Приоритизация в SEO – это принцип определения приоритетных задач SEO-продвижения. Рассмотрим, почему стоит уделить время приоритизации и как определить важность и порядок выполнения задач.
Любой исполнитель SEO-стратегии всегда предложит список задач, необходимых к реализации. Важно отранжировать эти задачи по приоритетам и выбрать именно те, которые в краткосрочный период обеспечат максимальный рост.
В зависимости от типа сайта, возраста и стадии продвижения приоритетные задачи для конкретного сайта могут быть разными, однако глобальные тренды всегда прослеживаются – в приоритете задачи, которые максимально вероятно приведут к росту трафика.
Зачем нужна приоритизация
SEO-продвижение сайта – это весьма объемный комплекс задач. При этом чаще всего команда специалистов ограничена во времени и, что еще более критично, в бюджете. Поэтому приоритизация задач необходима, чтобы понимать, какие действия по раскрутке сайта окажутся наиболее полезными и необходимыми, какие – просто важными, какие –можно отложить или отметить как опциональные.
Таким образом, приоритизация позволяет:
- уделить время в первую очередь самым потенциально эффективным аспектам работы;
- грамотно распределить нагрузку на сотрудников;
- рационально расходовать выделенный на продвижение бюджет;
- как можно быстрее увидеть первые результаты работы и продемонстрировать их заказчику.
Без расстановки приоритетов SEO-оптимизаторы будут вынуждены рассредоточивать внимание, время и силы без какой-либо гарантии заметного результата.
Типовые ошибки при приоритизации SEO-задач
При определении приоритетов конкретных задач специалисты часто следуют шаблонам, не всегда работающим в реальной практике:
- Первым делом нужно провести технический аудит. Специалисты, делающие большой акцент на эту группу факторов (что логично, ведь она занимает весомую часть рабочего времени), часто просто следуют стандартам работы, не ориентируясь на приоритеты задач для увеличения трафика.
При этом для какого-то проекта Х аудит коммерческих факторов будет значительно важнее решения технических проблем. Для другого проекта – создание новых страниц. Для третьего – перелинковка. Технический аудит может быть профилактической работой для многих проектов и не может претендовать на роль универсального драйвера роста сайтов.
Технический аудит и внесение правок (всегда занимающих определенное время со стороны разработчиков) может сопровождать работу, но если он становится единственной и глобальной ее частью – риски недополучения результата высоки.
- Первым делом нужно собрать семантику. Тоже не всегда верный подход. Сбор базовой семантики (оперативно, чтобы не тратить много времени) может дать хороший результат. Но не всегда стоит собирать масштабную семантику сразу, для каких-то проектов итеративный подход работает лучше.
В целом лучше сравнить текущий охват с охватом сайтов-конкурентов и тогда делать выводы о целесообразности расширения СЯ на данном этапе и о том, какие именно новые страницы имеет смысл сейчас создавать.
- Большой акцент на SEO-текстах и текстовой релевантности.
SEO-тексты давно уже перестали быть краеугольным камнем оптимизации сайтов.
При внедрении коммерческих и EAT-факторов, а также антиспам-алгоритмов за некачественные тексты сама ценность контента в текстовом блоке автоматически снизилась. Однако анализ текстового ранжирования проводить нужно, и текстовая оптимизация работает.
Часто важны вхождения запроса в листинги товаров/услуг, а также сам ассортимент листинга как таковой.
Пример: указание в букетах, что розы на фото – красные – помогает ранжированию.
Вывод значимых характеристик в листингах также хорошо работает:
Анализ таких моментов в оформлении и оптимизации дает результат в работе, и на них нужно сделать акцент. Поэтому вопросы о приоритетности SEO-текстов – далеко не самые приоритетные.
- Анализ только десктопной версии сайта. Многие оптимизаторы игнорируют анализ мобильных версий, на которых часто бывают интересные и значительные точки роста.
Хотя бы базовый анализ внешнего вида и оптимизации мобильной версии всегда нужен. Общая рекомендация: смотрите при выполнении аудитов по точкам роста на мобильную версию сайта со смартфона в сравнении с конкурентами.
