В стремительно меняющемся цифровом мире привлечь качественный трафик на сайт остается одной из главных задач для вебмастеров. Алгоритмы поисковых систем постоянно совершенствуются, появляются новые платформы и инструменты, а конкуренция неуклонно растет. Поэтому поиск эффективных каналов привлечения трафика становится все более сложной задачей.
Как оставаться на шаг впереди конкурентов и эффективно монетизировать свой ресурс, рассказала Татьяна Михалевская, управляющий партнер и генеральный директор рекламной сети МоеVideo.
Привлечение трафика на сайт сегодня: аналитика, проблемы, тенденции
Успех в онлайн-пространстве зависит не только от качества предлагаемой продукции или услуги, но и от способности эффективно привлекать и удерживать целевую аудиторию. Каждый бизнес мечтает, чтобы к нему шел бесконечный поток платежеспособных клиентов. Но для того, чтобы получить лиды – нужен трафик на сайте. К сожалению, просто создать сайт, настроить SEO и ждать притока посетителей – недостаточно. А влияют на это следующие факторы:
- Изменение алгоритмов поисковых систем. Периодические обновления алгоритмов Google, Yandex и других поисковых систем требуют постоянной адаптации стратегии SEO-продвижения. Приходится следить за последними изменениями и своевременно корректировать оптимизацию сайта. В частности, правила игры меняют ИИ и нейросети.
Так в одном из последних обновлений Яндекс внес изменения в алгоритм определения качественного контента. В нем выросла значимость экспертности и доверия пользователей к материалам на странице, а также повысилось качество анализа контента в чувствительных темах – например, в медицинских. Подобные изменения требуют еще большей проработки контента, который должен привлекать трафик.
- Рост конкуренции. В большинстве ниш конкуренция очень высока. Для достижения успеха необходимо разрабатывать креативные и эффективные стратегии маркетинга, которые выделяют ваше предложение среди конкурентов.
- Низкокачественный трафик. Фрод, боты и другие виды некачественного трафика искажают результаты аналитики и снижают эффективность рекламных кампаний. В первом полугодии 2024 года мошеннический трафик составил 21% от общего – это показывает его рост почти в два раза. А сталкивались с ним более 90% маркетологов.
- Изменение предпочтений аудитории. Аудитория становится все более требовательной и избирательной, больше ориентируется на видеоформаты, а из-за информационного шума «достучаться» до пользователей становится очень сложно.
- Также на арену выходит голосовой поиск, пользователи предпочитают говорить, а не печатать. На сегодняшний день каждый пятый пользователь интернета полагается на голосовых помощников. И по прогнозам, этот тренд лишь будет расти – к 2026 году в мире их количество увеличится в два раза.
Учитывать в оптимизации сайта голосовой поиск нужно в первую очередь компаниям, которые предлагают локальные услуги: например, ресторанам, флористическим магазинам – поскольку часто виртуальный помощник принимает запросы вроде «Где рядом купить букет?», и выдает релевантную информацию со ссылками или геометками. Однако, например, Siri даже на вопрос «Когда построили Великую Китайскую стену» выдаст не дату, а набор ответов со ссылками на источник – то есть, поведет пользователя на сайт. Ответ вместе с источником предоставит и Google Ассистент.
С учетом вышеупомянутых проблем можно выделить некоторые тенденции в привлечении трафика. Во-первых, улучшение пользовательского опыта. Уникальный контент под интересы пользователей, удобство и рациональность использования отражаются на опыте читателя и в дальнейшем определяют, станет ли он клиентом.
Выделяется и тенденция на UX-дизайн, его адаптацию под людей с ограниченными возможностями. Удобство, лаконичность, настраиваемость и мобильная оптимизация тоже влияют на поведение пользователей на сайте.
Еще один тренд – использование ИИ. AI-технологии внедряются для автоматизации процессов, чтобы облегчить рутинную работу. Бизнес все чаще доверяет ИИ частичное создание контента и анализ конкурентов.
