В России усиливается дефицит IT-специалистов. Согласно данным Минцифры, с начала 2023 года спрос на разработчиков вырос на 63%, а некоторые отечественные компании уже рассматривают привлечение айтишников из Индии, Китая и Израиля.
При этом востребованность IT-курсов продолжает набирать обороты. По информации Tinkoff Data, спрос на обучение IT-специальностям в 2022 году вырос на 30-40%. Школы не всегда успевают за спросом, а в последнее время сталкиваются с новым вызовом – сложностями при найме грамотных специалистов, готовых стать преподавателями.
Виктор Евлампьев, руководитель учебных программ Учебного центра Maxima, рассказал, кто он – идеальный преподаватель IT-курсов, почему разработчики идут обучать и с какими проблемами при поиске спикеров сталкиваются школы.
Кто идет в преподаватели IT?
В декабре 2020 года компания Med Educ Online провела исследование и выяснила, что преподаватели-разработчики отличаются сильной профессиональной идентичностью – приверженностью к своей работе и сфере IT в целом. Зачем они преподают? Основных причин две: чтобы проявить собственную экспертность и внести личный вклад в качественное развитие отрасли.
Преподаватели-разработчики регулярно прибегают к саморефлексии, стремятся к саморазвитию и улучшению своих навыков. Они амбициозны и, даже несмотря на возможный негативный опыт, хотят воспитывать новые поколения профессионалов.
Кто преподает в IT?
- Вчерашние выпускники курсов с небольшим опытом работы, которые преподают с целью заработка или развития своих компетенций. Такие преподаватели нередко встречаются в небольших школах, которые только вышли на рынок и дают громкие обещания потенциальным ученикам.
- Опытные специалисты-практики, которым интересно развивать свое мастерство, смотреть на типичные задачи под новым углом и делиться знаниями с новичками.
- Тимлиды и руководители, которые чаще становятся спикерами конференций и интенсивов, ориентированных на специалистов с опытом, а не на новичков.
Для IT-школы, которая стремится дать своим студентам качественные знания и востребованные навыки, интересны вторая и третья категории. Первостепенное значение имеют кейсы в портфолио, опыт решения реальных задач и исправление ошибок.
Что мотивирует идти преподавать на курсы?
Обмен знаниями
Передача личного опыта мотивирует идти в преподавательскую деятельность IT-специалистов разных уровней. Преподаватель в IT – это наставник, который не просто пересказывает учебник, а учит студентов прикладным навыкам. Тем самым способствует реальному профессиональному росту множества людей, а значит – повышает качество IT-индустрии в целом.
Кроме того, преподавание позволяет специалисту глубже погружаться в разные темы, находить новые области для исследований, сталкиваться с вопросами, решение которых расширяет кругозор преподавателя.
Желание развивать личный бренд
Многие специалисты ведут экспертные блоги в соцсетях, пишут статьи, дают интервью, чтобы делиться знаниями, общаться с коллегами и повышать свой вес в профессиональной среде. Преподавательская деятельность – это тоже инструмент для развития личного бренда.
Амбициозные специалисты стремятся к известности, которая дает больше возможностей поучаствовать в интересных проектах и увеличивает стоимость их услуг. Например, преподавателей IT-курсов нередко приглашают выступить на конференциях и форумах или провести личную консультацию для бизнеса.
Улучшить свои собственные навыки
Хочешь в чем-то разобраться – расскажи об этом другому. Иногда специалисты подолгу задерживаются на одной должности, а сфера IT – это постоянные изменения, новые подходы и проекты. Когда преподаешь, приходится постоянно учиться новому, систематизировать свои знания, решать нестандартные задачи. Подготовка урока требует от спикера серьезной работы с информацией: нужно анализировать свой опыт, строить урок «от простого к сложному», что-то изучать и исследовать, больше углубляться в тему.
Также в ходе обучения специалист развивает soft skills. Он учится понятно доносить смыслы, мотивировать студентов, общаться с разными людьми, организовывать работу в командах. Преподавание нередко мотивирует специалистов работать над ораторским мастерством, изучать техники общения, проявлять больше внимания и интереса к потребностям других людей. Эти навыки важны, если специалист хочет в будущем руководить командой разработчиков.
Поиск новых талантливых джунов для своей компании
Конкуренция за таланты усиливается, поэтому компании начинают присматривать перспективные кадры среди студентов. Например, в 2023 году Google создает Developer Student Club для студентов, чтобы привлекать амбициозных новичков в проекты компании. Многие топовые специалисты начинают преподавать, чтобы самостоятельно обучить сотрудников для своих проектов и первыми сделать оффер самым успешным выпускникам.
