Полный гайд по mobile-first индексу

В конце марта начался масштабный переход на mobile-first индексацию. Это значит, что вскоре страницы в поиске Google будут ранжироваться исходя из качества их мобильной версии.

Переход к mobile-first – значимое событие digital-мира. Google не только представляет новый тип индексации, но и подталкивает специалистов к тому, чтобы сделать мобильные сайты удобнее.

В этой статье мы расскажем о том, что такое mobile-first и как сделать так, чтобы сайт не потерял позиции в выдаче в новых условиях.

Что это такое?

Mobile-first (индексирование, ориентированное на мобильные устройства, как его переводит сам Google) — новая модель индексации, согласно которой для ранжирования сайтов и формирования сниппетов Google будет использовать мобильные версии страниц. Ранее поисковик в первую очередь учитывал десктопную версию сайтов, а оптимизация под мобильные устройства просто улучшала ранжирование.

Почему mobile-first?

Переход на mobile-first — колоссальная работа для команды Google. Зачем компании менять что-то и уходить от привычной модели индексации?

Согласно исследованию StatCounter, мобильный поисковый трафик уже в 2016 году обогнал десктопный: для поиска пользователи используют смартфоны и планшеты чаще, чем ПК.

Потребности пользователей меняются, и Google должен под них подстраиваться. Большинство предпочитают искать с мобильных устройств, значит Google должен соответствовать: сделать так, чтобы люди могли получать информацию быстро и удобно вне зависимости от устройства.

Как все начиналось

Первая информация о mobile-first индексе появилась в 2016 году. Еще тогда специалист Google Гэри Илш заявил, что запуск новой индексации – длительный процесс, полный переход может занять до пяти лет.

Запуск индекса состоялся в октябре 2017 года. На новый тип индексации было переведено небольшое количество сайтов, готовых к переходу. В мае 2018 вебмастера, чьи сайты перешли на mobile-first, начали получать уведомления в Search Console.

Mobile-first индексация включена для [адрес сайта]. Это значит, что в ваших логах будет больше трафика от Googlebot Smartphone. Также вы можете заметить, что контент для сниппетов в поиске теперь берется с мобильной версии сайта, – говорится в уведомлении.

По словам специалиста по качеству поиска Google Джона Мюллера, у компании нет четкого графика запуска mobile-first: команде предстоит еще много работы и назвать точную дату полного запуска индекса невозможно.

После полного вступления в силу mobile-first Google будет индексировать не десктопные, а мобильные страницы и ранжировать сайты в поиске, исходя из качества их мобильной версии. 

Обратите внимание, что в поиске продолжат отображать наиболее релевантные запросу страницы вне зависимости от того, на какую версию они ведут – мобильную или десктопную.

Что изменится?

Мы уже выяснили, что в целом изменится модель, по которой Google ранжирует сайты в выдаче: теперь в первую очередь Google будет сканировать мобильные версии, по ним и будут ранжироваться сайты. Теперь давайте разберемся, как mobile-first повлияет на разные типы сайтов:

Тип сайта

Что изменится?

Только десктоп

Ничего. Поисковый робот Google продолжит индексировать десктопную версию. Однако помните, что предпочтение будет отдаваться mobile-friendly сайтам. Может быть, стоит задуматься об оптимизации под мобайл?

Адаптивный дизайн

Ничего

Канонические AMP-страницы

Ничего.

Разные URL

Поисковый робот Google будет отдавать предпочтение мобильной версии. Сайт стоит подготовить к переходу на новое индексирование.

Динамический показ

Поисковый робот Google будет отдавать предпочтение мобильной версии. Сайт стоит подготовить к переходу на новое индексирование.

Обычные и AMP-страницы (две разные версии одной страницы с разными URL)

Поисковый робот Google будет отдавать предпочтение мобильным версиям страниц. Если для страниц используется динамический показ или разные URL, подготовьте их к переходу на mobile-first

Что делать?

В первую очередь, не паниковать.

Если вы используете динамический показ или у мобильной и десктопной страниц вашего сайта разные URL, вам следует обратить внимание на следующее:

Контент. Убедитесь, что контент на вашей странице высокого качества и только тех форматов, которые Google сможет просканировать и проиндексировать. Список таких файлов можно изучить в Справке Google.

Структурированные данные. Разметка должна присутствовать на обеих версиях сайта. Все URL, добавленные в мобильную разметку, должны вести на страницы мобильной версии. Не используйте структурированные данные просто для галочки, разметка должна быть релевантна контенту на странице. Подробнее о структурированных данных можно узнать из Справки Google.

Метаданные. Убедитесь, что заголовки и описания в мобильной версии равноценны размещенным на десктопной. Обратите внимание, равноценны, а не идентичны! Тексты с десктопной и мобильной версий должны нести одинаковую информацию и содержать все необходимые ключевые слова.

