По нашему опыту, грамотно составленный каталог товаров или услуг – один из лучших инструментов продвижения и продаж с сайта, особенно в высококонкурентных тематиках. Именно поэтому структуру каталога не стоит продумывать в отрыве от SEO – это всегда большая, фундаментальная работа, которая неизменно окупается впоследствии.
Как сделать идеальный каталог? Делимся формулой, которую разработали в «Эврике».
Главный принцип
Чтобы создать идеальный каталог, нужно хорошо знать:
- продукцию,
- поисковые запросы,
- принципы юзабилити.
Если доверить создание каталога разработчикам сайта, то чаще всего мы получаем «каталог производителя». Он обычно делается на основе выгрузки категорий товаров из 1С и состоит из общепринятых категорий и подкатегорий, придуманных при производстве (модели, линейки, коллекции и т.д.). Такой каталог отражает ассортимент, но непонятен для пользователя и не подходит для продвижения в поиске.
Пример «каталога производителя» – отсутствие логики, дубли категорий и полная непригодность как для продвижения, так и для пользователя:
Другой вариант – «seo каталог». Он уже ближе к пользователю: категории создаются на основе того, как люди ищут продукцию. Это могут быть области применения («плитка для ванной»), атрибуты (бежевая плитка крупная), бренды и т.д. Иногда категории делают даже под популярные просторечные запросы или запросы с ошибками.
Поисковые системы, как и пользователи, ценят широкий ассортимент и максимально релевантные запросу страницы – такие каталоги хорошо ранжируются.
Пример «взлета» запросов, под которые создали отдельные категории:
Вот так начала расти видимость этого сайта с подарками после расширения каталога:
Но если добавить все созданные под запросы страницы категорий в меню каталога, он будет слишком длинным и запутанным. Нужен специалист по юзабилити, который продумает навигацию и поможет соблюсти баланс между оптимизацией каталога под поисковые системы и его удобством. Признак хорошо проработанного каталога – в нем для каждого частотного запроса есть своя категория, при этом меню каталога и фильтры выглядят логично.
Именно на этих трех китах можно создать эффективную структуру. Оптимально, если над структурой работает целая команда IT-профессионалов совместно с представителем компании-клиента, который досконально знает ассортимент продукции.
Этапы создания структуры каталога
Правильная структура создается в несколько этапов:
1. Берем общепринятую категоризацию товаров от производителя
Это еще не структура, а только исходные данные.
2. Собираем максимально объемное семантическое ядро
На этом этапе исследуем поисковые запросы и пытаемся понять, как именно люди ищут конкретный товар или услугу. В числе популярных могут быть странные варианты, но их ни в коем случае не отбрасываем. Важно собрать все, как есть.
Примеры «странных», но частотных запросов для газовых баллонов – «красные баллоны» или «баллоны с ручкой».
3. Добавляем в структуру категории под самые популярные запросы
Пример такой расширенной структуры каталога – раздел со шкафами и стойками на сайте дистрибьютора сетевого оборудования. Традиционно для тех же панелей здесь был бы всего один раздел, но исходя из запросов есть смысл разделить панели в пол, потолок, крышу, фальш-панели и панели с DIN рейкой – что мы и сделали.
Хотя в этой статье мы пишем в основном про интернет-магазины, такой же принцип относится и к услугам.
Пример разветвленной структуры для сайта компании, обслуживающей инженерные системы: сделали подразделы по месту засора для услуги «Устранение засоров» – в ванной, в квартире, в доме и т.д.:
Под популярные и потенциально прибыльные запросы рекомендуем делать не просто категории, а отдельные посадочные страницы в структуре сайта – их же будет удобно использовать и для рекламы.
Пример лендинга под детскую стоматологию в структуре сайта клиники:
4. Прорабатываем популярные смешанные запросы
Бывает, что люди ищут что-то вроде «сборные грузоперевозки из России в Германию самолетом» – такую сложную категорию в каталог добавить не получится.