Сегментация объема задач
Необходимость сегментации вытекает из большого объема работы, которую в перспективе должен выполнить SEO-специалист. Именно разделение служит ключом к дальнейшей приоритизации.
Чтобы впоследствии сегментировать задачи, следует:
Проанализировать конкурентов
Анализ конкурентов – один из краеугольных камней SEO. Выполнение любой задачи включает в себя анализ конкурентов как один из этапов.
Анализ конкурентов в контексте приоритизации позволяет сравнить свой сайт с другими и посмотреть, как с той или иной задачей справляются конкурирующие ресурсы, и от их результатов отталкиваться в расстановке собственных приоритетов.
Пример: нужно продвинуть интернет-магазин строительных инструментов. В вашем ассортименте есть категории «Ударные перфораторы» и «Аккумуляторные шуруповерты». Первая включает 400 единиц товара, вторая – всего 100.
Поскольку для интернет-магазина ассортимент – один из факторов ранжирования, логично заняться продвижением первой категории, потому что она шире. Но, проанализировав основного конкурента, вы обнаруживаете, что у него 700 ударных перфораторов, а аккумуляторных шуруповертов – только 3. Следовательно, «перебить» конкурента по более наполненной категории вашего магазина не получится, а потому логично переключить внимание на продвижение раздела шуруповертов. А пока продвигается страница с сотней позиций, можно расширить ассортимент перфораторов и только потом заняться ее раскруткой.
Второй вариант – оставить количество перфораторов неизменным, а продвигать сайт по другим категориям.
Провести аудит сайта
Аудит нужно проводить по нескольким срезам:
- технический – чтобы понимать, какие проблемы возникают в работе сайта (медленно загружаются страницы, в URL отсутствуют ключевые слова, некорректно индексируется содержимое ресурса из-за проблем с файлом Robots.txt);
- коммерческий – чтобы проверить ресурс на соответствие требованиям поисковых систем, а также оценить качество представления товаров на сайте;
- пользовательский – направленный на выявление проблем с точки зрения пользовательского опыта (трудно добраться до интересующей страницы, отталкивает дизайн, не работает кнопка подписки или оформления заказа);
- ссылочный – чтобы оценить внешнюю ссылочную массу в сравнении с конкурентами, а также степень индексации сайта поисковыми системами.
Результаты аудита позволят выявить аспекты сайта, которые требуют улучшения, а также наиболее сильные стороны проекта, которые могут стать приоритетными точками продвижения. Также на основе результатов аудита можно сформулировать гипотезы, связанные с увеличением конверсионных показателей.
Установить регламент аналитических работ
SEO-продвижение требует регулярной аналитики. Однако нельзя заниматься только ей. Поэтому стоит сразу определиться, как часто и в каком масштабе вы будете анализировать сайт и нишу.
Представленный алгоритм поможет очертить полный круг задач и сегментировать их по важности реализации.
Работа с приоритизацией внутри сегментов
Разбивка на кластеры – только первый этап в установке приоритетности той или иной задачи. Дальше следует оперировать внутри конкретного сегмента.
В первую очередь стоит определиться с целями, чтобы не заниматься SEO ради SEO, потому что в большинстве случаев, если перед SEO-командой не поставлена конкретная цель, работа ведется в направлении привлечения максимального трафика на сайт. Но цель заказчика не всегда заключается именно в этом. Кроме привлечения трафика, заказчик может требовать:
- увеличения конверсии;
- расширения охвата аудитории (привлечения внимания);
- развития репутации компании.
От конечной цели зависит предпочтительная SEO-стратегия и ее приоритеты.
Например, для увеличения конверсии и продаж приоритетными, скорее всего, будут устранение технических проблем на сайте, работа с воронкой продаж и путем клиента. Развитие репутации потребует плотной работы с аудиторией на самом сайте и через соцсети: получение отзывов, бэклинков с авторитетных в нише ресурсов, коллабораций с экспертами.
