Было у отца три сына. Двое умных, а третий сделал интернет-магазин ВКонтакте.
Пожалуй, это один из самых жестоких мифов в интернете — утверждение, что для успеха в интернет-торговле достаточно выложить товары и ждать, когда к тебе обратится первый покупатель. Конечно, если вы просто хотите монетизировать свое хобби, такой вариант вам как раз подойдет. Но всерьез называть витрину с товарами интернет-магазином не стоит.
Классический абзац из статьи про быстрый заработок в интернете
А как же хочется, чтобы было вот так — вжух, и вы уже радуетесь потоку выручки, не потратив почти ничего. Почти ничего? Давайте разбираться.
Соцсети — это бесплатно и много покупателей!
Все супер просто, бесплатно (да-да, конечно), быстро, а еще во ВКонтакте и Instagram косяками ходят потенциальные покупатели и живут единороги.
— Просто и быстро?
Относительно. Хорошая новость про ВКонтакте: если у вас есть готовый YML-файл со всей информацией о товарах в магазине, все будет действительно достаточно просто — но с помощью платных сервисов. Если нет, то вам предстоит много, очень много ручной работы. Хорошо, если у вас пара десятков товаров, а если пара сотен или тысяч?
Еще хотелось бы, чтобы информация о наличии и стоимости товаров обновлялась автоматически — и это возможно! Правда для этого, сюрприз-сюрприз, нужен основной — настоящий! — интернет-магазин или витрина на Яндекс.Маркете, с которыми и будет синхронизирована витрина ВКонтакте (платно).
С Instagram (если это вообще можно назвать магазином) придется повозиться. Во-первых, просто так с десктопа фотографии не загружаются, нужны приложения либо расширения для браузера. Вроде не так сложно, но работает не всегда гладко. Массово 50 товаров тоже не загрузишь, все по одному — либо через сервисы (чаще платные).
Фрагмент наивной инструкции «Как открыть интернет-магазин в Инстаграме»
— Бесплатно?
Ну как бы да. Если не считать время (много времени), деньги на раскрутку страницы и постоянные вливания в рекламу во ВКонтакте или Инстаграме. А без этого вас с вашей бесплатной страничкой никто не увидит. Плюс затраты на упомянутые выше сервисы, которые сделают вашу страничку хотя бы похожей на витрину магазина.
— Толпы покупателей?
Толпы — да, но ходят они в соцсети не за покупками. Да, есть группы товаров, которые вполне успешно продаются через ВКонтакте, Facebook, Instagram и даже Одноклассники, но все это требует ежедневной активной работы. А прибыль с милых мелочей, которые привлекают посетителей соцсетей, не сравнима с оборотами нормального интернет-магазина. Хотя если вы продаете самодельные украшения или печете торты, то, вполне возможно, это именно ваши каналы.
— Единороги?
И другие волшебные животные. Например, есть большой шанс встретить тех, кто уводит потенциальных клиентов, как только появляется комментарий к товару. Вжух — и готово. Переписку в личке вы не заблокируете.
— Что еще?
И в Инстаграме, и во ВКонтакте вас ждут ручная обработка заказов, отсутствие интеграции с 1С или затраты на сервис интеграции, невозможность продавать в Яндекс.Маркете, ограниченность возможностей площадки… Продолжать?
И самое главное: правила могут поменяться в любой момент. Держать основной контент в социальных сетях — довольно рисковая идея. Любую социальную сеть могут заблокировать, вспомните LinkedIn и Slideshare. Facebook и Instagram в особой группе риска, у Роскомнадзора с американскими сайтами не все всегда гладко. Кроме того, любая соцсеть может на ходу сменить правила, и то, что было легко и бесплатно, может вдруг стать непростым и платным. А чтобы уйти и унести с собой свои товары и собранные контакты клиентов, нужно иметь свою базу — куда нести. То есть нормальный интернет-магазин.
Регистрируемся на доске объявлений! Нет, лучше на трех!
Есть еще один способ быстро сделать витрину и начать продавать (давайте не называть это интернет-магазином, не будем обманывать себя) — можно выложить товары на доске объявлений.
Когда-то это могло быть хорошим маркетинг-планом. Когда нельзя было быстро и недорого сделать сайт (ну или хотя бы лендинг на коленке за один день).
Откровенно о заработке на Авито
Сейчас довольно сложно найти причину, почему вместо развития собственного сайта стоит вкладываться в Avito, Tiu и т.д. Что там обещают? Низкие цены, готовые к совершению покупки толпы посетители, позиции в выдаче, быстрая модерация, возможность индивидуального оформления магазина… Пойдем по той же схеме вопросов и ответов.
— Низкие цены?
Смотря для кого и с чем сравнивать. Вот примеры тарифных планов:
Avito
TIU
Но дело не столько в самих тарифах, сколько в огромном количестве дополнительных платежей. Нет, вас никто не заставляет покупать эти сервисы — правда, шанс что-то продать при этом резко снижается.
Плюс к этому — чтобы держать «в тонусе» свою торговлю, придется совершать массу рутинных действий: писать сотни объявлений, готовить десятки фото. Все это — либо ваше время, а оно не безгранично, либо услуги фрилансеров. А они тоже небесплатны.
