Как объективно оценить уровень SEO-специалиста при найме? Как понять, что человек перешел на новый грейд и достоин повышения? И как быть уверенным, что твой сеошник получает адекватный уровень вознаграждения?
Уверены, этими вопросами задается каждый тимлид и каждый HR менеджер, который хотя бы раз сталкивался с наймом и развитием SEO-специалистов. Дать на них ответы призвана система SEO-грейдинга.
Что такое грейдинг
Грейдинг (от англ. “grade” – класс, звание) – это система оценки, которая позволяет объективно определить уровень навыков специалиста и отнести его к одному из грейдов (junior, middle, senior) благодаря четко прописанным критериям.
Грейдирование широко распространено в ІТ компаниях. Особенно это касается разработчиков – чаще всего их грейд фиксируется в самом названии должности, а критерии оценки примерно одинаковые по всему рынку.
Но для других позиций с этим возникают сложности. В частности Boosta столкнулась с тем, что подходы к оцениванию SEO специалистов сильно отличаются в разных компаниях. Иногда кандидат, у которого в резюме обозначен опыт работы на позиции “middle seo specialist”, не дотягивает даже до “джуна” в нашем понимании. И наоборот – человек, относящий себя к “джунам”, вполне может претендовать на “миддла”.
Причина этого – отсутствие на рынке единого понимания, какими навыками и на каком уровне должен обладать SEO-специалист определенного грейда. Что говорить обо всех компаниях, когда даже внутри нашей среди представителей 10-ти SEO-команд мнения в чем-то расходились. В какой-то момент пришло осознание, что дальнейшее развитие и масштабирование невозможно без усреднения и систематизации SEO-процессов. У всех специалистов должно быть одинаковое понимание каждого, даже самого мелкого процесса, начиная от написания ТЗ на контент и до внедрения стратегии выхода продукта на новые рынки. А иначе много времени и ресурсов уходит на то, чтобы достичь этого понимания в каждом конкретном случае.
Чем полезен грейдинг для SEO-специалистов
Грейдинг – система обучения, которая поможет специалистам улучшать свои навыки, менеджерам – видеть картину более комплексно, а компании – иметь более прозрачную схему взаимодействия с сотрудниками.
SEO-грейдинг поможет решить следующие задачи:
- Определить функционал разных уровней
Специфика работы разных команд и субъективное восприятие ними должностных обязанностей создают сложности не только в процессе работы, но и на этапе найма. При помощи грейдинга вы создадите общее понимание функционала.
-
Сформировать ступени для карьерного развития
Бывают ситуации, когда человек сам приходит и говорит о том, что он уже все знает на своем уровне и хочет знать, когда сможет перейти на следующий. Грейдинг даст ответ на подобные вопросы.
-
Усовершенствовать структуру вознаграждения
Грейдинг позволит добиться большей справедливости в вопросах оплаты. Вы сможете избежать ситуаций, когда один специалист демотивирован тем, что при более высоком уровне знаний и навыков его вознаграждение ниже, чем у менее квалифицированного специалиста.
-
Создать основание для принятия справедливых решений о пересмотрах
Например, Senior SEO-специалист просит повысить ему вознаграждение. Это будет справедливо, если его уровень выше, чем у коллег на такой же позиции. Но как это оценить, если нет единых общих стандартов?
-
Повысить прозрачность процессов для менеджеров и специалистов
Человеку значительно проще работать в рамках существующих правил и политик, которые описывают происходящие вокруг процессы и дают ответы, как действовать в тех или иных ситуациях.
Преимущества для сотрудников:
- Повышение мотивации
- Понятные перспективы карьерного и профессионального роста, а также увеличения вознаграждения
- Индивидуальный план развития
- Уменьшение эффекта «выгорания» сотрудников, находящихся длительное время на одной должности
- Прозрачность оценки
Преимущества для компании:
- Упрощение процедуры подбора
- Формирование стратегии развития персонала
- Получение способа выявления талантов
- Обеспечение эффективной схемы вознаграждения
С чего начать и как внедрить SEO-грейдинг
Сам процесс внедрения грейдинга можно разделить на следующие этапы:
- формирование компетенций и критериев;
- проверка реалистичности критериев и проработка процесса аттестации;
- работа с фидбеком участников проекта и анализ полученного опыта;
- уточнение критериев и процесса аттестации;
- проведение повторной аттестации.
В Boosta на реализацию и обкатку проекта ушло 10 месяцев. Работа началась с описания портрета идеального SEO специалиста для каждого уровня: Trainee, Junior, Middle и Senior.
