Performance-маркетинг владеет умами агентств и их клиентов уже не первый год. И, конечно, мы не можем обойти его вниманием, когда говорим о трендах отрасли. В этой статье обсудим, каким будет PM в 2017 году по мнению экспертов.
Не так давно
В прошлом году, обсуждая с экспертами тренды performance-рынка на 2016 год, мы прогнозировали:
- рост доли мобильной рекламы,
- усиление роли аналитики и стратегического планирования,
- повышение прозрачности размещения рекламы;
- расцвет контекстной и видеорекламы и контент-маркетинга.
И не ошиблись. Специалисты, занимающиеся performance-маркетингом, могли оценить значение этих направлений в прошлом году.
А что сегодня?
А сегодня западные специалисты призывают нас обратить внимание на голосовой поиск и голосовых помощников, фрагментацию и отслеживание данных в многоканальных кампаниях и, неожиданно, на мобильную аудиторию.
Российские эксперты сделали акцент на изменении подхода к оценке эффективности кампаний. Есть мнение, что в 2017 году на смену KPI в виде показов, кликов и лайков придут такие показатели, как средний чек, LTV и LTC.
Не вызывает сомнений и повышенное внимание к кросс- и многоканальным решениям. Следствием этого станет появление новых кейсов и аналитических инструментов, позволяющих отслеживать мультиканальные взаимодействия.
Также российские специалисты отметили рост значения качественного контента и предположили, что в новом году агентства будут все чаще предлагать клиентам не отдельные услуги, а пакеты.
Говорят эксперты
Надежда Мерещенко, генеральный директор Adventum, заместитель председателя Комитета по performance-маркетингу и смежным рынкам IAB Russia
Performance-маркетинг продолжает двигаться в сторону персонализированной коммуникации с пользователем. Выиграет тот, кто научится работать с пользователем по-новому: изучать его интересы, понимать потребности и настроение, строить поведенческие портреты и общаться с ним комплексно во всех каналах.
Мы перестанем говорить о трафике, потому что количество перейдет в качество. На смену показам, кликам, лайкам, конверсиям придут другие показатели – средний чек, LTV, LTC.
Рекламодателям придется быть внимательнее к своим пользователям, заботится о них, создавать качественный и полезный контент. И ресурсы для этого есть.
Всё больше людей живут в сети: делают покупки, общаются, рассказывают о себе, работе, вкусах. Бизнес умеет эти данные собирать. Следующий шаг – учиться правильно их очищать, обрабатывать, интерпретировать.
Performance-маркетинг усилится новыми возможностями аналитики, технологиями и инструментами. Мы сможем определять тренды в поведении пользователей, совмещать продвижение онлайн и офлайн, строить комплексные рекламные стратегии и находить новые решения для каждого этапа общения с пользователем.
Владимир Ланцов, руководитель направления контент-маркетинга в ГК «Скобеев и Партнеры»
Все, что не отслеживается, не контролируется. Первый и главный тренд performance-маркетинга – это детальный подсчет всех жизненных показателей проекта. Необходимость в контроле динамики не только основных показателей, но и побочных появилась относительно недавно, но то, с какой динамикой развивается требование детального анализа, удивило рынок так, что SEO-агентства ринулись переименовываться в performance и предлагать соответствующие услуги под тренд. Кстати, в декабрьском интервью с Дмитрием Котом мы с определенной долей юмора поднимали тему performance-маркетинга.
Второй тренд – работа по лидам. Ушло время KPI, основанных на посещаемости, и отчетов с показателями роста позиций. Что это дало для продаж? Какая конверсия в лид? Сколько заявок привел контент-маркетинг за месяц? На все эти вопросы должен отвечать performance-маркетинг.
Третий – пакетная подача услуг. Переквалификация из digital-агентств в performance-маркетинговые также соответствует смене позиционирования услуг на рынке. Динамика прибыли бизнеса должна быть положительна с каждым месяцем вне зависимости от подключаемых услуг, поэтому логичнее и грамотнее предоставлять услуги пакетно. Повышаем допродажи email-маркетингом, повышаем трафик с органической выдачи, увеличиваем спрос с помощью контент-маркетинга и создаем отдельный лендинг под контекст – всего это приведет столько-то заявок. Вот это грамотные отношения с клиентом.
Четвертый – отслеживание пользователя на всех устройствах. Комплексная реклама по всем устройствам на данный момент невозможна. Думаю, в ближайшее время мы увидим много кросс-платформенных решений.
И последний, по-моему мнению, контент-маркетинг. Корректно рассказать о себе, продукте, интересно это оформить, раскрутить по рекламным каналам и собрать подробную статистику – вот что нужно! Пользователь нуждается в информационной помощи, и ее нужно ему дать.
Максим Самойленко, CMO Риалвеб
Performance – это не панацея и не волшебная таблетка, а лишь подход к рекламе, основанный на использовании исчислимых и имеющих бизнес-смысл KPIs.
Преимущества этого подхода как для рекламодателя, так и для агентства очевидны, для ведущих игроков рынка это уже данность. По мере роста среднего уровня экспертизы на рынке работать в рамках performance-идеологии начнут и клиенты/агентства рангом пониже.
В прикладном смысле мы увидим в следующем году меньше ценовых тендеров, большее значение будет иметь экспертиза агентства. Если говорить о трендах 2017, то наиболее интересно будет наблюдать за появлением кейсов в omnichannel. Про интегрированные кампании по всем каналам говорят уже давно, настало время сделать реальные работающие кейсы и затем их масштабировать.
Также много будет говориться и делаться вокруг кросс-девайсных кампаний, инструментов сбора, анализа и визуализации данных.
Елена Фирсова, директор по продукту платформы по управлению контекстной рекламой Origami
В 2017-м году мы увидим повсеместное использование инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения для анализа данных и повышения эффективности рекламных кампаний. Например, нейросети уже используются в системах колтрекинга для распознавания речи и анализа звонков с рекламы, алгоритмы машинного обучения тестируются для эффективного управления ставками в рекламных кампаниях.
Анализировать данные будут еще глубже и более комплексно, с учетом мультиканальной и омниканальной атрибуции. Рекламодатели постепенно приходят к пониманию, что решение о конверсии пользователь зачастую принимает на основе нескольких взаимодействий с брендом, порой на разных устройствах. Возможен микс онлайн- и офлайн-взаимодействий. На рынке уже много инструментов, позволяющих отслеживать эти взаимодействия, в том числе – оптимизировать рекламные кампании с учетом мультиканальной атрибуции конверсий. Все идет к тому, что мультиканальная оптимизация рекламы станет стандартом.
Еще одно следствие более глубокого анализа данных: изменяются метрики, по которым оценивается эффективность performance-инструментов. Если раньше маркетологи не заходили дальше оптимизации кампаний по CPO или CPA, то сейчас практически повсеместно используется оптимизация по ROAS, ROI, ДРР и тому подобным показателям, которые учитывают не только количество заказов, но и сумму заказа и его маржинальность. Распространяется более детальная сегментация клиентской базы, отслеживание повторных заказов, вычисление дохода с рекламы в разрезе каждого клиента. Надеюсь, что в наступившем году аналитика углубится еще больше, и такие метрики как LTV (т.е. прибыль с клиента за все время сотрудничества) перестанут казаться чем-то недостижимым, а войдут в рабочий инструментарий.
Итак, в новом году рынок performance-маркетинга ждут новые KPI, кейсы по кросс- и мультиканальным кампаниям, новые технологии и инструменты аналитики и, конечно, еще более качественный контент.