?
Интернет прошел колоссальный путь развития за пару десятков лет, и чтобы оценить его масштабы с исторической точки зрения нужно подождать еще некоторое время. Из-за своей скорости развития такие характеристики сети, как web1.0 и web 2.0 до сих пор не имеют четких определений (по этому вопросу идут споры), а на горизонте уже замаячил web 3.0.
Если все же сделать условное технологическое сравнение, то можно заметить, что первый web— это первые сайты (несколько страниц с информацией, затем — форумы). Второй web обладает расширенным функционалом, причем в случае с социальными сетями расширенным значительно. А третий web — сервисы, которые решают задачи пользователей. Например, задача потребительского выбора и развлечения: подбор джинсов вашего размера и любимого стиля из магазинов на улице, по которой вы сейчас идете, а затем встреча в кафе всех людей, которые именно в этот день купили эту модель джинсов.
Для перехода к web 3.0 уже накоплен серьезный массив информации — анкеты пользователей в социальных сетях, их вкусы и предпочтения. И уже сейчас социальные сети — почти идеальное место для маркетологов в плане работы с потребителем. Конечно, социальные сети интенсивно развиваются, и поэтому маркетинговые знания по работе в них моментально устаревают. Но это лишь делает интернет-маркетологов более значимыми профессионалами на рынке труда.
Второй и третий web’ы позволяют с аптекарской точностью смотреть за действиями пользователей в социальной сети, в том числе и за их потребительскими предпочтениями, и на основе анализа их действий выстраивать с ними как с потребителями эффективное общение. Громадную часть работы за маркетологов делает Интернет, но все же формировать выигрышную рекламную кампанию, как и нести ответственность за свою работу, может только человек, маркетолог.
SMM восходящего солнца
Несмотря на масштабность социальных сетей, работа по привлечению пользователей в каждой стране, каждом регионе мира обладает своей спецификой. Так, китайские интернет-бизнесмены, невзирая на особенности регулирования Сети в своей стране, смогли добиться потрясающих результатов в развитии локальных социальных сетей. Согласно англоязычной Википедии, 1,5 года назад у ведущей китайской социальной сети Qzone количество пользователей составляло 200 млн. Стоить отметить, что около 10% дохода Qzone зарабатывает на рекламе, остальная часть — продажи виртуальных товаров. Которые, несомненно, будут неотъемлемой частью интернет-жизни XXI века.
С экономической точки зрения в Китае наблюдается переизбыток населения, поэтому неудивительно появление социальной сети, целевой сегмент которой сложно представить в Росси и, шире, в Рунете — предназначен для рабочих и крестьян. 51.com именно такой, хотя по гламурности главной страницы такое заключение сделать сложно. То, что эта сеть уже помогает общаться 150 млн китайцев, стало фактом.
Китай сделал такой рывок, в первую очередь, благодаря особенностям менталитета. Сервисы в Китае, прежде чем дать пользователям доступ, просят их пригласить в этот же сервис своих родственников, друзей, знакомых. Китайский менталитет адекватно воспринимает данное предложение. В Facebook также есть подобная опция: эта служба периодически предлагает вам познакомить ваших же друзей. Но делает это редко и ненавязчиво.
Продвижение в социальных сетях — реклама или PR?
Существует мнение, что при большом количестве друзей в разных сетях, Twitter, на других сервисах, можно быстро раскрутить любую кампанию. Однако специалисты склоняются к тому, что продвижение в социальных сетях все-таки в большей степени стратегическая задача. Судите сами, социальные сети требуют вовлеченности пользователей. Т.е., разового контакта с потенциальным потребителем не то, что недостаточно, разовый контакт — это ничто. И понятно, что в течение дня бренд не будет вступать в коммуникацию с потребителем несколько раз — это вызовет отторжение. Количество таких актов и время между ними должны быть четко просчитаны. Поэтому SMM нельзя назвать аналогом рекламы, которая может стимулировать продажи в день, когда она несет свой месседж покупателю.
Но в том же время SMM неверно сравнивать и с PR, так как связи с общественностью — еще более стратегический инструмент, который, к тому же, не способствует прямым продажам. Очевидно, социальные сети способствуют продажам, и с каждым месяцев все эффективнее по сравнению с традиционными способами коммуникации, но работа в них ведется на средне- и долгосрочную перспективу.
Такая работа с пользователем позволяет собирать весь массив информации о нем и выстраивать коммуникацию в соответствии с его интересами. Другими словами, пользователь будет видеть те продукты, которые он уже расположен купить. А если производитель хочет продать продукт, неизвестный пользователю, то социальная сеть будет предлагать алгоритм, по которому через определенное время продажа будет осуществлена.
