Далекой зимой 2008-ого у Яндекса случилось игривое настроение, и он предложил своим пользователям партию-другую «В города». Предложил, это, конечно, образно выражаясь. Точнее — поставил перед фактом всех граждан веб-мастеров, и с тех памятных дней долго ли, коротко ли, освоили мы уже четыре населенных пункта. Каждый новый алгоритм, как водится, порождал взлеты или падения кровью и потом добытых позиций в SERP, 70-листовые обсуждения на SEO-форумах и все более релевантные результаты выдачи.
Городские хроники
Вспомним, как это было. Каждый раз, за исключением Арзамаса, третьего «городского» алгоритма, новая версия поиска появлялась сначала в бета-версии. Разведка боем осуществлялась на сайте buki\.yandex\.ru. После жарких полемик, учета предложений и исправления недоработок, алгоритм матерел, креп и отправлялся в свободное плавание.
Рассмотрим специфику каждого городского алгоритма Яндекса с помощью наглядной таблицы.
Магадан |
Находка |
Арзамас |
Снежинск |
Дата выхода бета- версии | |||
14 апреля 2008 года |
14 апреля 2008 года |
— |
14 апреля 2008 года |
Дата релиза | |||
14 апреля 2008 года |
11 сентября 2008 |
14 апреля 2008 года |
14 апреля 2008 года |
Выходившие версии | |||
14 апреля 2008 года |
— |
14 апреля 2008 года, 14 апреля 2008 года, 14 апреля 2008 года, 14 апреля 2008 года, 14 апреля 2008 года |
14 апреля 2008 года, Снежинск 1\.1 |
Новые разработки алгоритма | |||
1. Увеличено вдвое число факторов ранжирования, улучшены некоторые внедренные ранее; 2. Добавлены классификаторы, позволяющие системе лучше понять тип страницы и тип ссылок; 3. Улучшено ранжирование по запросам, слова которых в релевантных документах идут далеко друг от друга, например, «хармс цирк вертунов»; 4. Улучшена скорость поиска путем использования технологии 14 апреля 2008 года; 5. Стали учитываться следующие отношения: а) Переходы из одной части речи в другую («гамбург» -> «гамбургский») — 17182 пар слов, 6% запросов;
6. Стали определяться слова с символами («C++» и «Европа+» теперь находятся как единое целое); 7. В поиске стали участвовать переводы и транслитерация частей URL («mail» — это «почта», а «bmw» — это «бмв»); 8. Повышена точность распознавания фамилий и географических названий. |
1. Выросло качество ранжирования по запросам со стоп-словами. 2. Совершен новый подход к машинному обучению и, как следствие, изменился способ учета факторов ранжирования: а) Коммерческие сайты стали реже появляться на 1-й странице выдачи; б) В результатах поиска стало больше внутренних страниц; в) Улучшено понимание текста страницы (оригинальность контент, наличие точных соответствий запросам в тексте сайта, количество ключевых слов и др.) 3. Расширен тезаурус: стали распознаваться запросы, которые в раздельном написании означают то же самое, что и в «склеенном» виде (авто ваз ->"автоваз«). |
1. Реализован алгоритм, распознающий слова омонимы. 2. Настроен геотаргетинг, также появился инструмент сравнения результатов поиска в разных регионах. 3. По «картиночным» запросам над результатами веб-поиска стали показываться картинки. |
1. Переработана архитектура ранжирования, факторов ранжирования стало значительно больше. 2. Введены дополнительные региональные факторы для всех 19 городов. 3. Впервые применен алгоритм машинного обучения Матрикснет. |
Что сделано в версиях | |||
Добавлены новые факторы, учитывающие уникальность контента, классификатор порнографии, геоклассификатор запроса, классификатор коммерциализированности и многие другие. |
|
Арзамас 1.1: Стали определяться поисковые результаты для пользователей из России, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Арзамас 1.2 Запросы поделены на гео-зависимые и гео-независимые. Арзамас +16 Ранжирование по гео-зависимым запросам теперь осуществляется еще для 16 городов. Арзамас 1.5 Улучшена формула ранжирования для гео-независимых запросов и запросов из городов без локализованного ранжирования. Арзамас 1.5 SP1 Улучшена формула ранжирования по гео-зависимым запросам. |
Снежинск (Конаково) Локальное ранжирование стало работать для 1250 городов, подсказки и колдунщики теперь также гео-ориентированы. Снежинск 1.1 Улучшена формула ранжирования по гео-независимым запросам. |
Что в имени тебе моем?