Также важным направлением SEO-стратегий становится оптимизация под голосовой поиск. Качество ИИ-ассистентов повышается, растет их популярность, поэтому оптимизация контента под естественный язык и вопросы пользователей может дать конкурентные преимущества бренду.
Как повысить качество трафика
Качество трафика – важная составляющая успеха в онлайн-продвижении. С увеличением числа мошеннических действий, атак и нецелевых ботов, бизнес сталкивается с серьезными преградами, а потому нужно знать инструменты, которые помогут фильтровать нецелевых пользователей и защитить ресурсы компании.
Системы антифрода
Фрод опасен тем, что может проявляться в различных формах: от поддельных кликов и заказов до кражи учетных данных и финансовых операций. Система же изучает поведение пользователя и выявляет подозрительные паттерны, после чего блокирует мошеннические действия.
Антифрод-системы для проверки рекламного трафика анализируют информацию об устройстве, цифровом следе пользователя, взаимодействии с рекламой, IP-адресе, геоданные и другие характеристики. Современные решения используют машинное обучение и ИИ для постоянной адаптации к новым методам.
Программы защиты от атак
Есть множество типов кибератак: DDoS-атаки, которые могут блокировать сайты, SQL-инъекции, взломы аккаунтов. Программы защиты, которые включают файерволы, системы предотвращения вторжений (IPS), а также регулярное обновление программного обеспечения и проведение аудита безопасности, помогают предотвратить такие инциденты. К таким средствам относятся Web Application Firewalls (WAF).
Системы управления ботами
Боты могут как положительно, так и отрицательно влиять на качество трафика. Полезные боты, среди которых поисковые роботы, помогают индексировать контент и повышать видимость сайта. Однако существуют и вредоносные боты, которые генерируют фальшивый трафик: например, накручивают лайки и другие метрики, чем искажают реальную картину посещаемости сайта, перегружают сервера и совершают мошеннические действия.
Системы управления ботами, например Antibot Cloud или Ботфактор, способны идентифицировать типы ботов и разделить на полезные и вредоносные. Они также блокируют и ограничивают активность нежелательных ботов и оптимизируют взаимодействие с полезными.
Как изменились источники трафика с учетом новых технологий и платформ
С развитием технологий и изменением потребительских привычек, источники трафика меняются и их количество активно растет. К стройному ряду из СМИ и других интернет-медиа, поисковых систем и социальных сетей добавляются новые каналы.
Еще пять лет назад в России не было ритейл-медиа – отечественным трендсеттером стал Ozon в 2019 году, когда позволил продавцам продвигаться через промополки и баннеры. Этот тренд на ритейл-медиа возник и обрел популярность как из-за пандемии, так и потому, что покупатели начали предпочитать маркетплейсы, стремясь сэкономить время.
Платформы, такие как Ozon и Wildberries, превратились в новые performance-каналы для рекламодателей. По прогнозам медиаинвестиционной группы Group M данный сегмент к 2027 году вырастет на 60% в мировом масштабе. А по оценкам АРИР (Ассоциации развития интерактивной рекламы), за 2023 год инвестиции рекламодателей в ритейл-медиа выросли на 227% – до 163,5 млрд рублей, и это не предел. Хотя темпы роста замедляются. Согласно последним прогнозам АРИР, по итогам 2024 года объем онлайн-сегмента рынка ритейл-медиа может прибавить 74% и достичь 285 млрд рублей. В 2025 году аналитики предполагают рост сегмента до 413 млрд рублей.
Также среди источников трафика – платформы-агрегаторы, такие как доски объявлений, купонаторы, отзовики, агрегаторы контента из разных соцсетей. Они позволяют размещать товары и услуги, привлекая пользователей, которые активно ищут конкретные предложения. Это может значительно увеличить видимость бизнеса и привести целевую аудиторию на сайт.
Как пример «вечнозеленого» источника трафика, то есть который не теряет актуальности долгое время – Pinterest. Туда аудитория приходит за вдохновением, и платформа продвигает контент без рекламы.
