для начинающих специалистов
Google Analytics — полезнейший инструмент для SEO. Он поможет найти точки роста для сайта, оценить качество поискового трафика, оптимизировать конверсии, отследить эффективность работ по SEO. Главное уметь им пользоваться.
С чего начать
1) Связываем Search Console с Google Analytics:
2) Выбираем ресурс, который нужно связать с панелью вебмастера.
В этот момент Search Console передаёт данные в Google Analytics. В источниках трафика становится доступным отчёт «Поисковая оптимизация».
В отчёте используется 4 показателя:
- Показы.
- Клики.
- Средняя позиция.
- CTR из поиска.
Отчёт «Запросы»
Отчёт отображает поисковые фразы, по которым были показы и клики, среднюю позицию по каждому запросу и CTR из выдачи.
В целях защиты конфиденциальности пользователей некоторые низкочастотные запросы или фразы, содержащие личную информацию, по которым были показы, группируются с пометкой «не указано» (not provided). К сожалению, таких ключевых фраз довольно много.
77% запросов для нас так и останутся тайной.
На этом этапе можно исключить брендовые запросы.
- Добавляем фильтр (ссылка «ещё» в правом верхнем углу таблицы с отчётом).
- Выбираем: «Исключить»→«Запрос»→«Поиск соответствующего регулярного выражения»
- В поле через регулярное выражение вводим различные вариации написания названия компании / сайта. В нашем случае это: ~mello|melo|мелло|мело|мэло|мэлло|mellodesign.ru|mellodesign
- Нажимаем «Применить».
Если сайт представляет сильный и популярный бренд, который активно ищут в сети и продают конкуренты, есть смысл отслеживать брендовые запросы.
Большая часть запросов сгруппирована в “не указано”, но это не делает отчёт менее значимым для SEO. Он открывает возможности увеличения посещаемости сайта из поиска Google. В отчёте нас интересует 2 типа поисковых фраз:
- запросы с низким CTR и высокой средней позицией;
- целевые фразы с низкой позицией.
Точки роста определены, приступаем к работе.
Повышаем CTR на выдаче
В первом случае сайт хорошо заметен в выдаче Google, но недополучает поисковый трафик — пользователи переходят на сайты конкурентов.
Какой CTR считается низким?
Есть несколько исследований кликабельности сайтов в органической выдаче Google, и результаты заметно отличаются. Лично мне импонирует исследование MOZ за 2014 год. В таблице представлен средний CTR по брендовым и небрендовым запросам:
Позиция |
CTR |
1 |
31,24% |
2 |
14,04% |
3 |
9,85% |
4 |
6,97% |
5 |
5,5% |
6-10 |
3,73% |
2 страница |
3,99% |
3 страница |
1,6% |
Для брендовых запросов CTR может быть выше, для небрендовых — несколько ниже, чем в таблице. Если кликабельность сильно отличается от результатов исследования, оптимизируем сниппеты (title, description). Если всё сделать правильно, CTR вырастет, сайт получит больше бесплатного трафика.
Что делать если у запросов низкий CTR:
Проверяем, не использует ли Google альтернативный title. К этой мере Google прибегает, если заголовки страниц составлены некорректно:
- Title не соответствует содержанию страницы.
- Заголовок переспамлен ключевыми фразами.
- Title совпадает с H1.
- Заголовки дублируются на страницах.
- Используются некачественные шаблоны.
- Слишком короткий или слишком длинный заголовок.
- Title прописан не на всех страницах сайта.
Убедитесь, что на странице Оптимизация HTML в Google Search Console нет сообщений об ошибках.
Советы по оптимизации meta-description:
- Описание страницы информативно и соответствует её содержанию.
- Информация в description структурирована. Например, в описание страниц о товарах включена информация о цене, производителе и базовых характеристиках.
- Description не дублирует контент страницы.
- Description не совпадает с Title и H1.
- Описания страниц уникальны.
- Не используются некачественные шаблоны.
- Meta-теги Description должны быть прописаны на всех страницах сайта.
- Проверяем отсутствие ошибок в отчёте Оптимизация HTML в Google Search Console.
Приёмы, которые помогут сделать сайт в поиске более заметным:
- Микроразметка.
- Специальные символы в description (например, ⭑☏✆✎).
- Попробуйте вручную отредактировать текст, который Google использует для формирования заголовка и описания.
Поисковые фразы с низкой средней позицией
Ещё одна точка роста — повышение средней позиции сайта. Из отчёта «Поисковые запросы» выбираем целевые фразы с низкой позицией и проводим оптимизацию посадочных страниц.
В отчёте «Источники трафика»→«AdWords»→«Ключевые слова» находим наиболее конверсионные запросы и дожимаем их в ТОП. Как это сделать, читайте здесь.
Отчёт «Страницы входа»
В таблице отражены все страницы сайта, на которые пользователи переходили из поисковой системы Google. Используется 4 стандартных для поисковой оптимизации показателя. Более информативный отчёт строим своими руками :)
Переходим во вкладку «Мои отчёты», нажимаем «Добавить отчёт».
Настройки:
- Вводим название отчёта.
- Выбираем тип: «Анализ».
- Выбираем важные показатели, исходя из ваших целей. В нашем случае, это будут стандартные: сеансы, коэффициент конверсии, средняя длительность сеанса и показатель отказов. Если на сайте настроена электронная торговля, добавляем показатель «Доход».
- Выбираем анализ параметров: «Страница входа»
- Настраиваем фильтры:
- Исключаем запросы not provided (если писать по-русски “не указано”, фильтр не сработает).
- Исключаем брендовые запросы.
- Учитываем только трафик из поисковых систем (organic).
Первая часть отчёта:
График показывает посещаемость сайта из всех поисковых систем по небрендовым запросам, исключая фразы, попавшие в группу “не указано”.
На графике можно фиксировать работу с сайтом и отслеживать результат:
- Нажимаем «Добавить комментарий».
- Выбираем дату.
- Пишем короткий комментарий по работам, например: «Скорректировали мета-теги, настроили перелинковку».
- Настраиваем доступ: для всех или только для вас.
- Нажимаем сохранить
На графике появляются отметки с комментариями, по которым удобно судить, какой результат принесли те или иные действия:
Практическое применение отчёта зависит от ваших потребностей и выбранных показателей. С помощью него вы, как минимум, сможете оценить изменения небрендового трафика и результативность работ по SEO.
Вторая часть отчёта — таблица. В ней указаны все страницы, на которые были переходы из поисковых систем и показатели, выбранные при настройке отчёта.
С помощью этого отчёта можно:
- оценить качество поискового трафика;
- оптимизировать конверсии.
Если показатели страницы оставляют желать лучшего, углубляемся в проблему:
- Анализируем поисковые фразы.
- Смотрим, насколько контент страницы соответствует запросам.
- Дополняем контент релевантной информацией.
- Проводим анализ конкурентов. Смотрим, какие полезные “фишки” они предлагают клиентам.
- Ищем другие пути по оптимизации конверсий.
Вывод:
Google отдаёт не все запросы в сервисы аналитики, но это не делает его менее полезным инструментом для поисковой оптимизации.
Использовать Analytics только как «счётчик посещаемости» — преступление. Так, вы не оцените вклад SEO в развитие сайта, не сможете выжать из него максимум. В этой статье показаны лишь некоторые возможности GA. Сегменты и кастомные отчёты делают его функционал практически неограниченным.