Исследование вакансий SEO-отрасли 2018 от HeadHunter

Специально для SEOnews HeadHunter проанализировал вакансии и резюме SEO-специалистов, активные в период с сентября 2017 по сентябрь 2018. В этой статье вы узнаете о конкурсе в разных регионах, средней зарплате специалистов, портрете соискателя и как изменился рынок труда в SEO за 4 года, используя данные аналогичного исследования за 2014 год.

Вакансии и резюме

В месяц на сайте hh.ru в среднем публикуется 408 вакансий для SEO-специалистов и по 272 резюме соискателей работы в этой сфере. Наибольшее число вакансий (450) было добавлено в июне 2018, а резюме – в августе (349).

За сентябрь 2018 по России было обновлено 1172 вакансии. Почти треть из них (30,8%) приходятся на Москву, 16,6% – на Санкт-Петербург. Остальные 47,4% равномерно распределились между другими регионами.

При этом резюме со всей России, обновленных в сентябре, оказалось почти в 3 раза больше, чем вакансий: 3300. 37% из них были выложены соискателями из Москвы, а 17,9% – из Санкт-Петербурга.

Средний hh.индекс по России для позиции SEO-специалиста составляет 2,8 – почти 3 специалиста на одно вакантное место.

hh.индекс – метрика HeadHunter, демонстрирующая конкурс среди специалистов, соотношение количества размещенных резюме к количеству открытых вакансий.

Сложнее всего SEO-специалисту найти работу в Москве: на одну вакансию в столице претендуют почти 8 соискателей. На втором месте Воронежская область с пятью специалистами на одну вакансию, а на третьем – Тамбовская и Волгоградская области с hh.индексом в 4,2.

В Республике Крым SEO-специалисты в дефиците, на одну вакансию приходится 1,1 соискатель. Чуть выше конкуренция в Челябинской и Самарской областях (1,6).

Конкуренция на позицию SEO-специалиста по России осталась почти на том же уровне, что и четыре года назад: в 2014 году hh.индекс этой позиции по стране составлял 2,7. Конкурс в Москве при этом увеличился более чем в 2 раза: 3,2 в 2014 против 7,8 в 2018.

В исследовании приведено соотношение вакансий, обновленных за 30 дней, к резюме, обновленным за 60 дней (самому активному периоду поиска работы). Спустя два месяца после публикации резюме соискатели уже реже заходят на сайт и просматривают вакансии.

Зарплаты

Средняя предлагаемая зарплата на позицию SEO-специалиста в России составляет 40 000 руб. По сравнению с 2014 годом зарплата снизилась: тогда соискателям предлагали в среднем 44 000 руб.

Самые высокие зарплаты обещают в Москве (65 000 руб.), Санкт-Петербурге (50 000 руб.) и Московской области (50 000 руб.) Меньше всего готовы платить специалистам из Алтайского края, средняя зарплата, предлагаемая работодателями региона, составляет всего 27 250 руб.

Фактические зарплаты SEO-специалистов, согласно данным из Банка заработных плат HeadHunter, в среднем на 26,7% выше предлагаемых. Средний фиксированный доход по России составляет 54 543 руб. в месяц. В Москве действующим работникам платят в среднем 75 613 руб., тогда как в вакансиях предлагаю всего 50 000 руб. Однако в Санкт-Петербурге наблюдается противоположная ситуация: средняя зарплата в вакансиях составляет 50 000 руб., а фактическая – 38 137 руб.

Такая же разница в зарплатах наблюдалась в 2014 году: соискателям предлагали 44 000 руб., тогда как средняя зарплата реальных сотрудников по России составляла 39 000 руб. Получается, что за четыре года средняя фактическая зарплата выросла на 28,5%, а предлагаемая, наоборот, снизилась на 9%.

Портрет соискателя

Типичный соискатель на должность SEO-специалиста – мужчина от 25 до 34 лет с опытом работы от 3 до 6 лет, закончивший высшее учебное заведение и не владеющий английским языком.

Возраст и пол

В целом, по данным, полученным hh.ru, SEO-специалист – больше мужская профессия, чем женская: более двух третьих всех кандидатов – мужчины.

Большинство кандидатов (61,7%) попадают в возрастную группу от 25 до 34 лет. Реже всего (0,01%) встречаются резюме от молодых людей младше 17 лет.

Опыт работы

Треть всех кандидатов указали в резюме опыт от 3 до 6 лет. 9% из всех ­ новички с опытом менее 1 года. Специалистов с опытом более 15 лет очень мало –всего 7%.

Четыре года назад 61% SEO-специалистов указывали в резюме более 6 лет опыта работы.

Образование

Почти 4 из 5 SEO-специалистов, ищущих работу, закончили высшие учебные заведения. Специалистов с незаконченным высшим образованием – 12%, со средним специальным – 7%, а со средним – всего 2%.

Владение английским языком

Большинство SEO-специалистов (58%) указывают в резюме, что не владеют английским языком. 22% знают язык на базовом уровне, 11% могут читать профессиональную литературу, а похвастаться свободным разговорным могут всего 3% соискателей.

Основные требования

Работодатели считают, что сотрудники должны обладать следующими навыками и умениями:

  • глубокие знания SEO-инструментария и работы с поведенческими факторами;
  • навыки работы с Key Collector, Screaming Frog SEO Spider, Wordstat, Яндекс.Метрикой, Google Analytics, Universal Analytics, Google Website Optimizer, Google BigQuery, OWOX, Captiv8, Convead;
  • умение настраивать большой объем рекламных кампаний в Яндекс.Директе и Google Ads;
  • умение работать с сервисами автоматизации и оптимизации контекстной рекламы: Alytics, K50, R-брокер, Avito Контекст, Elama, Origami, Aori и др.;
  • опыт работы с CMS;
  • базовые знания HTML, CSS;
  • знание основ UX;
  • хорошее знание Excel;
  • уровень владения английским – средний и выше (к сожалению, данные выше указывают на то, что на самом деле большинство специалистов не владеют английским языком);
  • умение четко и грамотно писать ТЗ, планы, отчеты;
  • способность работать с большими объемами данных;
  • понимание актуальных принципов и методов поискового продвижения;
  • аналитические способности.

Выводы исследования

Средняя заработная плата SEO-специалистов в России составляет 54 543 руб. в месяц. В Москве платят больше всего (75 613 руб.), в Алтайском крае – меньше всего (27 250 руб.). При этом в вакансиях предлагают меньше: 40 000 руб. по России и 65 000 руб. в Москве. За четыре года что средняя фактическая зарплата выросла на 28,5%, а предлагаемая, наоборот, снизилась на 9%

В среднем по России на одно место SEO-специалиста претендуют почти три соискателя. Сложнее всего работу в этой сфере найти в Москве, проще – в Республике Крым, Челябинской и Самарской областях.

Несмотря на то, что работодатели в вакансиях требуют средний уровень владения английским языком, большинство соискателей указывают в резюме, что совсем им не владеют. Типичный соискатель на должность SEO-специалиста – мужчина от 25 до 34 лет с опытом работы от 3 до 6 лет, закончивший высшее учебное заведение и не владеющий английским языком. Работодателям SEO-специалист видится универсальным сотрудником, не только разбирающимся в поисковой оптимизации, но и умеющим настраивать рекламные кампании, работать с контекстной рекламой и анализировать полученные данные.

Читайте также: Исследование вакансий SMM-отрасли Исследование вакансий специалистов по контексту Исследование вакансий специалистов по аналитике

(Голосов: 16, Рейтинг: 4.44)