От редакции SEOnews. Данное исследование проводилось на примере белорусских интернет-магазинов, но мы считаем замечания и советы, которые приводятся в статье, применимыми и к рунету.
В настоящей статье портал Raskrutka.by рассматривает на примере белорусских интернет-магазинов — какими качествами должен обладать хороший онлайн-магазин. Причем не только рассматривает эти качества в принципе, а на примере белорусских магазинов ищет подтверждение, насколько они реализуются.
Для исследования взято 50 интернет-магазинов из каталога tut.by, сортировка по количеству белорусских пользователей.
Мы рассматривали магазины различных тематик, с самым разным ассортиментом, в том числе в выборку попало несколько сайтов, которые не являются непосредственно магазинами, но имеют в своем составе таковой (например, awb.by). Какими главными достоинствами должен обладать с точки зрения структуры и контента?
- Простым дизайном и понятной структурой.
- Удобной навигацией.
- Наличием описания товаров.
- Наличием полезной дополнительной информации, которая способна заменить, хотя бы частично, консультанта.
- Отсутствием лишней информации (например, скопированных новостей, которые можно прочитать в любом другом месте).
- Отсутствием рекламы.
- Возможным наличием дополнительных мелких сервисов (возможность сравнения товара, поиск по заданной форме и т.д.)
- Наличием удобного способа поддержания связи с пользователем (в частности, оповещение об отсутствии товара на складе, изменении курса валют и т.д.)
Когда мы проанализировали наши магазины, оказалось, что практически у каждого из них есть какой-либо недочет, а в целом ситуация выглядит примерно так:
О тех проблемах, что мы не упомянули в диаграмме, поговорим немного позже, а пока остановимся на диаграмме. Что самое главное для интернет-магазина? Как и для любого другого, — продавать. И в этом плане не столько критичны отсутствие полезной информации и сервисов, хотя они находятся на первых местах нашего рейтинга. Намного важнее, чтобы пользователь не просто зашел на вашу страницу, но и остался там, смог сориентироваться, выбрать и заказать. Поэтому, если сортировать ошибки по степени важности для продаж, это можно сделать следующим образом:
1. Ошибки оптимизации
Для интернет-магазина очень важно быть привлекательным в поисковых системах. Для этого необходимы хорошее описание в поисковых системах, ключевые слова, а также страницы, оптимизированные под каждое наименование товара отдельно. Последнее условие выполняется практически всеми магазинами, хотя их keywords на страницах с товарами могут выглядеть так: «Nokia 1100 купить зарядка для Nokia мобильный телефон магазин телефонов беларусь минск», — то есть, недостаточно индивидуально для товара. Что касается описания, то более чем в 50% случаев оно совпадает с ключевыми словами. С одной стороны, описания магазинов чаще всего отличаются только ассортиментом товаров, с другой, все-таки магазин должен иметь свою индивидуальность, — тем более, что у многих белорусских Интернет-магазинов одинаковы даже фавиконы (образец shop.by). Добиться индивидуальности можно не перечислением ассортимента, а предложением скидок (например, постоянным покупателям), уточнением бесплатной доставки (пусть это подразумевается само собой, напомнить будет нелишним). Тут же может пригодиться та самая полезная информация, — например, 21vek.by сообщает о том, что это не только магазин, но и «информативный сайт», на котором действительно есть статьи с советами по выбору бытовой техники.
2. Проблемы с дизайном и навигацией
Примеры: digital.shop.by — проблемы с тэгами
supermarket.shop.by — очень мелкий шрифт
abw.by — слишком пестрый дизайн
Согласно
- Владелец магазина не может позволить себе использовать площадь на главной странице для бесполезно-эстетических целей, каждый текст и каждое изображение должно подталкивать покупателя к покупке.
- Есть информация, которая может быть важной для пользователей, — они должны ее увидеть и ее должно размещать на первой странице при ограниченном количестве места.
- Покупатель должен пройти кратчайший путь от главной страницы до желаемого товара, в том числе формы заказа.
- Если покупателю будет некомфортно изучать сайт, он легко уйдет на другой, — благо, в Байнете их достаточно.
- Покупатель должен быть информирован о наличии товара, — это важный пункт, так как зачастую об его отсутствии он узнает только по телефону. При отсутствии товара на складе также не стоит делать простую пометку «нет в продаже». Лучше предложить несколько альтернативных вариантов товара, которые пользователь может приобрести. Кстати, для этого желательно ежедневно обновляться в каталогах типа Onliner, чтобы, найдя ваш магазин по форме «в наличии у n продавцов», пользователь был уверен, что купит желаемый товар.
- Сайт должен быть разумным компромиссом между скромностью и комфортом. У пользователя должна быть возможность детально изучить товары, в том числе на фото, но не все белорусские пользователи могут позволить себе долго ждать загрузки страницы или тратить на нее много трафика. Поэтому не нужно злоупотреблять флеш-меню и прочими «примочками».
Нужно отметить, что наиболее распространенными (хотя и не критичными) ошибками являются, во-первых, отсутствие оптимизированных страниц под любое разрешение экрана (необходимость горизонтальной прокрутки вообще является одной из самых грубых ошибок при создании сайта), а, во-вторых, наличие длинных боковых колонок с незаполненным пространством посредине.
