Представьте, что вы долго и бережно развиваете сайт, улучшаете процессы, следуете политике поисковика и, наконец, радуетесь росту показателей. Как вдруг – потеря трафика и обрушение всех позиций. Почему так произошло и что с этим делать?
Ты себя накручиваешь
Причин может быть несколько, самая обидная из них – искусственная накрутка поведенческого фактора конкурентами. Это реальная проблема Яндекса, с которой может столкнуться как новичок, так и опытный разработчик.
Поведенческий фактор – совокупность действий, которые пользователи совершают на страницах сайта, и один из ключевых факторов ранжирования для поисковых систем. Для одних накрутка поведенческого фактора является сомнительным способом попадания в ТОП – его накручивают, чтобы повысить видимость сайта в поиске и, соответственно, собирать все «сливки»: трафик, лиды, заказы. Для других – способом борьбы с конкурентами, который может оказаться серьезной угрозой для бизнеса. Сложно представить, что такое возможно в 2022 году!
Показатель поведенческого фактора устроен просто: если пользователи проводят на сайте достаточное количество времени, кликают на кнопки и переходят по ссылкам, поисковая система считает такой сайт «полезным» и поднимает в выдаче. Но поведенческий фактор работает и в другую сторону: если сайт занимает хорошие позиции, но пользователи, заходя на его страницы, не находят нужную информацию и быстро их покидают, поисковая система понижает позиции сайта в выдаче из-за низкого поведенческого бала.
Как это работает
Сегодня поведенческий фактор можно накрутить за счет программ, которые позволяют ботам с заданным алгоритмом заходить на страницы сайта и совершать определенные действия, передавая поведенческий сигнал поисковой системе: «Это полезный сайт, я совершил на нем кучу действий».
Процесс устроен так: покупаются лимиты для создания профилей в поисковой системе, затем эти профили отправляют «нагуливаться». При помощи программного алгоритма они ходят по страницам сайтов: формируют себе возраст, активность и создают видимость деятельности, чтобы поисковик считал их не ботами, а реальными пользователями. На деле же эти боты заходят через мобильную выдачу, в основном с андроидов и мобильного интернета.
После того, как профили «нагуглялись», их отправляют по низкочастотным запросам на соответствующие страницы сайта, чтобы они поднялись в ТОП. Когда эти запросы поднимутся в выдаче, добавляют в работу среднечастотные и высокочастотные запросы, чтобы по ним тоже заходили на нужную страницу/сайт – так будет продолжаться, пока все запросы не подтянутся в ТОП поисковой системы. Увы, так просто и быстро, с помощью всего одной программы, можно добиться того, к чему многие стремятся честным и упорным трудом – выйти в лидеры поисковых запросов.
Проверено на практике
Чтобы «крутить» поведенческий фактор в Яндексе или любой другой поисковой системе, не обязательно делать сайт удобным и интересным для пользователей. Важны лишь такие параметры, как скорость загрузки, соответствие запрос/документ и минимальная оптимизация. Digital-агентство Akudinov.top на собственном примере разобралось, как устроена эта «дара» в алгоритмах Яндекса.
Александр Кудинов, основатель digital-агентства Akudinov.top:
Заметив, что Яндекс не всегда подтягивает в ТОП действительно лучшие сайты, а некоторые проекты по нашей тематике, лидирующие в выдаче, просто «ни о чем», мы всерьез задумались, почему так происходит. По многим параметрам они уступают конкурентам: полнота ответа, разнообразие информации, возраст сайта, доверие пользователей, технические ошибки, юзабилити и так далее. Мы поняли, что столбом развития позиций сайта являются поведенческие факторы, которые наши конкуренты нагло накручивают. Было решено разобраться в вопросе по факту – проверить работу механизма практическим способом.
Мы создали лендинг «на коленке», минимально его оптимизировали и врубили адскую машину накрутки. Как и предполагалось, запросы шли в ТОП, хотя тематика продвижения сайтов – одна из самых конкурентных. Вот она – та самая красная таблетка, которая реально работает. На этот эксперимент у нас ушло около 3–4 месяцев: мы тратили на хостинг, лимиты, программу.
