Чек-лист: как при смене дизайна не навредить SEO

Осуществив редизайн сайта, многие владельцы вместо скачка в продвижении наблюдают явное проседание позиций. Это может произойти из-за неправильной настройки технических аспектов, так как редизайн чаще всего подразумевает не только смену дизайна как такового, но и изменения в структуре сайта, и даже переход на другую систему управления контентом (CMS).

В этом материале я собрал контрольный список действий, которые нужно выполнить перед редизайном, чтобы не потерять рейтинг и не навредить продвижению сайта.


  1. Замерьте стартовые позиции
  2. Перенесите тестовый сайт на временный URL
  3. Создайте копию текущей структуры сайта
  4. Соберите список обратных ссылок
  5. Проверьте перелинковку
  6. Составьте карту редиректов
  7. Параметры, которые также важно учитывать при редизайне:

1. Замерьте текущие позиции и показатели

Перед тем как внедрять какие-либо изменения, рекомендуется проанализировать текущие данные по средним позициям, видимости сайта, CTR, показателям отказов, сессиям и другим важным метрикам.

Для этого войдите в учетную запись Google Analytics. На панели навигации перейдите в раздел «Аудитория» → «Сравнение».

Также в GA удобно фиксировать все изменения с помощью комментариев: откройте нужный отчет и обязательно добавьте комментарий. В нем укажите дату, когда был выполнен редизайн, и дайте название.

Нажмите звездочку слева, чтобы комментарий сохранился как важный.

Если домен сайта не менялся, после редизайна сайта в Google Analytics вы можете сравнить показатели с помощью временного интервала: выберите период до запуска изменений и после запуска. Чтобы сравнивать максимально эффективно, интервалы должны совпадать по длительности и по дням недели. Например, интервал среда–пятница после переезда нужно сравнивать с интервалом среда–пятница перед переездом.

2. Перенесите тестовый сайт на временный URL

Редизайн, как правило, занимает некоторое время, и, пока он в процессе внедрения, текущий сайт должен исправно работать. Чтобы не проводить изменения и тесты на текущем сайте и не пугать пользователей, тестируйте новый дизайн на временном адресе, который будет недоступен пользователям и закрыт от индексации поисковыми системами (во избежание дублирования).

После того, как новый дизайн будет готов, разработчик должен перенести изменения с временного URL на основной сайт.

3. Создайте копию текущей структуры сайта

Если в процессе редизайна что-то пойдет не так, вам нужно иметь список всех страниц сайта и его структуру, чтобы иметь возможность вернуть все к прежнему виду.

Для сбора всех URL сайта, структуры и поиска ошибок воспользуйтесь краулером. В рамках этой статьи я буду использовать краулер Netpeak Spider. Также сканирование сайта поможет вам определить, в каких местах необходимо внести корректировки, например, исправить битые ссылки или дубликаты.

  1. Вставьте в адресную строку домен сайта и нажмите на кнопку «Старт», чтобы программа начала сканировать сайт.

  1. По окончании сканирования, найденные страницы сайта вы можете найти на вкладке «Все результаты».

  1. Чтобы сохранить список в текстовом формате, откройте меню «Список URL» и выберите опцию «Сохранить список URL в файл».
  1. Чтобы выгрузить структуру сайта, перейдите в меню «Экспорт» и выберите соответствующий пункт.

В сохраненном отчете вы увидите структуру сайта в удобном виде, а также сможете посмотреть глубину страниц и параметры, которые отображались на боковой панели программы.

Чтобы посмотреть, обнаружены ли на сайте ошибки, перейдите в отчет «Ошибки» на боковой панели.

Обратите внимание, что при редизайне также необходимо проконтролировать, чтобы:

  • контент и все тексты остались на своих местах;
  • соблюдалась и была правильно организована структура URL;
  • теги title и description всех страниц были оптимизированы;
  • все изображения были исправными (не битыми) и также оптимизированы.

Подробнее о том, как оптимизировать эти элементы, вы можете прочесть в справке Google.

Аудит повторно рекомендуется провести и для новой версии сайта на тестовом URL перед переносом на основной адрес, чтобы проверить, не упущены ли исправления каких-либо технических ошибок.

4. Соберите список обратных ссылок

При редизайне есть большой риск потерять обратные ссылки (еще их называют «бэклинки»): это может быть связано с изменением структуры, изменением URL или домена.

Создайте список ссылок, которые необходимо сохранить либо же поставить с них редирект, – это позволит вам избежать потери ссылочной массы, которая важна для поисковых систем.

