Cybermarketing 2018: Изнанка бизнеса агентств контекстной рекламы. Как выжить в новых реалиях

10 ноября в офисе Mail.ru прошла конференция Cybermarketing-2018. Дмитрий Жохов, коммерческий директор сервиса автоматизации контекстной рекламы Click.ru, в своем докладе рассказал о том, как живут и выживают контекстные агентства, описал проблемы, наметил перспективы рынка и точки роста для небольших агентств. Материал будет интересен тем, кто занимается рекламным бизнесом и думает, как развивать агентский бизнес в России, а также предпринимателям, которые только присматриваются к этому направлению.

Чем живут агентства: скелеты в шкафах

Если проанализировать рынок, то сложно найти агентства, которые до сих пор занимаются только контекстной рекламой. Скорее, ситуацию можно описать, как «все занимаются всем».

Согласно исследованию RUWARD, в 2018 году самые популярные услуги – SEO и контекст (их предлагают 52 и 51 % студий соответственно). Растущий тренд – услуги в сфере PR/SMM (38 % респондентов освоили эти направления).

Самые популярные услуги рекламных агентств

Несмотря на то, что контекст – один из самых старых форматов рекламы, рынок по-прежнему растет. По данным РАЭК и годовых финансовых отчетов Яндекса, этот рост составляет 17–25 %, и серьезного замедления пока не ожидается.

Объем рынка контекстной рекламы в России в 2015–2018 гг.

Развитие агентств контекстной рекламы условно можно разделить на два этапа: до 2014 года и после. До 2014 года рост был экспоненциальным, маржинальность высокой – денег у клиентов хватало, и эффективность процессов в агентстве мало кто считал. Недостаток оборотных средств легко закрывался ростом продаж. После 2014 года все изменилось: падение курса рубля, ухудшение экономической ситуации в РФ, уменьшение бюджетов на рекламу, острая конкуренция с фрилансерами. Агентства нырнули с головой в «красный океан», а нерешенные ранее проблемы потянули на дно.

«Облако проблем» рекламных агентств

Среди проблем:

  • Низкая маржа. Агентствам пришлось пойти на уменьшение маржинальности. Этому способствовали высокая конкуренция с фрилансерами и коллегами по цеху, не платящими налоги, резко увеличившаяся стоимость привлечения новых клиентов, которые к тому же стали заметно экономить на рекламе. Таким образом, средний чек заметно снизился.
  • Нехватка оборотных средств. Распространена ситуация, когда текущие расходы покрываются за счет предоплаты от клиента, а деньги Яндексу и Google за рекламу перечисляются в следующем месяце. Как итог, пирамида рушится в момент сокращения рекламных бюджетов и/или снижения продаж новым клиентам.
  • Слишком широкий спектр услуг. В стремлении увеличить выручку с одного клиента агентства начинают предлагать и SEO, и контекстную рекламу, и SMM, и разработку сайтов, и даже услуги полиграфии. В итоге теряется фокус, нет четкого позиционирования и ярких экспертных кейсов. Качество услуг заметно ухудшается, и перестает работать бесплатный способ привлечения лидов – сарафанное радио.
  • Банкротство клиентов. Известный факт – крупные клиенты платят постфактум. Уход даже одного такого клиента с долгами приводит к патовой долговой ситуации перед поставщиками (рекламными системами Яндекс, Google и др.), которые в исключительных случаях, конечно, готовы «простить», но далеко не всем.
  • Кадровый голод. Это колоссальная проблема для агентств, особенно региональных. Попросту нет специалистов, готовых «встать у станка». Обучение кадров своими силами делает и так низкомаржинальный бизнес еще менее рентабельным.
  • Отсутствие налаженных процессов и регламентов. Нет четкого понимания, сколько времени занимает та или иная задача, какой бюджет нужен, на каком этапе происходят сбои. Результат – растрата времени сотрудников, срыв сроков, отсутствие результата и, как следствие, потеря клиентов.
  • Отсутствие управленческого учета. Это огромная проблема, и не только для агентств. Бухгалтерский (налоговый) учет – максимум, которым довольствуется подавляющее большинство агентств. В итоге в ситуации, когда нужно считать каждую копейку, «под нож» пускаются, возможно, самые перспективные или наименее затратные направления.

В ближайшие годы описанные проблемы приведут к «зачистке» рынка – уйдут агентства, которые до сих пор не перестроились и работают в старой парадигме.

Сколько зарабатывают агентства и почему постоянно не хватает денег?