С увеличением потребления видеоконтента видеохостинги стали значительными источниками трафика. После замедления в России YouTube, платформа RUTUBE демонстрирует рост популярности в августе – охват в августе 2024 достиг 58,3 млн человек. И становится альтернативной площадкой как для пользователей, заинтересованных в русском контенте, так и для контент-мейкеров. Бренды могут использовать видеорекламу и создавать собственные каналы, чтобы привлекать аудиторию и направлять ее на свои сайты.
Большой объем трафика собирается и VK Video: востребованность этой площадки начала расти еще до замедления YouTube – около 80% опрошенных Kokoc Like блогеров перешли на VK в 2023 году или планировали это сделать. Пусть и основной площадка стала лишь для каждого третьего. Время просмотра VK Video в 3 квартале 2024 года увеличилось на 265% год к году, а среднесуточное количество просмотров достигло 2,5 млрд – это без учета VK Клипы.
Растут инвестиции бизнеса в Messenger Ad, рекламу в мессенджерах. По данным АРИР, за 2023 год бюджеты в этом канале выросли в 2 раза – до 20 млрд рублей. И здесь важным источником трафика становится Telegram, который стал набирать популярность в 2022 году.
За 2 года доля мобильного трафика в нем увеличилась в 2 раза и в сентябре 2024 года составила около 11% всего потребления в сети. Аудитория Telegram в июле достигла 950 млн активных пользователей. В мессенджере появляются новые рекламные инструменты и возможности: в сентябре даже запустили видеорекламу.
Трафик есть – что дальше
Когда ваш сайт начинает генерировать стабильный и качественный трафик, возникает естественный вопрос: как этот бесценный ресурс монетизировать?
Продажа товаров или услуг
Если у вас есть собственные товары или услуги, вы можете использовать трафик для их продажи. Это может быть что угодно: от цифровых товаров, таких как курсы и электронные книги, до физических товаров.
Рекламные сети
Один из самых популярных и удобных способов монетизации сайта – разместить рекламу через рекламные сети. Доход генерируется за просмотры рекламы, клики по объявлениям или конверсии.
Эти платформы предоставляют возможность автоматического размещения видеорекламы и баннерной рекламы, которая соответствует тематике сайта и интересна посетителям. Они тщательно фильтруют рекламодателей и контент, оценивают технические возможности сайта, за счет чего снижают риски для бизнеса.
Например, личный кабинет рекламной сети MoeVideo предоставляет детализированную статистику с удобными графиками дохода, показов и показателями рекламного выкупа. С помощью фильтров по доменам, устройствам и плейсментам можно анализировать данные под разными углами
Прямая реклама
Вместо рекламных сетей можно заключать прямые договоры с рекламодателями. Это позволяет получать более высокий доход, но и требует значительно больших усилий по поиску и удержанию партнеров. Данный метод эффективен при наличии уже установленной репутации и высокого объема качественного трафика.
Партнерские программы
Партнерский маркетинг позволяет вам зарабатывать на комиссии от рекламы продуктов или услуги других компаний. Вы размещаете специальные ссылки на своем сайте, и за каждую покупку или действие, совершенное по этой ссылке, получаете вознаграждение.
Платная подписка и членство
Для сайтов с эксклюзивным контентом, например, онлайн-курсами или специальными материалами, закрытыми форумами, эффективной моделью монетизации предстает платная подписка. Пользователи оплачивают доступ к премиум-контенту на регулярной основе. Важно предложить уникальный и ценный материал, который оправдывает стоимость.
Поиск качественного трафика требует комплексного подхода и постоянного мониторинга. Нет одного универсального решения, и успех зависит от способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и использовать сильные стороны различных каналов. Я убеждена, что глубокий анализ целевой аудитории, постоянное тестирование и оптимизация кампаний, а также непрерывное обучение и исследование тенденций цифрового маркетинга поможет обеспечить стабильный и качественный приток трафика.