Думаю, многим амбициозным компаниям современного российского SEO-мира приходила в голову мысль развиваться не только на территории родного государства. И устремить взгляды, например, на обширные целинные просторы наших недавних братьев по советскому пространству. Даже если вы не размышляли на эту тему, вам будет интересно узнать, как на территории бывших советских республик происходит продвижение сайтов и происходит ли вообще.
Мы решили выбрать несколько лидирующих компаний-коллег в странах СНГ и Балтики, пообщаться, обменяться опытом, окинуть взглядом открывшиеся горизонты и подумать. Перспективное поле деятельности было поделено на четыре логических региона: Балтийский регион, Восточная Европа, Центральная Азия и Закавказье (См. Рис.1).
Рис. 1 Целевые регионы
В зону наших интересов входило определение уровня развития рынка поискового продвижения, выявление его лидеров и популярных поисковых систем. Забегая вперед, отметим, что хоть и с переменным успехом, но нам удалось это сделать. Теперь остановимся подробней на каждом из регионов.
В целевой регион Восточной Европы вошли Украина, Беларусь и Молдавия - страны, интуитивное родство России с которыми во многом определяется тесным историческим развитием.
В незалежной обнаружился обширный и достойно конкурентоспособный интернет-рынок. По
Отягощенные пониманием необходимости продвижения бизнеса, рекламодатели спровоцировали возникновение серьезной конкуренции на рынке поискового продвижения. За этим последовало развитие армии SEO-компаний, сравнимых по уровню профессионализма с отечественными.
Взрослеющий рынок уже достиг стадии осознания необходимости самоанализа, что реализовалось в статистике и рейтингах одной из местных поисковых систем Бигмир.
Рис.2. Рейтинг поисковых систем Украины (за 2008 г.)
Лидеры украинского SEO-рынка дружелюбно поделились накопленным опытом и пообещали продвинуть сайт в ТОП 10 при бюджете от $300, отметив, что цена, кончено, определяется для каждого конкретного проекта. В отдельных случаях она может достигать, например, $2000. Также украинские коллеги открыли маленький секрет успешного продвижения - украинский Google крайне патриотичен и благоволит к сайтам в зоне com.ua и kiev.ua, отодвигая все остальные на второй план.
В Беларуси Интернет оказался более популярен, чем в Украине. 2,8 млн. человек из 9,7 млн. населения были заявлены статистикой, как регулярные пользователи (около 28%)*. Однако аудитории, включающей без малого 3 млн. человек, не хватило для образования конкурентного SEO-рынка: мало кто имеет интернет-ресурсы, еще меньше понимают пользу продвижения и готовы платить за это. Поэтому и компаний, зарабатывающих на жизнь интернет-рекламой в чистом виде очень мало. Большинство из них предлагают элементарную оптимизацию как довесок, например, к созданию сайта. Такая ситуация очень напоминает рассвет российского рынка поисковой оптимизации (конец 90-х начало 2000-х гг.), когда SEO было процедурой загадочной и непонятной. Однако несколько белорусских коллег найти все-таки удалось.
В Байнете есть локальный поисковик
Рис.3. Рейтинг поисковых систем Беларуси (за 2008 г.)
По информации белорусских коллег, местная выдача частично совпадает с отечественной, что создает существенную конкуренцию при продвижении. Работа ведется, главным образом, с запросами, имеющими разного рода привязки к стране, например, содержащими слово «Беларусь». Возможный бюджет такого проекта равен 200$-1000$.
Население Молдавии, составляющее 3,5 млн. человек, продемонстрировало наибольшее по сравнению с другими странами региона Восточной Европы безразличие к Интернету: всего 0,7 млн. человек регулярно выходят в Сеть (около 20%)*. Трудоемкая работа по исследованию местного рынка практикующих SEO-специалистов позволила выяснить, что продвижение как услуга в стране развито очень слабо. Из всех стран региона интернет-поиск Молдавии оказался самым близким к отечественному, предлагая выдачу, практически идентичную московской. Позицию лидирующей поисковой системы прочно занял Google (Рис. 4).
Рис.4. Рейтинг поисковых систем Молдавии (за 2008 г.)
В этих условиях немногочисленные владельцы молдавских сайтов, если и понимают необходимость продвижения, то заказывают эту услугу у российских компаний. Местные специалисты берутся за проект с бюджетом от 600$.