По итогам обсуждений получили следующий список критериев для оценки (всех возможных компетенций по специализации SEO):
Направление |
Навык |
Пояснение |
Базовые навыки |
Уровень английского |
Владение иностранным языком на определенном уровне (подтверждается прохождением теста) |
Скорость печати |
Скорость набора текста (подтверждается прохождением теста) | |
Общие навыки работы с техникой |
Знание Hot Keys, умение быстро изучать новые программы и разбираться с мелкими техническими сложностями | |
Владение Excel |
Знание ряда формул, умение пользоваться сводными таблицами | |
Background |
Опыт работы |
Предыдущий опыт работы в сфере SEO |
Работа с сайтами |
Знание CMS / WordPress |
Умение выполнять определенный набор задач в CMS / WordPress |
Знание структуры веб-страниц |
Понимание, из каких элементов состоит веб-страница | |
Инспектирование страниц |
Умение проверять и анализировать элементы страницы | |
Ориентирование в исходном коде |
Умение открывать исходный код, находить в нем необходимые элементы и проводить его анализ | |
Знание материалов адаптации для SEO специалистов |
Изучение материалов внутренней адаптационной базы знаний Boosta | |
Проведение конкурентного анализа |
Исследование конкурентов, их стратегий, методик | |
Формирование ТЗ на контент |
Создание ТЗ на подготовку SEO контента | |
Составление плана работ |
Планирование задач по сайтам с правильным определением приоритетов и ресурсов | |
Создание стратегии продвижения сайта |
Стратегия продвижения сайта подразумевает составление подробного плана действий исходя из индивидуальных особенностей продвигаемого сайта | |
Обучение сотрудников |
Шеринг экспертизой с сотрудниками более низкого грейда | |
Контроль финансов |
Бюджетирование, контроль расходов на продвижение, контроль доходов сайта | |
Технический аудит |
Умение проводить технический аудит сайтов | |
Создание гайдов и инструкций для команды |
Умение формировать инструкции и полиси для команды / коллег / подчиненных / фрилансеров | |
Взаимодействие с другими командами / фриланс специалистами |
Результаты оценки 360 по взаимодействию | |
Знание процессов продвижения |
Полное понимание элементов процесса продвижения | |
Знание корпоративных процессов |
Знание корпоративных процессов компании Boosta | |
Создание общей стратегии |
Умение создавать общую стратегию продвижения сайта | |
Ответственность за команду |
Готовность нести ответственность за результаты своей команды (подчиненных) | |
Автономность |
Степень управления работой |
Директивный / наставнический / поддерживающий / делегирующий стиль |
Research |
Micro niche Research |
Понимание понятия “микрониша”, умение их выделять и анализировать |
Market Research |
Умение анализировать рыночные тенденции и поведение потребителей | |
Niche Research |
Умение предоставить подробный алгоритм ресерча абстрактной ниши | |
Content |
Keyword Research |
Работа с ключевыми словами |
Publishing and Formatting |
Знание форматирование текста и инструментов публикации | |
Meta Tags |
Умение работать с мета-тегами | |
Text Optimization |
Понимание критериев оптимизированного текста | |
Internal Linking |
Знание внутренней перелинковки | |
Content Gaps |
Умение проводить аудит контента на предмет оптимизации под целевой запрос /запросы. | |
Content for Linkbuilding |
Умение извлекать контент для построения ссылок, требующих контентной части. | |
User-Oriented Content (convert, link-bait, dwell time) |
Умение работать с описанными типами контента | |
Rich Snippets |
Понимание, что такое Rich Snippets, типы и методы влияния | |
Featured Snippets |
Понимание, что такое Featured Snippets и оптимизация контента под этот формат | |
Schema org |
Умение внедрять разметку в код страницы | |
Growth-Hacking Research |
Умение работать с нестандартными методами и подходами к продвижению проектов | |
Resource Management |
Рациональное управление ресурсами | |
Revise Approaches |
Умение искать новые подходы и решения в продвижении проектов | |
Linkbuilding |
Basic Linkbuilding (What? Why? How? Where?) / Live Links |
Умение работать со ссылками |
Find, Analyze + Add to DB new donors |
Умение правильно формулировать поисковые запросы | |
Main SEO Service Metrics Understanding |
Показатели, по которым можно проанализировать качество и перспективность площадки | |
Types of Linkbuilding techniques |
Знание n техник линкбилдинга | |
Competitors Backlink Research |
Анализ ссылок конкурентов | |
Anchor List |
Умение анализировать и составлять анкор листы | |
Ad/Link/Banner Placement |
Умение работать с баннерами | |
Competitors Link Strategy Research |
Умение составлять ссылочную статегию на основании анализа конкурентов | |
Research new link opportunities |
Поиск новых способов линкбилдинга | |
Long term linkbuilding strategy |
Составление долгосрочного плана по линкбилдингу | |
Tier 2 (3) Linkbuilding |
Понимание второго и третьего уровня ссылок | |
Advanced Linkbuilding Techniques/Types: 301, PBN etc. |
Знание сложных техник линкбилдинга и умение их применять | |
Revise Approaches |
Понимание целостной картины о работе сайтов | |
Tools |
Spreadsheets (google) |
https:\/\/docs\.google\.com\/spreadsheets\/ |
Link tools (Ahrefs, Semrush, Majestic) |
https:\/\/majestic\.com\/ | |
JIRA | ||
Keyword Planner |
Инструменты планирования ключевых слов | |
GWT | ||
Google Analytics | ||
Screaming Frog | ||
Semantics analysis |
Инструменты анализа семантики | |
Sitechecker | ||
Tracking codes |
Знание трекинг кодов основных инструментов | |
Aff Programs |
Программы поиска партнеров |
Для всех грейдов прописали минимальный уровень владения по каждому пункту. Чем выше уровень сотрудника – тем большим количеством навыков он должен обладать, и тем глубже должна быть его экспертиза.
