SEOnews запустил проект для специалистов и клиентов «Энциклопедия интернет-маркетинга», в рамках которого редакция публикует обучающие материалы от ведущих агентств на рынке. В итоге мы планируем выпустить полное, практически полезное и актуальное электронное руководство.
Все слышали об асессорской оценке в ранжировании Яндекса. Но, по большей части, мы знаем только, что асессоры – это люди, участвующие в оценке качества сайта. Компания Labrika решила разобраться, как они это делают и что входит в обязанности асессоров.
Кто такие асессоры Яндекса?
Асессоры обучают машинный алгоритм Матрикснет. Известно, что Матрикснет учитывает сотни факторов при ранжировании, но все равно не может дать «человеческую» оценку сайта. Этим и занимаются асессоры – специально обученные люди. Программе нельзя просто сказать, какой сайт считается хорошим, нужно показать на примерах. Оценка асессоров и является тем примером, на который начинает ориентироваться Матрикснет.
Асессорская работа постоянно контролируется, причем вручную. Поэтому на сегодняшний день уровень точности оценки сайта асессорами достигает 100%.
Существует миф, что асессор может напрямую повлиять на выдачу и по собственному желанию вывести какой-нибудь сайт в топ. В интернете можно даже найти несколько подобных объявлений: за определенную плату асессор поставит Ваш сайт на первое место в выдаче. ЭТО НЕВОЗМОЖНО. Асессоры лишь тренируют Матрикснет и непосредственного влияния на формирование выдачи не оказывают.
Оценка релевантности асессорами Яндекса
Рабочая панель асессоров напоминает обычную админку, в которой выдается запрос пользователя и сайты, найденные по этому запросу. Инструкции по оценке сайта во многом зависят от тематики, к которой он относится. Но, первым делом, асессоры оценивают релевантность. При этом у асессора есть 9 вариантов:
1. Витальный сайт. Это официальный ресурс либо сайт, на 100% соответствующий запросу по названию. Витальный сайт всегда находится на первом месте. Стоит сказать, что не во всех тематиках есть возможность выделить такой сайт. Например, введя запрос «лабрика.ру», на первом месте мы увидим именно этот сайт.
2. Полезный сайт. Полезными обычно считаются авторитетные информационные порталы, дающие развернутые и информативные ответы на большое количество запросов. Например, практически при любом запросе мы увидим в выдаче Википедию.
3. Релевантный « +». Это наиболее подходящие по запросу сайты, но недотягивающие до авторитетной Википедии и не являющиеся официальным источником.
4. Релевантный «-». Такой сайт лишь частично относится к теме запроса и не дает полного ответа.
5. Нерелевантный. На странице нет подходящей информации.
6. Не про то. Такую оценку получает сайт, который вообще не должен был оказаться в выдаче по данному запросу. Такое бывает из-за ошибок программы либо на сайте просто встречаются слова из запроса, но в совершенно постороннем контексте.
7. Спам. К этой категории относятся вредные сайты, не несущие никакой полезной информации.
8. Вирус. Логично, что это сайт с вредоносным кодом. Такие сайты сразу же отсеиваются, и им сложно вернуть свои позиции.
9. Страница не найдена. Это обычная ошибка 404. Сайт, естественно, уходит из выдачи и не участвует в ранжировании.
На что обращают внимание асессоры при оценке?
Асессорская оценка абсолютно пользовательская. Поэтому для них важны обычные характеристики сайта:
1. Дизайн должен быть современным и оригинальным. Иногда в выдаче Яндекса могут появиться старые сайты с совершенно устаревшим дизайном, но это лишь исключения, на которые не стоит ориентироваться.
2. Юзабилити – удобство работы с сайтом. Важна понятная навигация, поиск по сайту или расширенное меню. Главное, чтобы пользователь мог быстро и легко найти любой товар или информацию на сайте.