Пользователи братских стран Балтийского региона – Эстонии, Латвии и Литвы – проявили поразительное единодушие: около 50% жителей каждой из стран регулярно посещают Интернет:
- в Эстонии - 0,7 млн. из 1.4 млн. общего населения,
- в Латвии - 1,2 млн. из 2,3 млн. и
- в Литве - 1,5 млн. из 3,4 млн.*
Попытка пообщаться с местными коллегами встретила неожиданный языковой барьер. Большинство ресурсов представлено только на родном языке. Интуитивный выбор компаний, имеющих отношение к SEO, показал, что диалог с большинством их представителей невозможен ни на русском, ни на английском языках. Редкие лингвистически образованные SEO-специалисты прокомментировали очевидный факт замкнутости балтийской части Интернет. Спецификой SEO данного региона они называли необходимость создания сайта в местных доменных зонах (.lv, .lt, .ee) или как компромиссный вариант - в зонах .com / .biz / .eu, но на местном языке как залог эффективности продвижения. Большинство иностранных компаний, желающих осваивать балтийскую Сеть, делают сайты на нескольких языках, учитывая патриотичный характер целевой аудитории.
Рейтинг поисковых систем стран Балтии показал, что самобытностью отличилась только Эстония. Здесь местный поисковик
Рис.5. Рейтинг поисковых систем Балтии (за 2008 г.)
По всем странам Балтийского региона возможный бюджет продвижения сайта на местном языке с местным доменом начинается от 300$.
Страны Центральной Азии характеризуются низким процентом жителей, регулярно пользующихся Интернетом, при том, что население этих стран велико:
- в Узбекистане - 2,8 млн. из 27млн. жителей,
- в Казахстане - 3,5 млн. из 15,8 млн. и
- в Киргизии - 1,2 млн. из 5,3 млн.*
SEO-рынок в выше перечисленных станах развит крайне слабо: немногочисленные «полуголодные» коллеги поделились информацией о популярности поисковых систем, отметив, что местных достойных упоминания поисковиков нет. (Рис.6)
Рис.6. Рейтинг поисковых систем Ц.Азии (за 2008 г.)
Из тонкостей продвижения местные специалисты отметили, что при ранжировании предпочтение отдается сайтам в местной доменной зоне, но можно достичь результатов и с доменом .ru Начальный бюджет такой работы – 300$.
Единственной представительницей Закавказья, позволившей собрать о себе относительно полную информацию, стала Армения. Она отличается особенно низким процентом интернет-пользователей: из 4млн. населения только 0,1 млн. регулярно заходит в Сеть. * Понятно, что при таком уровне популярности ни о каком серьезном SEO-рынке говорить не приходится. Единичные коллеги, в большинстве своем перебравшиеся в данный регион из России, констатировали отсутствие местных поисковых систем (Рис.7.)
Рис.7. Рейтинг поисковых систем Армении (за 2008 г.)
Работа по продвижению осложняется тем, что поисковики предлагают выдачу, практически идентичную московской. В таких условиях работа требует жесткого географического таргетинга, либо приводит к жесткой конкуренции с российскими SEO-компаниями. Начальный уровень бюджета – 600$.
Тайна реалий продвижения в Азербайджане и Грузии так и не была раскрыта. Нам повезло обнаружить всего одну компанию, работающую в данной области в Азербайджане, ее представители подтвердили зачаточное развитие рынка. На 9,5 млн. человек приходится только 1,5 млн. пользователей Интернет (около 15%)*. Субъективно первенство среди поисковых систем можно отдать Googlе при полном отсутствии местных поисковиков (Рис. 8).
Рис.8. Рейтинг поисковых систем Азербайджана (за 2008 г.)
Особенности продвиженческой работы наши азербайджанские коллеги предпочли сохранить в тайне, отметив, что готовы работать с проектами с бюджетом от 200$.
К сожалению, в Грузии не удалось обнаружить ни одной SEO-компании.
Выводы
Суммируя представленную выше информацию, мы составили сводную таблицу по всем рассмотренным регионам:
Таким образом, достойный конкурентоспособный рынок присутствует лишь в Украине. В Белоруссии, несмотря на высокий уровень проникновения Интернета среди населения, о присутствии интернет-маркетинга пока говорить рано. Во всех остальных странах на продвижение как услугу наблюдается минимальный спрос.
С коммерческой точки зрения стало понятно, что уровень развития интернет–рекламы и понимания ее роли потенциальной аудиторией в большинстве из них не позволяет надеяться на адекватность возможного результата продвижения по сравнению с возлагаемыми на него надеждами.
* Так как регулярные официальные статистические исследования ни в одной из рассматриваемых стран, кроме Украины, не проводятся, источником информации послужили данные, предоставленные местными SEO-компаниями, на основании их личных аналитических работ.