Завершая линейки разработок в рамках двух первых алгоритмов (Магадан и Находка), Яндекс всегда анонсировал название следующей «остановки». Но после того как команда поисковика попала в молоко с прогнозами на Анадырь (алгоритм в итоге назвали Арзамасом), предсказаний на будущее больше не делалось. Что ж, сюрприз должен быть сюрпризом — непредсказуемым, неожиданным и ... приятным?
Кемерово, Краснодар, Конаково...
Примечательно, что вторая версия Снежинска имела рабочее название 11 сентября 2008, в честь города, в котором родился один из разработчиков алгоритма — Алексей Барыкин. Однако полноценным новым алгоритмом Конаково так и не стал.
Долгое время вся SEOшная братия с замиранием сердца следила за состоянием «настроения» Дена Расковалова на блогхостинге Я\.ру. Здесь руководитель отдела качества поиска Яндекса, предупреждая выход официальных релизов алгоритмов, сообщал о надвигающихся коллапсах в мире русского SEO. Но сейчас заветная страница удалена пользователем, и вестей ждать неоткуда.
Каким же он будет, следующий город? Курск, Красноярск, а может, Комсомольск-на-Амуре?
Эксперты о грядущем
Дабы дать нашим читателям информативные и полезные прогнозы по поводу грядущей смены алгоритма, редакция SEOnews обратилась за комментариями к ряду экспертов. Известные специалисты в сфере SEO поделились своими рассуждениями о траекториях развития поисковой системы, первоочередных задачах, стоящих перед Яндексом на сегодняшний день, и своих ожиданиях относительно следующего алгоритма.
Сергей Петраковский, коммерческий директор агентства интернет-рекламы i-Media:
Я не думаю, что в следующем алгоритме будут какие-то прорывы. Думаю, что будут улучшать параметры MatrixNet, отслеживая, как меняются оценки качества поиска. Возможно, большее значение приобретет анализ поведения пользователей на сайте после перехода с поисковой системы — это будет особенно актуально, если Яндекс существенно увеличит охват сайтов Рунета Яндекс.Метрикой.
Мелькин Никита, разработчик популярного программного продукта Semonitor:
Первоочередная задача — персонализация выдачи на основе предыдущей истории запросов (cookies). Кажется, это дело уже тестируют. Во всяком случае, я наблюдал у себя на компьютере разную выдачу в двух разных браузерах — после очистки cookies все стало совпадать.
Андрей Иванов («Ашманов и партнеры»):
Улучшения региональной выдачи. В частности, сейчас региональные результаты совершенно странным образом размазаны по топу (Казань — Москва — Казань — Санкт-Петербург — Киев — Казань и т.п.). Мне кажется, в скором времени Яндекс начнет отображать региональные ссылки более компактными блоками. Если говорить о принципиальных задачах, мне кажется, что в ближайшие годы поисковикам придется плотно заняться проблемой определения и ранжирования информации, публикация которой нарушает закон об авторском праве.
Основное замечание с точки зрения пользователя — явный недостаток в выдаче „свежих“ сайтов даже по некоммерческим запросам. Думаю, что определенная квота в Топе для хороших молодых ресурсов не была бы лишней. Также очень хотелось бы поскорее увидеть региональную выдачу на Yandex.ua. Как у оптимизатора, у меня есть замечания только по поводу медлительности Яндекса при реагировании на директиву HOST и присвоении региона сайта.
Но самая жизнеутверждающая позиция оказалась у Дмитрия Голополосова:
Я для себя решил просто не ждать чего-то, а работать над проектами — это эффективнее выходит. Всегда в поисковиках что-то меняется, иногда очень кардинально, но у больших качественных сайтов с этим не часто возникают проблемы: где-то отвалится трафик, но обязательно где-то еще образуется свежий.
А свежий трафик будет всегда, так как доля Яндекса в общей массе поисковых систем Рунета только растет, да и российская аудитория пользователей не мельчает. И еще важно не забывать главную SEOшную мудрость: на Яндекс надейся, а сам не плошай!