Как можно поступить:
- Разделить и сделать в каталоге несколько самостоятельных разделов. Для примера со сборными грузоперевозками можно сделать категории по стране, по транспорту, по типу груза.
- Отслеживать запрос какое-то время и посмотреть, на какую страницу его определит сама поисковая система. Например, она может решить, что запрос «сборные грузоперевозки из России в Германию самолетом» относится к странице «сборные грузоперевозки». Тогда оставляем его там и продвигаем эту категорию.
5. Прячем «лишние» категории
При создании страниц категорий под каждый популярный запрос мы часто получаем много страниц, похожих друг на друга – выводить их все в каталог было бы неправильно. Да и владельцы сайтов могут не согласиться с частью категорий («так не принято»).
Для таких случаев есть варианты решений:
- В шапку сайта выводим лаконичное меню, а боковое меню делаем расширенным.
На сайте производителя входных дверей мы сделали раздел «Железные двери» и свели в нем более 30 реальных запросов:
- Добавляем на сайт возможность фильтровать товары по этому параметру. При этом некоторые результаты работы фильтра могут быть оформлены как отдельные страницы со своим постоянным адресом.
В другом интернет-магазине дверей мы сделали фильтрацию по цвету, типу и другим признакам. За счет этого в каталоге можно выйти на категории вроде «белые двери» или «двери под остекление», но меню каталога не перенасыщено.
- Оформляем категории в виде тегов, каждый из которых также имеет свой уникальный адрес.
Облако тегов на детальной странице проекта в каталоге нашего клиента – строительной компании:
- Выносим ссылки на популярные категории в футер сайта.
Пример той же строительной компании:
- Прописываем запросы неявно – в текстовом описании, в метатегах. Такой вариант используем, если популярный запрос ошибочный, и его нельзя включать в каталог публично.
Например, часто люди вбивают в поиске «зубная клиника» – на сайте стоматологии такого не напишешь, по крайней мере, в структуре.
Функционал каталога
Хороший функционал позволяет нам реализовать созданную структуру и облегчает поиск товара пользователям.
Что в него входит:
- Подробные и быстрые смарт-фильтры. Они позволяют легко управлять структурой через CMS и создавать отдельные страницы под некоторые результаты фильтрации со своим адресом, заголовком и метатегами.
Детальный фильтр на сайте строительной компании:
- Сортировка по разным параметрам: по цене, популярности, новизне и т.д.
- Пагинация (переход по страницам 1, 2, 3…) и подгрузка (кнопка «показать еще» на базе технологии AJAX). Хорошо, чтобы в каталоге было и то, и другое – так удобнее людям и эффективнее для ранжирования сайта.
- Вложенность категорий, отраженная в URL (н.: zamkitut.ru/catalog/petli/dvernye-petli) и «хлебных крошках» (Каталог > Петли > Дверные петли).
- Крупные и красивые превью товаров. Помогите посетителю сайта составить первое впечатление о товаре уже в каталоге, чтобы ему захотелось открыть детальную страницу. Здесь стоит добавить качественное фото, прописать полное название и указать цену. Если есть возможность, можно сразу указать важные параметры товара.
Для проектов домов в списке каталога мы вписали в карточки размеры и площадь:
- Наклейки (спецпредложения, новинки или хиты) и микроанимация: при наведении на карточку можно узнать больше о товаре или совершить целевое действие (отложить товар, добавить в корзину), не переходя на страницу товара.
На сайте именных подарков верхние строчки в каталоге занимают новые принты:
Пример из разработанного нами интернет-магазина дверей: если навести курсор на фото двери, можно сразу выбрать другой цвет:
Можно ли доделать или переделать неудачный каталог?
Все зависит от состояния каталога, возможностей CMS и экономической целесообразности: иногда можно последовательно вносить изменения, а иногда выгоднее разработать новый сайт.
В обоих случаях с каталогом должен работать специалист, иначе велика вероятность потерять позиции сайта из-за случайно созданных пустых, «битых» или дублирующихся страниц.