За введение кириллического домена .РФ многие пользователи активно высказывались еще задолго до его появления. Кто-то эту идею поддерживал, кто-то называл затею сделать ставку на кириллический домен идиотизмом. Но, заручившись поддержкой некоторых экспертов и даже президента России, решение было принято и воплощено в жизнь. В 2009г. наша страна подала заявку и приступила к формированию национальной доменной зоны.
Первые сутки свободных продаж выявили огромный спрос. Многие компании, поддавшись всеобщему ажиотажу, начали обзаводиться русскоязычными адресами сайтов. «Вам нужен домен в зоне .РФ!» — гласила реклама в Рунете. Под лозунгами обычно шли объяснения непонимающим владельцам сайтов, почему им так необходим этот домен. Главные аргументы были такими:
- Домен в зоне .РФ легко запоминается и эффективен для рекламы, так как на русском языке говорят 300 миллионов людей в мире;
- Клиент с вероятностью 99,5% попадет на ресурс, так как трудно ошибиться при наборе домена в адресной строке.
Директор Координационного центра национального домена Андрей Колесников, отвечая на многочисленные вопросы, заявлял:
Русских доменов со временем будет больше, так как они дают больше возможностей. Причиной введения домена .РФ является удобство, удобство и еще раз удобство. Латинские домены кастрируют наше воображение и не дают в полной мере проявить все богатство русского языка.
И что же? За первые два дня было зарегистрировано 450 тыс. доменных имен .РФ. Самые распространенные и красивые имена даже были выставлены на торги. Стоимость некоторых достигала нескольких тысяч, а иногда и миллионов долларов. И по всем законам хорошей «мыльной оперы» не обошлось без скандалов. Регистраторы начали оформлять новые доменные имена на себя. Особенно отличилась компания RU-CENTER, присвоившая самые популярные имена на кириллице (более 60 тыс.), чтобы потом их перепродать, выставив на закрытый аукцион. Все согласились, что такие действия «ни в какие ворота не лезут», посудились, ввели мораторий на передачу доменных имен владельцам торговых марок на год, и замолчали. А тем временем владельцы сайтов, не жалея средств, покупали новые доменные имена, регистрировались и ждали результатов.
По данным, предоставленным Координационным центром, в апреле 2011г. в зоне RU количество доменных имен составило 3 280 386, в то время, как в зоне РФ — 820 952. По итогам 4 месяцев текущего года ставший почти родным домен RU обогнал домен РФ по абсолютному приросту (+151,726 в RU и +120,525 в РФ), но по относительному РФ оказался впереди.
Получается, владельцы сайтов проявляют интерес как к зоне RU, так и к кириллическим доменам. А что предпочитают пользователи? К сожалению, такой статистики нет. Но учитывая, что подавляющее большинство русскоязычных сайтов имеют доменные имена в зоне RU, несложно догадаться, что в браузере чаще набирают адреса латиницей, чем кириллицей.
Пока это сила привычки, к тому же, около 4-х % пользователей пользуются старыми версиями браузеров, которые не поддерживают кириллические символы, поэтому пока компании не очень активно используют этот домен. Хотя я все чаще встречаю на улицах Москвы билборды, на которых рекламщики указывают домен именно в зоне .РФ.
Интересно, что в некоторых случаях сайты с доменным именем .РФ показывают положительные результаты и без всякой рекламы.
У нас 1,3% пользователей пользуется доменом Нигма.рф, — добавляет Владимир Чернышов. — Это, учитывая тот факт, что мы его пока никак не продвигаем, т.е. вся реклама, наши информационные сайт и форум ведут на домен nigma.ru.
Впрочем, у поисковых порталов, в какой бы доменной зоне они себя не продвигали, все может быть гораздо лучше, так как все более или менее известные поисковики на слуху у пользователей. А что делать магазинам, имеющим кириллические имена сайтов? Остается уповать на SEOшников и на то, что при индексации РФ-сайтов поисковыми системами не возникнет никаких трудностей.
Поисковые системы уже давно применяют транслитерацию для доменных имен при ранжировании сайтов, использование кириллицы должно упростить этот процесс, — считает Владимир Чернышев.
И все же трудности при продвижении сайтов в доменной зоне РФ возникают. О них рассказал Максим Колесов, директор по маркетингу RussianPromo:
- такие домены локальны и, например, из другой страны тяжело в браузере набрать кириллический адрес;
- не все сервисы и агрегаторы «понимают» кириллические домены и могут адекватно их обрабатывать;
- приходится переделывать часть функционала сайта для работоспособности его на домене РФ;
- ссылки приходится ставить на страницы типа http://xn----8sbecghagrco7bhlcq1au.xn—p1ai/, что не очень удобно для последующего анализа;
- ссылки в соцсетях выглядят некрасиво и непонятно пользователю.
В итоге, несмотря на то, что потенциал для успешного продвижения кириллического домена есть, компании основными оставляют сайты в зоне RU.
Как добавляет Максим Колесов:
Возможно, Рунет еще не совсем созрел для доменов .РФ, однако лично я не считаю, что за ними будущее.
И действительно, мы же обходились как-то долгое время в доменных именах латиницей. Обойдемся и дальше...