— Горячие лиды?
Здесь все сложно. С одной стороны, на том же Avito очень много любителей халявы. Покупатели пытаются торговаться за каждый рубль, даже когда очевидно, что это цена магазина, а не чье-то индивидуальное предложение. С другой – в некоторых сферах (внезапно — недвижимость) продажи идут. Но в целом при высокой посещаемости и относительно большом числе обращений — продаж не так много. Чтобы поставить на поток продажи с досок объявлений, потребуются и ресурсы, и настойчивость, и время.
— Позиции в выдаче?
Доски объявлений действительно хорошо ранжируются. За счет вашего контента. Получается, вы не только платите площадке за размещение, но и вкладываетесь в ее развитие (уникальные описания, фотографии, обзоры и т.д.) Вам решать.
— Быстрая модерация?
Загляните на отзовики или форумы, на которых общаются те, кто имел опыт с размещением на досках объявлений. Там можно узнать много интересного о принципах модерации. Если коротко, то создается ощущение русской рулетки. Объявления и аккаунты могут забанить за что угодно (в том числе «случайно»).
— Индивидуальный дизайн?
Если возможность перекрасить шапку в другой цвет и поменять местами пару блоков можно назвать уникальным дизайном — то да, такая опция есть.
Итог — вы можете наладить продажи с досок объявлений, но это будут очень специфичные продажи, далеко не все товары можно так продавать, и усилий это потребует немало.
Снимаем розовые очки. Ну что, все-таки нужен сайт?
В общем, понятно, что мы обеими руками за то, чтобы в первую очередь создавать и развивать собственный нормальный сайт. Другие инструменты — потом, при желании и наличии ресурсов.
Если вы всерьез настроились зарабатывать деньги, независимость — необходимое условие. Конечно, абсолютной независимости не бывает, но зачем нагромождать риски там, где нет очевидных выгод? Так что делаем собственный независимый сайт, полноценный и функциональный, интеграцией с 1С, возможностью сравнивать товары, прозрачной веб-аналитикой — магазин, не зависящий от настроения модераторов и не тянущий из кармана деньги каждую минуту.
Вариант с самописной CMS сразу отметаем (если, конечно, вы не интернет-гигант, но тогда вы вряд ли читаете эту статью), остаются две большие категории: коробочные и облачные решения — платные и бесплатные.
Бесплатные CMS: условная бесплатность
Если вам нужно что-то совсем базовое, у вас не так много товаров и не очень большой опыт, возможно, это ваш вариант. WordPress, Joomla, MODX, OpenCart, WooCommerce по-своему прекрасны, но надо сразу понимать, с чем вы будете иметь дело. И без подводных камней тут не обошлось:
- нет службы поддержки (есть, конечно, комьюнити и множество тематических форумов, но поиск и тестирование найденных решений на себе — не самая разумная идея, если вы настроены на серьезную работу);
- ограниченные базовые возможности— приходится искать и докупать блоки, заказывать доработки и т.д.;
- их довольно часто взламывают.
Хорошая новость: с бесплатными CMS работает огромное количество фрилансеров. Плохая новость: найти среди них тех, кто действительно разбирается в теме и готов оперативно и с первого раза решать проблемы, может быть сложновато. Вопрос в том, готовы ли вы тратить на это время и деньги.
Платные CMS: есть за что платить
Мы перебрали много условно бесплатных решений. И во всех случаях вы либо доплачиваете за необходимые опции и рекламу, либо тратите много собственного времени — а это тоже серьезный ресурс. И — в случае с соцсетями и досками объявлений — теряете независимость. Так что далеко не факт, что магазин на Wordpress с учетом доработок или бесконечное вливание в рекламу ВКонтакте и Авито по итогу обойдутся дешевле, чем хороший платный сервис.
Для сравнения — что и за какие деньги можно получить, например, от UMI.CMS, Shop-Script, DIAFAN.CMS, InSales (посмотрим несколько вариантов тарифов, в том числе для облачных решений):
* При выборе Cloud-решений принципиальный критерий — возможность перенести сайт на собственный хостинг без потерь. Такое есть у Diafan.Cloud и Shop-Script (тут нужна pro-версия, она намного дороже обычной).
Основные преимущества платных CMS:
- защищенность;
- техническая поддержка;
- хороший базовый набор опций + дополнительные модули;
- синхронизация с 1С.
Важно знать. Выбирайте российские решения. Если это нормальный сервис, то он подстраивается под изменения законодательства и уведомляет о них магазины. Меньше головной боли и меньше проблем для владельца.
А что дальше?
А дальше — светлое будущее вашего интернет-магазина и заказы, сыплющиеся пачками. Не без бессонных ночей, но точно под вашим полным контролем. Вкладывайтесь в развитие собственного ресурса, а не продвигайте чужие площадки. Не тратьте время и деньги на «временные» решения и якобы бесплатные недосайты. Если пока плохо с бюджетом, попробуйте cloud с ежемесячной абонентской оплатой, и если все пойдет хорошо — переносите сайт на собственный хостинг.
Хороших вам продаж!