Google уже взялся за формирование этого тренда — его проект OpenSocial позволяет одновременно создавать приложения для многих социальных сетей. Разработчики приложений получают информацию о пользователях из разных сетей и создают универсальные приложения. Правила OpenSocial уже приняли LinkedIn, Hi5, Ning, Plaxo, Bebo, Six Apart, Friendster и наиболее известный в Рунете MySpace.
В интернет-продвижении сейчас нужно делать ставку на Twitter, — считает директор веб-компании „Медиасфера“Георгий Кужим. — С увеличением аудитории Twitter, а особенно с включением его в поисковые результаты Google, возможности этого инструмента возрастут. Как следствие, спросом на продвижение продуктов будут пользоваться услуги агентов влияния Интернета. Сейчас, наверное, стоит ожидать роста социальных сетей в мобильных приложениях и адаптации интернет-контента под мобильные устройства. А развитие геолокационных сервисов, пожалуй, самый интересный тренд, на который следует обратить внимание.
Что наша жизнь? Игра!
По мнению директора SECL Никиты Семенова, будущее Интернета за 3D-интерфейсами. Исходя из прогноза, станут рекламными игроками и социальные 3D-сети. Сегодняшний профиль игроков — текст профиля пользователя, фотографии, видеофайлы. Дальше будет больше: можно будет походить по стенам учебного заведения человека, познакомиться с его виртуальными подругами (друзьями), зайти к нему в гости и посмотреть, какие бренды у него в фаворитах. Разумеется, в социальной сети будут свои университеты, а при успешном брендировании их дипломы будут не «легче» стэнфордских.
Отмечая 3D-интернет-тренд нельзя не сказать несколько слов и об играх в социальных сетях. «Веселый фермер» и «Ресторатор» показали, что технологическая тяжесть игры совсем не главный показатель ее популярности. Формат игр 80-90-х прошлого столетия, помещенный в социальные сети, оказался популярным. Следующая фаза — это усовершенствование игр, создание более технологичных вариантов, но не обязательно проработанности деталей — игры будут использовать коммуникативность социальных сетей, главным будет взаимодействие человека с человеком. Ну и как вариант, естественно, свое место займет смешение реального и виртуального 3D-миров.
Делай деньги, социалка
Переводя тему игр в русло монетизации, следует сказать, что заработок денег на играх сегодня выстроен по схеме free-to-play. Человек может спокойно играть, пользуясь определенным набором инструментов, но если он хочет получить безграничные возможности, или, например, покупать «жизни», то за это нужно заплатить. Эта тенденция сохранится и в будущем, в том числе и в 3D-варианте.
Какие еще возможности монетизации социальных сетей будут актуальны в ближайшие год-два? Самый простой и очевидный способ — создать социальную сеть и продать ее. В мире есть компании, которым нужны социальные сети, а, точнее, нужны их базы данных. Обладая своей социальной сетью, можно и проводить успешные рекламные кампании, и делать поиск более эффективным. В частности, ради лучшего поиска задумана социальная сеть Google Me.
Google стал «присматриваться» к социальным сетям еще в 2006 году — тогда же купил YouTube за $1,65 млрд. Другие it- и интернет-гиганты тоже не отставали. В 2007 году Microsoft купила 1,6% социальной сети Facebook за $240 млн. В том же 2007 г. Яндексом была выкуплена социальная сеть МойКруг — эксперты оценивают сумму сделки в $3 млн. 30% первого социального лидера Рунета Odnoklassniki.ru были проданы латвийской компанией Forticom за $10 млн. Как видим, тенденция устойчивая, и данный способ монетизации социальной сети — рабочий.
Вот-вот должна проклюнуться монетизация закрытых социальных сетей, таких, например, как pro2.ru. Такое развитие событий подсказывает и сама логика жизни: сколько существует профессиональных общественных организаций или закрытых клубов, участие в которых предоставляет определенные выгоды! Но за такое комьюнити необходимо вносить ежемесячную или ежегодную плату, естественно, меньшую, чем получаемые выгоды.
С введением внутренней валюты, например, голосов В Контакте, открываются новые возможности для монетизации приложений и продажи товаров и услуг, работы адаптированных под социальные сети интернет-магазинов, — считают в «Медиасфере».
По мнению специалистов из этой веб-студии, следующим этапом развития и монетизации будет платный видео-контент, например, онлайн-видео, трансляции концертов или обучающие семинары, онлайн-консультации. Сохранится спрос и на приложения для социальных сетей.