Созданный сайт и примеры запросов с накруткой:
Созданный сайт. Адрес: seolider.top
Продвижение сайта на 12 месте в январе 2022 года
Рост трафика из ПС на сайт akudinov.ru
Нечестная борьба
Глобальной проблемой Яндекса, связанной с накруткой поведенческих факторов, пользуются игроки рынка, для которых «все средства хороши». Сегодня попасть под нечестную конкурентную атаку может фактически каждый.
Александр Кудинов, основатель digital-агентства Akudinov.top:
Примерно 4 года назад к нам обратились клиенты с запросом снятия санкций за накрутку поведенческого фактора. Программы по накрутке тогда были менее гибкими, а поисковики – более суровыми, но решалось все просто: все программы останавливали, непрерывно писали в поддержку с извинениями и покаяниями, и через 3–6 месяцев с домена снимались ограничения. Но бывают и другие случаи.
Однажды сайт нашего агентства попал под санкции за накрутку поведенческого фактора, несмотря на то, что мы всегда были против накрутки и работали честно. История такая: мы долго занимались продвижением сайта своего агентства, за что были награждены поисковой системой, и большинство наших запросов было в ТОП-10, а некоторые в ТОП-3 Яндекса.
Запрос «продвижение сайтов дешево» 11 место
«Поисковое продвижение» – 3 место
Пошел трафик заявки-заказы-заявки, как вдруг, через 2 месяца, мы обратили внимание, что на наш сайт заходят роботы. Это показывает раздел «Роботность» в Яндекс.Метрике:
«Продвижение сайта» на 2 и на 19 местах в декабре 2021 и в феврале 2022 соответственно
Роботность
Тогда мы не придали этому особого значения – радовались своим победам в продвижении, тому, как небольшая компания обходит SЕО-гигантов в поиске. На третий месяц мы вылетели за ТОП-100. Начали анализировать, выяснять, что не так. Появилось две гипотезы.
Первая – новый фильтр за текстовый спам. В конкурентных тематиках это норма, стоит пару лишних фраз указать в тексте и можно попасть под наказание поисковика. Вторая – на нас наложили фильтр за поведенческие. Но как? Мы ничего не накручивали и всегда были за белое SEO. Долго и муторно лечили новый текстовый фильтр, пока SEO-гуру Роман Мартынюк не открыл нам глаза. Оказалось, что поведенческий фактор накрутили нам конкуренты – так, что Яндекс нас «наказал». Мы сменили адрес домена и все снова заработало. Вот так на нашем рынке борются с конкурентами!
Если причина падения трафика стала очевидной
Невероятно, но факт: глобальная поисковая система вовсе не идеальна. Чтобы не попасться в ловушку конкурентов и не потерять трафик и клиентов из Яндекса, стоит регулярно проверять, подвергается ли ваш сайт атакам роботов. Если да – пробуйте разные способы бана этих роботов, и обязательно подготовьте запасной план. Когда ваш домен попадет под санкции, немедленно переезжайте на другой.
Накрутка поведенческого фактора, по сути, не нужна никому. Чтобы сайт заслуженно попал в ТОП и работал по-настоящему, стоит заняться развитием своего проекта – в долгосрочной перспективе этот способ гораздо эффективнее и выгоднее накрутки. Провести технический аудит, разработать дизайн, внедрять маркетинговые фишки, работать над юзабилити, заниматься внешней и внутренней оптимизацией – при этих условиях рост позиций просто неизбежен.
Если же вы сами подумывали над накруткой поведенческих факторов для борьбы с конкурентами, имейте в виду: поисковики стремительно развиваются, и совсем скоро накрутить поведенческий фактор будет невозможно. Готовьтесь к честной конкурентной борьбе: настоящая работа над сайтом принесет не только впечатляющие результаты, но и реальное удовольствие.