Если у десктопной и мобильной версий вашего сайта разные URL, то помимо вышеуказанных советов, вам также стоит обратить внимание на:

Верификацию в Search Console. Необходимо подтвердить право собственности не только на десктопную версию сайта, но и на мобильную.

Метатег hreflang. Если вы используете метатег rel=hreflang для управления мультиязычным сайтом, URL в мобильном hreflang должны вести на мобильную версию сайта, а в десктопном – на десктопную.

Метаданные для социальных сетей. Разметка Open Graph, Twitter Cards и другие метаданные социальных сетей должны присутствовать как в мобильной, так и в десктопной версиях.

Файлы Sitemap. Удостоверьтесь, что все ссылки на файлы Sitemap доступны с мобильной версии сайта.

App Indexing. App Indexing – утилита, позволяющая открывать контент напрямую из поиска, не заходя на сайт. Если у вас она есть, необходимо убедиться, что верифицированы обе версии вашего сайта.

Мощность серверов. Убедитесь, что серверы, на которых размещен сайт, способны выдержать повышенную скорость сканирования.

FAQ

Автор Moz.com, SEO-специалист Бриджит Рендольф ответила на частые вопросы пользователей.

После перехода на mobile-first Google создаст отдельный индекс для мобильных страниц?

Нет, индекс останется единым для всех сайтов. Google меняет сам принцип индексирования, а не разделяет десктопные и мобильные страницы в разные индексы.

Как узнать, что мой сайт переведен на mobile-first?

Google переводит сайты на mobile-first по мере их готовности. После перехода вебмастер получит уведомление в Search Console. Если уведомление все не приходит, а вам не терпится выяснить, как индексируется ваш сайт, можете воспользоваться советом отсюда. О том, насколько сайт подготовлен к переходу, можно узнать из вышеуказанных рекомендаций: если вы их соблюдаете, ждать осталось недолго.

А что, если у сайта нет мобильной версии? Ее нужно срочно создать?

Нет, не нужно. Google не делает исключений для недавно созданных сайтов: если ваш сайт вдруг переведут на mobile-first во время работы над ним, он будет ранжироваться хуже. Поэтому на момент перехода лучше иметь полноценный мобильный сайт, в крайнем случае – никакого.

У сайта есть полноценная десктопная версия и урезанная версия для мобильных: в ней почти нет контента. Получается, что весь контент с десктопа пропадет из поиска?

Нет, Google меняет подход к индексации, а не прекращает индексировать десктопные сайты. В поиске будут отображаться обе версии. Однако если вы хотите, чтобы ваша страница хорошо ранжировалась, вам придется расширить мобильную версию и оптимизировать под нее контент.

Переход повлияет на размещение рекламы и контента на странице?

В целом нет. Принципы размещения контента на странице не меняются. Также вы можете продолжать использовать меню типов «аккордион» и «гамбургер».

Однако если объявления и контент размещены таким образом, что затрудняют использование сайта, у вас есть все шансы опуститься в выдаче. Ваша главная задача – сделать так, чтобы пользователю было удобно.

Генеральный директор агентства СЕО-Импульс Алексей Бузин рассказал, как компания готовится к запуску mobile-first и какие сайты, по его мнению, пострадают от обновления.

Алексей Бузин, генеральный директор СЕО Импульс
Мы никогда не делаем отдельные мобильные версии сайтов наших клиентов, мы всегда были за адаптив. Придерживаемся мнения, что важный для продвижения сайта контент должен быть сохранен при просмотре с телефона или планшета. Убираем из версии для смартфонов только слишком громоздкие конструкции, например, слайдеры, и сокращаем шапку сайта, чтобы на первом экране сразу был виден важный контент.

Рекомендуем всем, кто хочет сохранить текущие позиции в Google, проверить как выглядит сайт со смартфонов и не сильно ли он отличается от десктопной версии. Сделать это можно в Search Console с помощью функции «Посмотреть как GoogleBot».

Сейчас очень важно, как GoogleBot видит вашу мобильную версию сайта, по результатам ее индексации и будет определяться текущая релевантность сайта запросам и со смартфона, и в десктопной версии. Вопросов как всегда очень много, особенно это касается учета поведенческих метрик, кликабельности разных разделов, учитывая, что на большинстве адаптивных сайтов они все скрыты в меню «бургер».

Пострадают сайты людей с «дизайнерским мышлением», которые считают, что при просмотре с телефона не нужно показывать ничего лишнего. Лишними, по их мнению, являются тексты, заголовки и другой важный контент. С такими клиентами приходится работать отдельно: доказывать, что необходимо оптимизировать мобильную версию сайта. Те сайты, чьи владельцы захотят оставить «красоту» и решат пренебречь текстовой составляющей на мобильной версии, потеряют позиции.

Все еще есть вопросы? Здесь можно найти FAQ по mobile-first от Google

Источники: Блог для вебмастеров Google, Moz, Search Engine Journal,

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)