Получить и сохранить список бэклинков можно с помощью Яндекс\.Вебмастера.

И с помощью Google Search Console.

Чтобы собрать более полный список всех бэклинков, воспользуйтесь популярными сервисами анализа ссылок. Я покажу выгрузку на примере сервиса Ahrefs.

  1. Войдите в сервис и выберите инструмент «Сайт Эксплорер».
  2. Введите домен сайта и нажмите на кнопку поиска.
  3. Затем в разделе «Ссылочный профиль» откройте отчет «Бэклинки». В правом углу нажмите кнопку «Экспорт» для выгрузки ссылок. 

5. Проверьте перелинковку

Внутренние ссылки на сайте играют важную роль для SEO, потому необходимо отслеживать, не появились ли новые сквозные блоки перелинковки при изменении дизайна. Они опасны тем, что могут привести к потере позиций сайта в поиске.

Поэтому обязательно проверяйте следующие моменты:

  1. Все внутренние ссылки, старые и новые, должны вести на работающие и открытые для индексации страницы.
  2. Все блоки перелинковки на важные страницы должны остаться без изменений.
  3. Ссылки, которые ведут на неважные для поисковых систем страницы, должны быть закрыты тегом rel="nofollow", а сами страницы закрыты от индексации.

6. Составьте карту редиректов

Карта редиректов (перенаправления со старых адресов на новые) спасет вас от появления дубликатов страниц и потери позиций в поиске, если в процессе редизайна будет меняться структура URL-адресов. Карта представляет собой список страниц в виде таблицы, где один столбец будет содержать старые адреса, а другой – обновленные.

После того, как вы составили таблицу перенаправлений, дайте ее разработчикам на внедрение.

По завершении работ проверьте правильность настройки редиректов с помощью Netpeak Spider.

  1. Просканируйте сайт или же список URL, которые вы собрали в таблице.

  1. После окончания сканирования через модуль «База данных» откройте отчет «Редиректы» и посмотрите, везде ли стоит редирект и правильно ли он настроен. Также убедитесь, чтобы конечный URL отдавал код ответа сервера строго 200 OK.

7. Параметры, которые также важно учитывать при редизайне

7.1. Скорость загрузки сайта

Скорость загрузки сайта является критичными параметром в продвижении сайта.

Убедитесь, что после обновления дизайна, сервер отвечает на запрос с оптимальной скоростью – 50–200 мс, а загрузка первого экрана страницы не больше 5 секунд.

Для этого вы можете воспользоваться инструментом PageSpeed ​​Insights.

Или вышеупомянутым краулером, который покажет время ответа сервера и загрузки контента, а также определит слишком медленную загрузку как ошибку.

7.2. Поддержка мобильных устройств

Меняя дизайн сайта, не забывайте о таком важном аспекте, как оптимизация для мобильных устройств.

Воспользуйтесь инструментом Mobile-Friendly Test, чтобы проверить, оптимизированы ли страницы сайта.

7.3. Страница 404

Даже если вы исправили все битые ссылки на сайте, страницы 404 насовсем исчезнуть не могут.

И чтобы они не стали причиной больших показателей отказов, придумайте интересный дизайн и оформление страницы 404.

Не допускайте, чтобы она выглядела вот так:

Признаки полезной 404 страницы, которая способна уменьшить показатель отказов:

  1. Она оформлена креативно и в том же дизайне, что весь сайт.
  2. Содержит уведомление о том, что это неработающая страница, и в этом нет ничего страшного.
  3. На ней есть навигация: ссылка на главную страницу, поиск по сайту, хлебные крошки, ссылки на интересные материалы и т.п.

Пример хорошо оформленной 404 страницы.

Последний совет: после того, как редизайн будет завершен, обновите также файлы robots.txt и XML Sitemap.

Подводим итоги

Редизайн – это отличный способ сделать сайт более привлекательным и удобным для пользователей. Но есть и другая сторона: он может повлечь за собой негативные последствия для SEO. Чтобы этого не случилось, воспользуйтесь этим чек-листом:

  • замерьте текущие позиции;
  • перенесите сайт на временный URL;
  • создайте копию текущей структуры сайта;
  • соберите список обратных ссылок;
  • проверьте перелинковку;
  • составьте карту редиректов;
  • проверьте параметры, которые также важно учитывать при редизайне;
  • обеспечьте хорошую скорость загрузки страниц;
  • не забудьте о поддержке мобильных устройств;
  • создайте красивую страницу 404.
Знаете еще какие-то полезные советы при редизайне? Делитесь в комментариях.

(Голосов: 19, Рейтинг: 4.58)