Установив цель, вы сможете структурировать работу внутри сегментов:
- Определить, продвижение каких разделов сайта (контента или категорий товаров) наиболее способствует достижению основной цели. В этом может помочь статистика, полученная от Google Analytics, а именно отчет «Карта поведения», которая фиксирует перемещение пользователей по страницам ресурса.
https://seoslim.ru/seo/8-sposobov-pravilnogo-opredeleniya-prioritetov-v-seo.html
С его помощью вы можете отследить, с каких страниц вашего сайта посетители уходят чаще всего, и принять решение об их оптимизации. Чтобы определить наиболее конверсионные страницы, нужно проанализировать отчет «Обратные пути к цели».
Таким образом, вы установите, какие страницы в воронке продаж работают лучше или хуже всего. Следовательно, поймете, какие из них нужно продвигать в первую очередь.
- Установить список задач, сроки выполнения и очередность (приоритетность).
- Согласовать формы отчетности и контрольные показатели.
Как определить важность конкретной задачи
По возможности нужно оценить следующие параметры задач:
- Масштабность: выполнение задачи влияет на весь сайт или только на конкретный его сегмент. Если результат от выполнения одной масштабной задачи эквивалентен совокупности реализации пары-тройки задач поменьше, можно сосредоточиться на более мелких тасках.
- Определите текущий трафик и прирост, который принесет выполнение задачи.
- Установите, насколько трафик ценен. Этот параметр позволит пропорционально распределить нагрузку, связанную с оптимизацией разделов, например, коммерческого и информационного. Ценность информационного трафика для компании можно рассчитать по формуле «средний доход с пользователя». Суммарный доход с поискового трафика нужно разделить на общее количество трафика. Конечная конверсия, достигнутая с помощью информационного трафика, определяет его ценность.
- Обозначьте сложность задачи – сколько времени понадобится на ее выполнение. Чтобы не выбиваться за дедлайны, мы рекомендуем использовать инструменты по тайм-менеджменту.
Ускорить оценку задачи поможет шаблон для приоритизации, составленный глобально для всех проектов и адаптируемый под конкретные из них.
Пример такого шаблона от конкурента:
На практике следование такому шаблону может быть полезно для клиентов, так как, если держать такую таблицу в работе постоянно, вероятность расхождений будет минимальной.
Важно: чтобы получать ожидаемый результат, необходимо внедрять в работу все запланированные задачи.
Дополнительная кластеризация задач
Оценив задачи по перечисленным параметрам, вы сможете разбить таски на подгруппы по уровню сложности. Такая субсегментация поможет улучшить производительность и быстрее прийти к желаемому результату.
SEO-специалисты советуют разбить задачи на следующие подкатегории:
- очень полезные таски, которые требуют минимальных затрат времени и сил;
- очень полезные, но трудоемкие задачи;
- менее ценные с точки зрения эффективности, но в то же время с невысоким расходом ресурсов;
- задачи с малой ценностью и большими трудозатратами.
Например, Google Search Console после аудита сайта может выдать несколько сотен ошибок, требующих исправления. Однако не все они будут приоритетными. Допустим, сигналы социальных сетей не влияют на ранжирование, поэтому оптимизация в социальных сетях не является приоритетной частью SEO-стратегии, хотя и остается важной составляющей стратегии маркетинговой.
Заключение
Приоритизация SEO-задач – ключ к грамотному распределению человеческих, финансовых и временных ресурсов, а также к получению желаемых результатов.
Умение разделять задачи по приоритетам – важный навык SEO-специалиста.
Как правило, приоритетные точки роста всегда следующие:
- создание новых страниц,
- расширение структуры,
- коммерческие и ЕАТ-факторы,
- функционал сайта.
В СРАВНЕНИИ С КОНКУРЕНТАМИ ПО ВЫДАЧЕ.
В целом алгоритм работы оптимизатора должен сводиться к анализу топов параллельно с анализом сайтов.
Идеально – сделать таблицу с приоритизацией SEO-задач на первоначальном этапе и следовать ей в дальнейшем.
Определите общее количество задач, сегментируйте их по тематикам, определитесь с целями. После оцените важность и сложность тасков. Структурировав эти данные, вы сможете шаг за шагом приблизиться к достижению вашей цели – трафику, конверсиям, увеличению количества лояльных клиентов.