3. Качество предлагаемых услуг и товаров. Естественно заказывать и проверять никто не будет, но косвенно можно оценить данный параметр. Например, по наличию доставки, возможности оплаты несколькими способами, предоставлению информации о готовых проектах. Обязательно должно быть полное описание товара, с фотографиями и ценами. Отзывы, опять же, один из источников информации о качестве Вашей работы.
4. Доверие. Уровень доверия повышается, во-первых, за счет качественного дизайна, а во-вторых, за счет полной и подробной информации о компании. На странице контактов должны быть указаны все телефоны, адреса, желательно карта или схема проезда. А в разделе «О компании» необходимо рассказать о своей деятельности, предоставляемых услугах, преимуществах Вашей компании. Здесь главное убедить пользователя/асессора, что Вам можно доверять. Не нужно сильно оптимизировать текст и пытаться любыми средствами добавить ключевые слова по запросам о продукции.
Особенности асессорской оценки коммерческих сайтов
При оценке качества коммерческого сайта инструкция асессоров дополняется несколькими специфическими требованиями:
1. Полнота ассортимента. Подразумевается наличие нескольких возможных вариантов подходящих под запрос. Например, если у Вас представлено 10 холодильников, а у конкурентов всего 5 – Вы получите более высокую оценку.
2. Расширенное меню. Попадая на главную страницу коммерческого сайта, пользователь должен сразу понять какой ассортимент есть на сайте и в каком количестве. Хороший пример показан на скриншоте:
3. Наличие цен. Естественно, если Вы предлагаете товары или услуги, необходимо указать цены. Обязательным условием является указание цены рядом с каждым товаром, а не вынесение в отдельный прайс-лист.
4. Фотографии. Пользователь должен иметь возможность получить максимально полную информацию о продукции. Поэтому отсутствие фотографий отрицательно влияет на оценку. Лучше всего, если есть возможность сделать 3d-обзор.
5. Описание в карточке товара. Асессоры оценивают этот параметр с точки зрения обычного пользователя. Если Вы писали текст для машины, высокой оценки ждать не стоит. В описании главное указать все характеристики объекта, его возможные плюсы, но и не забыть об оформлении: выделить основные моменты, разделить текст на абзацы и т.п.
6. Расширенный поиск (фильтры). Возможность указать конкретные параметры товара и сузить поиск значительно улучшает юзабилити и влияет на поведенческие характеристики.
7. Разнообразие информации. Это один из важнейших параметров оценки. Помимо перечисления товаров, на сайте должны быть обзоры, отзывы, советы, предложения сопутствующих товаров и т.д. Эта информация сама по себе может привлечь посетителей на сайт. Нередко пользователи ищут не просто холодильник, а, например, отзывы или обзор о работе конкретной модели. Чем больше информации может предоставить Ваш сайт, тем вероятнее Вы окажетесь в топе.
+ 3 важных параметра асессорской оценки
1. Актуальность информации. Асессоры не просто оценивают соответствие запросу и оформление, но и актуальность текстов. Конечно, есть неустаревающие и вечные истины, но таких тем не так много.
2. Реклама на сайте. В случае с коммерческим сайтом, размещая рекламу сторонних ресурсов, Вы не подниметесь выше релевантный «-». А информационные сайты могут быть помечены как нерелевантные из-за назойливости рекламы. Ведь пользователю ничего не должно мешать получить интересующую его информацию.
3. Орфография. Про этот параметр часто забывают, но он играет немаловажную роль при оценке. Потому как, сразу падает доверие к сайту: Вы либо действительно не знаете правил русского языка, либо просто наплевательски относитесь к своему сайту.
Подводим итог
Асессоры помогают Яндексу значительно повысить качество поисковой выдачи. Матрикснет не может самостоятельно оценить сайт со стороны пользователя, именно асессор показывает программе, как выглядит хороший сайт глазами обычного человека.
Асессорская оценка позволяет уменьшить влияние ссылочных факторов и заставляет оптимизаторов делать «сайты для людей», а не для оценки роботом.
Указанные параметры часто упоминаются Яндексом, как советы оптимизаторам. Соответствуя всем характеристикам, действительно можно легко добиться попадания в топ.