Следующий этап – разработка практических кейсов для проверки уровня специалистов.
Вместе с вопросами и заданиями были составлены также списки источников, по которым можно изучить теорию по каждому блоку: статьи, книги, видеоролики и даже онлайн-курсы. Так грейдинг превратили из перечня требований в полноценную базу знаний и сделали системой не только оценки, но и роста.
Опыт проведения оценки и практические советы
Во время подготовки создается впечатление, что после согласования перечня навыков и критериев проверки работу по внедрению SEO-грейдинга можно считать выполненной. Но на практике оказывается, что это – только первый этап.
Необходимо создать и отладить полноценный бизнес-процесс, иначе перечень критериев рискует остаться всего-лишь теорией в общей базе знаний компании.
В Boosta решили проводить оценку 1 раз в квартал, оценивая всех SEO-специалистов, которые изъявили желание и подали заявки за этот период.
Как и для любого нового процесса, “обкатку” проводили через тестовый запуск.
Вовлеченные в составление компетенций и критериев тим лиды выбрали по одному SEO-специалисту из своей команды. Так появилось 4 первых кандидата. Во время пилотного запуска хотели проверить, можно ли вообще оценивать сотрудников по подготовленным критериям – не слишком ли эти требования идеальны и являются ли они релевантными на практике.
Каждый участник грейдинга получил таблицу с перечнем компетенций, по которому должен был подготовить презентацию о своих навыках и результатах. На слайды выносились примеры из реальных рабочих задач специалиста – это позволяет увидеть, что человек не просто знает теорию, но и умеет ее применять.
Помимо подготовленных заранее примеров, специалисты получали небольшие задания прямо в процессе оценки. Например, открывали какой-то сайт и анализировали семантическое ядро. Если специалист справляется – навык подтвержден.
В результате даже на такой маленькой группе тестовое грейдирование показало совершенно разные результаты: 2 человека сдали экзамен, подтвердив или повысив свой уровень, еще 2 – получили планы индивидуального развития (описание навыков, которые нужно подтянуть; критерии, по которым будет проверяться проверить прогресс; а также дедлайн на выполнение) и начали подготовку к следующей аттестации.
Пилотный запуск показал узкие места в созданной системе. В случае Boosta обнажились следующие моменты:
- Не у всех SEO-специалистов был опыт публичных выступлений – а комиссия, перед которой они защищались, состояла из множества людей, в том числе собственников компании. Это создает довольно стрессовые условия и нужно учитывать этот факт. На будущее комиссию сократили до 3-х человек.
- У одного из ребят на экзамене не было его прямого руководителя. Оказалось, это тоже не очень хорошо, ведь за развитие сотрудника несет ответственность его менеджер. В первую очередь именно он должен оценивать навыки своего подчиненного, а уже потом – тимлиды других команд или руководители на уровень выше.
- Проведение оценки оказалось более времязатратным, чем предполагалось изначально. Из этого сделали вывод, что разбор неправильных ответов каждого человека и формирование плана его развития стоит проводить не на экзамене, а после, на индивидуальной встрече специалиста с его руководителем.
Таким образом, первый опыт позволил сделать выводы и внести изменения в процесс перед тем, как сделать его массовым.
Результаты внедрения грейдинга в Boosta
На сегодняшний день грейдинг уже решил ряд проблемных вопросов и принес положительные изменения в компанию. Рекрутеры стали быстрее формировать и обрабатывать вакансии, так как благодаря грейдингу стало проще определить на входе, соответствует ли кандидат внутренним требованиям. SEO-специалисты получили возможность формировать запросы на роадмапы для своего развития и осваивать новые компетенции. У тимлидов появился инструмент для эффективной оценки своих команд и дальнейшего стратегического планирования.
Опыт показал, что грейдинг в IT компаниях – необходимость не только для разработчиков, но и для других позиций, и SEO специалисты – в числе первых среди них.