Сейчас на рынке – объективно – нездоровая атмосфера:

  • Конкуренция и демпинг. Толпы фрилансеров, недавно вышедших из разоряющихся агентств и работающие на упрощенке или вовсе не платящие налоги, формируют у клиентов искаженное представление о стоимости услуг. Клиенты игнорируют риски, связанные с работой без договора и платой на «сбер». Как итог, фрилансер без расходов, присущих агентству (офис, бухгалтерия, административный персонал), токсичен для рынка и «выжигает землю», с которой кормятся и он, и агентства.
  • Финансовая нагрузка на бизнес клиентов. Объективная реальность такова, что за последние 4 года, финансовая нагрузка на бизнесы клиентов возросла: налоговая и прочие инспекции кратно увеличили штат и используют все более эффективные программные комплексы. Все это сопровождается ужесточением законодательства и «охотой на ведьм» под флагом борьбы с терроризмом (ФЗ-115) и прозрачности транзакций (ФЗ-54). Клиенты сокращают рекламные бюджеты, а другие вовсе закрываются.
  • Клиенты становятся требовательнее. Ввиду необходимости экономить клиенты требуют «копать глубже», и, чтобы удовлетворить клиента, уже недостаточно нагнать трафик на сайт и показать отчеты из Яндекс.Метрики. Клиенты хотят платить за лиды и продажи. А это совсем другой уровень – для этого нужно разбираться в бизнес-процессах и внедрять сквозную аналитику.

Согласно исследованию RUWARD, у 54 % агентств отношение стоимости часа работы сотрудника для клиента к заработной плате сотрудника «на руки» составляет менее 3. Иными словами, если сотрудник настраивает кампанию за 1 час и получает за это 1000 рублей, то клиент за этот же объем работ заплатит менее 3000 рублей.

Может показаться, что 300% наценка – это много, но если принять во внимание взносы в фонды и прочие налоги, аренду и зарплаты сотрудников, обеспечивающих труд тех, кто непосредственно занят в производстве, то окажется, что эта «космическая» маржа растворяется. Не остается даже на привычные ретро-бонусы (в простонародье – «откаты»).
То есть стоит принять как факт, что 54 % бизнесов – не бизнесы и не генерируют прибыль для владельцев. Это лишь форма самозанятости.

Агентств же, которым удается держать планку на уровне 4 и выше, всего 9 %.

Отношение стоимости часа работы сотрудника для клиента к заработной плате сотрудника «на руки»

То есть фактически большинство агентств в той или иной степени испытывают проблемы со свободными средствами. С этим нужно учиться жить.

Что делать?

Ввиду нехватки денег первой реакцией многих руководителей становится сокращение затрат. Но этот путь подходит только в случае, если вы решили закрыть агентство, и вам нужно «выжать все соки». Если же вы хотите развиваться, ни в коем случае не снижайте зарплату, не увеличивайте нагрузку без увеличения оплаты, не экономьте на мелочах вроде кофе или печенек в офисе.

Ищите точки роста. Например, неплохо работает кооперация с другими агентствами из вашего региона. Можно договориться о взаимном обмене нецелевыми лидами за небольшую плату и получать доход (или хотя бы окупать в ноль привлечение нецелевых лидов).

Выберите свой путь: будете ли вы «бутиковым» агентством, которое глубоко внедряется в процессы клиента и строит услуги вокруг его запросов, или «агентством-конвейером» с четко отлаженными процессами и минимальными издержками на единицу работ.

Следующий уровень — выбор между услугой и продуктом. Например, в свое время агентство Click.ru отказалось от концепции оказания услуг в пользу развития продукта, использовавшегося ранее только для внутренних целей. Такой подход позволил сосредоточиться на том, что хорошо получается, и обеспечить стабильный рост.

Важно! Если вы, как собственник бизнеса, запланировали развивать новый продукт, нельзя делегировать эту задачу подчиненным – с этим может справиться только предприниматель. Если бы у вас в штате трудились предприниматели, они бы не трудились у вас в штате :-)

Этапы развития нового направления

Чтобы избежать проблем при запуске нового направления:

  • не занимайтесь им по остаточному принципу;
  • не теряйте контроль над текущим бизнесом (иначе новый проект останется без финансирования);
  • не привлекайте «консультантов» со стороны – они не смогут построить бизнес за вас;
  • не выжимайте из первых клиентов прибыль, чтобы быстрее «отбить» проект;
  • не стройте продажи нового продукта на «общественных началах» в довесок к текущим обязанностям сотрудников.

Как увеличить доход агентства здесь и сейчас

  • учите клиентов правильно потреблять ваши услуги (рассказывайте о своих процессах, объясняйте, почему вы делаете так, а не иначе, будьте откровенны, признавайте ошибки);
  • ищите новые решения совместно с клиентом (обсуждайте проблемы не на уровне «менеджер-менеджер», а на уровне «бизнесмен-бизнесмен» – так вы поймете боли клиентов);
  • допродавайте микроуслуги (есть десятки, а то и сотни небольших услуг, которые можно оказывать клиентам в дополнение к рекламе – верстка на сайте, подбор изображений, копирайтинг, разработка лид-магнита и др.);
  • субподряд (не бойтесь отдавать на аутсорс непрофильные для вас услуги; так вы удержите клиента и дадите ему качественный продукт).

В заключение

Даже в сложных рыночных условиях можно найти точки роста и получать прибыль. Главное – не плыть по течению, а адаптироваться и постоянно искать новые возможности. 

(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)