На днях Яндекс сообщил, что быстрые ответы от языковой модели YandexGPT теперь доступны всем пользователям в результатах поиска. Но пока на ограниченном объеме запросов.
Как отмечает Яндекс, благодаря YandexGPT быстрые ответы лучше справляются со сложными и комплексными вопросами. Рядом с ответами языковой модели всегда есть указание о том, что их сгенерировала нейросеть, и заметная ссылка на источник.
По заявлениям Яндекса, в ходе закрытого бета-тестирования быстрые ответы от YandexGPT получили хорошие отзывы как со стороны обычных пользователей:
- Быстрые ответы оценили более 200 тысяч человек. 70% оценок были положительными, чаще всего участники теста отмечали полезность быстрых ответов.
Так и со стороны владельцев сайтов:
- По результатам последнего опроса, 70% участников исследования видят в быстрых ответах дополнительную возможность для продвижения своих сайтов. 43% заметили рост трафика от попадания в блок быстрых ответов в качестве источника, а 50% ответили, что это способствовало росту узнаваемости бренда. CTR страницы, которая стала источником для быстрого ответа от YandexGPT, сопоставим с CTR ссылок из топ-5 поисковой выдачи.
Не все обрадовались быстрым ответам от YandexGPT
Реакция на опубликованную новость у вебмастеров была не столь однозначной, как результаты исследования Яндекса. Часть специалистов сразу заговорила о том, что пришло время обновить файлы robots.txt и внести туда запрещающую директиву для YandexAdditional:
User-Agent: YandexAdditional
Disallow: /
После ее установки контент сайта не будет использоваться для создания быстрых ответов с помощью нейросети YandexGPT. Яндекс сам предложил такую возможность вебмастерам, видимо предвидя, что не все захотят делиться контентом со своего сайта.
Скептическое отношение к быстрым ответам у вебмастеров появилось не вчера. Первая версия ответов появилась в 2016 году. С 2021 года в них используется технология выделения информации с помощью нейросети BERT.
Все это время вебмастера говорят о том, что сайты недосчитываются поискового трафика, т.к. пользователи не переходят на сайты, получив быстрый ответ прямо в выдаче. Сейчас ответы будут еще более точными – следовательно и желания переходить за подробностями на сайты, будет еще меньше.
«Смысл быстрых ответов от AI как раз в том, чтобы пользователь удовлетворил свой запрос, не переходя на сайт-первоисточник.
В этом контексте перспектива иметь две ссылки на первой странице выдачи не такая уж и позитивная. Да, иногда в быстрые ответы будут залетать сайты, которые по запросу ранжировались за пределами ТОП-10. Но гораздо чаще там будут сайты, которые и так ранжировались высоко.
Общее количество переходов из поиска на сайты в инфозапросах будет сокращаться. И эти изменения, на мой взгляд, будут происходить стремительно… Поэтому оставлю свой прогноз: со временем ссылка на первоисточник станет менее заметной», – делится мыслями эксперт по интернет-маркетингу Ленар Амирханов в своем Телеграм-канале.
Редакция SEOnews решила разобраться, чего больше в быстрых ответах от YandexGPT – пользы или вреда для SEO? Дополнительных возможностей для продвижения или новых рисков? Мы спросили об этом экспертов отрасли и теперь делимся их ответами.
Что вы думаете о быстрых ответах? Видите в них дополнительную возможность для продвижения сайтов?
Все эксперты отмечают, сейчас быстрые ответы от YandexGPT применяются только для некоторых информационных запросов и частично формируются из топа органики. Для сайта это означает возможность получить сразу две ссылки из выдачи Яндекса. Например, в быстрых ответах и далее в топ-3. Также есть примеры, когда быстрый ответ формируется из сайтов, находящихся за пределами топ-10, и тогда это отличный шанс получить ссылку на первой странице и стать выше своих конкурентов.
Яндекс достаточно давно тестирует возможность получения пользователем ответа прямо в результатах выдачи. В 2024 году с развитием ИИ появилась возможность с помощью нейросетей генерировать еще более точный ответ «на лету», который отлично попадает в потребность пользователя. Почему бы не использовать ее?
Владельцам сайтов и вебмастерам необходимо стремиться попадать в эти ответы, чтобы получать дополнительный трафик из выдачи, иначе – его получит кто-то другой.
Любой релиз, который происходит в поиске, необходимо использовать для продвижения своих проектов. Как правило, в момент запуска такие нововведения получают больший охват. Дальше – охват может падать. Для SEO необходимо:
- Провести анализ выдачи и понять, по каким запросам из вашего ядра выводятся быстрые ответы.
- Понять, попадает ли ваш сайт как источник в них и указывает ли Яндекс ссылку на него.
- Если нет, понять, почему и что делают конкуренты, чтобы оказаться там.
- Как всегда в SEO – сделать так же или лучше, чем у конкурентов.
Быстрые ответы от Яндекс – это некий гибрид нулевой выдачи и похожих вопросов в Google. В Яндексе некоторые ответы генерируются ИИ, а некоторые выводятся из текста сайтов.