Есть также и другие особенности дизайна магазинов, но на них мы подробно останавливаться не будем. Заметим только, что у вашего сайта две задачи — продать товар и сделать так, чтобы сайт запомнился пользователи, и он вернулся. Но основная все-таки первая, на ней и должен делаться акцент.
3. Отсутствие полезной информации
Каким должен быть необходимый минимум информации, понятно, — сведения о товаре, контакты магазина, лицензия. Однако не следует забывать и о том, что у пользователя ограниченные возможности, в отличие от реального магазина. Значит, у него должна быть информация, которая сможет заменить консультанта и, в некоторой степени, возможность «попробовать» товар, — скажем, хотя бы узнать, как его пробовали другие. Такую информацию могут заменить обзоры, консультации по выбору, тестирование продукции. Во-первых, статьи с таким контентом увеличат количество ключевых слов, в них можно проставлять гиперссылки на страницы с соответствующими товарами, что полезно с точки зрения продвижения сайтов. Во-вторых, люди, которые хотят совершить покупку, но заранее не знают, какую лучше, могут искать об этом информацию в интернете, и если они найдут ваш обзор с возможностью приобрести, — шансы увеличить продажи вырастет. К сожалению, как видим, меньше всего магазинов используют эту возможность. Некоторые даже не используют подробного описания товаров,
4. Реклама
Посторонняя реклама на продающем сайте дело вообще сугубо личное для владельца сайта. С одной стороны, если другого способа оплатить хостинг нет, то можно разместить несколько платных ссылок, — на них мало кто обращает внимание. С другой стороны, реклама в виде баннеров или контекста, особенно на тематику, близкую тематике продаваемых товаров, может увести у вас покупателя. Шансы на это невелики, но есть. Другое дело, если вы размещаете яркий баннер «скидки до 50%!», ссылка на который будет вести на ваши же товары.
5. Отсутствие навигационных сервисов
Под навигационными сервисами мы подразумеваем преимущественно удобные пользователю формы поиска и возможность сравнения товаров. Хотя это необязательные элементы, они значительно помогают пользователю в выборе. Кроме того, зная, какие параметры выставляют пользователи в форме, — допустим, телефон до 200 долларов, с поддержкой mp3, IK-портом и так далее, — проще исследовать интересы потребительской аудитории. Возможностью сравнения товаров пользуются не все, но этой функцией тоже пренебрегать не стоит.
6. Иные ошибки
Чаще всего они связаны с написанием служебных — не продающих — текстов. Главное правило при создании магазина должно звучать так: «Не обещай покупателю того, что не можешь выполнить». Например, круглосуточный прием заказов. Если это означает, что покупатель может написать письмо в три часа ночи, а уже утром на него ответят, то так и сообщайте. Потому что может найтись человек, которому понадобится холодильник в эти три часа ночи и немедленно, — увы, клиент всегда прав. Правильно будет также писать замечания касательно валюты, в которой принимается оплата, касательно компенсации в случае неприема товаров и многие другие вещи. Следует также заметить, что многие магазины не блещут грамотностью в написании текстов и наименований товаров, — но это уже второстепенный фактов. Хотя некоторые ошибки вызывают даже улыбку (как на market.shop.bу «щистящая щеточка» — нащяльникааа...). Также обязательно наличие лицензии.
Кроме того, важен стиль обращения к покупателям. Например, interio-mebel.by сурово заявляет: «В связи с изменением цен и огромным ассортиментом наш магазин не успевает отобразить актуальные цены на сайте». Но кто тогда должен успевать?
И помните, что если вы хотите видеть на сайте разделы «Новости», «Статьи» и т.д., вам придется их регулярно обновлять. Этого также не хватает белорусским магазинам, которые зачастую публикуют три новости: «наш магазин открылся», «в продажу поступили электрочайники», «новогодние скидки!!!» Даже, казалось бы, достаточно важная для покупателя информация, как-то: пересчет цен после установления нового курса доллара 1 января текущего года, была опубликована только на 8 сайтах из 50.
Все 50 рассмотренных нами магазинов (не считая порталов с магазинами) построены приблизительно по одной и той же схеме:
- левый блок — список товаров;
- верхняя часть — шапка, меню, информация о магазине, справки, форма заказа;
- под верхней частью — образцы товаров, новинки;
- правый блок — справочная информация, новости, статьи, м.б. форма заказа (или же правый блок отсутствует).
Возможно, кому-нибудь стоило бы сделать этот шаблон зеркальным, позиционировать как магазин для левшей и заработать кучу денег.
Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что большинство белорусских интернет-магазинов:
- Шаблонны.
- Не уделяют достаточно внимания внутренней оптимизации сайта.
- Не заботятся о контенте, помимо каталога товаров.
- Среди рассмотренных нами белорусских магазинов только 1 выполнен на белорусском языке (energo.shop.by), и еще один — на двух вперемешку (te.by), остальные русскоязычные.
При этом они могут иметь хорошую посещаемость и уровень продаж, но это потому что на безрыбье, как известно, а не потому, что качество этих сайтов действительно хорошее. О чем стоило бы серьезно задуматься.