Для SEO – это отличная возможность для получения еще одной ссылки в SERP. Быстрые ответы нужно расценивать, как еще одну дополнительную вертикаль поисковой выдачи, где можно занять место и привлекать трафик.
Замечено, что Яндекс отдает приоритет нумерованным спискам, если нужна какая-то инструкция, например: «как чистить лук» или «как замачивать веник». Каждый раз ответы формируются по-разному. На один и тот же запрос разные пользователи в одном регионе могут получить разные ответы.
Быстрые ответы в Яндексе существуют уже довольно давно, а опыт Яндекса по их генерации нейросетями пока не столь значителен, на мой взгляд. Поэтому, с одной стороны, быстрые ответы оказывают влияние на то, как пользователи и Поиск взаимодействуют друг с другом. Людям не нужно кликать на выдачу дальше, исследовать сайты, они просто видят быстрый ответ и получают информацию сразу же. Но задумываются ли они о качестве информации, кликая на первую попавшуюся ссылку в быстрых ответах? Нет.
Всегда нужно помнить о верификации источников, поскольку автоматически сгенерированный контент не всегда может приносить верную информацию. Качество и точность быстрых ответов с помощью нейросетей зачастую зависят от постоянного обучения и развития алгоритмов, а Яндекс пока только начинает активную работу в этом направлении.
Безусловно, новые вызовы для SEO здесь есть. SEO-специалистам нужно адаптировать свои стратегии, чтобы не просто попасть в топ поисковых запросов, но и стать источником информации для быстрых ответов. И здесь очень важно быть не просто источником информации, а заинтересовать пользователя качеством информации, чтобы он не просто зашел и ушел, а остался.
Это еще одна классная возможность показываться на нулевой позиции, сразу под строкой поиска, как в случае с быстрыми ответами Google. CTR тут должен быть очень хороший. Даже, если сниппет вашего сайта находится по запросу ближе к концу десятки, YandexGPT может "вытащить" вас в свой блок и показать дополнительно на самой верхней позиции.
Поэтому в наших интересах пересмотреть немного формат написания контента. Скорее всего, нужно будет в конце статей давать основные тезисы (сжато) – на какие вопросы ответила данная публикация. В таком случае вероятность попадания в блок от YandexGPT будет больше.
Почему Яндекс предложил владельцам сайтов запрещающую директиву для YandexAdditional? Вы будете ее использовать?
Так Яндекс отработал потенциальное возмущение со стороны авторов контента. Думаю, что использовать директиву YandexAdditional нет смысла, т.к. большинство не будет знать о ее существовании и не будет запрещать к использованию свои сайты.
Запрещая, вы можете просто лишить себя какой-то доли трафика из выдачи. Если бы все правообладатели договорились разом не делиться контентом с Яндексом, это могло бы повлиять на экосистему в целом. А в качестве единичного случая – нет смысла.
Допускаю, что закрытие сайта от нейронных сетей Яндекс может быть нужно сайтам из YMYL-тематик. Там неправильно сгенерированный ответ может нанести вред здоровью человека. Но в том же поисковике Bing давно используются нейросети и скрыть от них свой сайт нельзя.
Быстрые ответы – это еще одна бесплатная вертикаль в поисковой выдаче. Это прямая возможность получения дополнительного трафика.
У любого нововведения есть противники и сторонники. Всегда должен быть выбор между добром и злом, большинством и меньшинством. Чтобы не ограничивать т.н. меньшинство, Яндекс и ввел эту директиву. Такие люди всегда будут опасаться прогресса, они в душе "ненавидят проклятых капиталистов" и считают, что их контент – это их дело. Если бы Яндекс не ввел эту директиву – стоял бы вой на весь Рунет.
Думаю, YandexAdditional поначалу будут пользоваться, в основном, крупные бюрократические сайты и вебмастера, зарабатывающие на своем уникальном (как они считают) контенте. Основной массе вебмастеров и SEO-специалистов эта директива не нужна.
Но в то же время, считаю, что всему большинству стоит все же приглядеться к тем сайтам, что будут ставить эту директиву. Возможно, мы в массе ошибаемся, и контент этих вебмастеров действительно в чем-то уникальный.
Тут сложно сказать пока. Надо тестировать. Сейчас не вижу смысла ее использовать. Возможно, в каких-то сложных тематиках ИИ может как-то исказить своими ответами смысл контента страницы и тогда лучше воспользоваться директивой YandexAdditional.
Таким образом, все опрошенные SEOnews эксперты сходятся во мнении, что быстрые ответы от YandexGPT – это скорее новая возможность для продвижения сайта, пусть еще не отточенная до совершенства и таящая в себе некоторые риски. Но лучше пробовать и делать выводы для своих сайтов именно на практике. Чем закрываться и наблюдать за происходящим развитием отрасли со стороны.
А что вы думаете о быстрых ответах от YandexGPT и будете ли использовать директиву для YandexAdditional? Поделитесь вашим мнением в комментариях.