Необходимость развивать коммуникативные навыки
Сложности в общении – это проблема, если нужно презентовать проект заказчику или обучить коллег. Зачастую специалисты оперируют профессиональной терминологией и не могут понятно донести свои мысли.
Когда разработчик преподает, он больше общается, получает обратную связь и видит, что именно не понимает большинство студентов. Такая работа позволяет оттачивать ораторское мастерство, понятнее формулировать мысли и общаться с разными людьми на одном языке.
В чем проблема с преподавателями в IT?
Высокая занятость
Хороший разработчик – на вес золота. Поэтому большинство классных специалистов загружены работой, а на преподавание у них редко остается время.
Финансовая мотивация для хороших специалистов не играет решающую роль. Поэтому школам всё сложнее привлекать их на работу.
Нет актуальных и понятных методических указаний для курсов в области IT
Чаще всего школы разрабатывают программу обучения совместно с преподавателями. Информации об IT много и она регулярно обновляется. Поэтому собрать всё в понятный урок, структурировать и дать максимальную пользу студентам – непростая задача, которая требует времени и ответственности.
Из-за массовой релокации многие ИТ-специалисты сосредоточились на своих задачах и ушли из преподавания
Проблема затронула и очные, и онлайн-школы. Люди сконцентрировались на получении стабильного дохода, дополнительных проектах и решении личных вопросов. Многие меняют города и страны, поэтому находятся в других часовых поясах и не могут работать на российскую аудиторию в стабильном графике.
Отсутствие преподавательских навыков
Студентов нужно мотивировать к обучению, ведь никто не сможет освоить что-либо за человека, который этого не хочет. Зачастую преподаватели просто рассказывают программу по методичке, игнорируя необходимость развивать в учениках самостоятельность и интерес к сфере.
Учить других – задача, которая требует особых знаний, склада ума и характера. Конечно, школы помогают разработчикам улучшить преподавательские навыки, но некоторым людям просто не подходит такая работа.
9 способов, как понять, что специалист действительно сможет преподавать
- Опыт работы – от трех лет, но можно найти перспективных специалистов, которые работают чуть больше года.
- Портфолио, в котором много собственных кейсов и интересных практик.
- Развитые hard skills, которые можно легко проверить на собеседовании с более опытным коллегой-преподавателем.
- Хороший уровень soft skills: коммуникабельность, интерес к людям, умение мотивировать и доносить сложные вещи простым языком.
- Проектировочные навыки, которые позволяют идти в обучении «от простого к сложному» и видеть четкий учебный результат в процессе подготовки уроков.
- Умение доступно объяснять материал. Для проверки можно провести пробную лекцию и собрать обратную связь о спикере от студентов.
- Свободное время, которое требуется не только на сам урок, но и его подготовку, проверку домашних заданий и ответы на вопросы студентов.
- Высокий уровень мотивации – лучшими преподавателями становятся люди, которые горят своим делом, открыты новому и постоянно исследуют свою сферу.
- Ответственность. Преподаватель, который опаздывает на лекции или бегло проверяет проекты учеников, чтобы побыстрее вернуться к рабочим задачам, вряд ли станет хорошим наставником.
Как удержать преподавателя
- Разработайте систему мотивации – предлагайте интересные проекты и не давайте специалистам скучать.
- Создавайте здоровую рабочую среду – следите, чтобы в коллективе были равные уважительные отношения.
- Мотивируйте финансово – можно премировать преподавателей процентами от запуска курсов.
- Внедряйте систему well-being. Она включает в себя заботу о сотрудниках: оплату спорта, психолога, дополнительного обучения и так далее.
- Формируйте культуру обратной связи – регулярно спрашивайте сотрудников об их состоянии, идеях, желаниях.
- Отмечайте успехи компании и сотрудников. Например, делитесь информацией об успехах выпускников школы - достижения учеников всегда вдохновляют учителя.
- Развивайте внутриком. Качественное общение с коллегами и единомышленниками – одна из главных причин удовлетворенности работой.
Подводим итоги
Главная задача преподавателя в IT – стать гидом и наставником для студентов. Конечно, теоретическая база важна, но еще важнее – подготовить учеников к работе с реальными клиентскими задачами, показать распространенные ошибки, поделиться своим опытом и мотивировать.
Сегодня в рекламе курсов мы часто видим эдьютейнмент, когда обучение позиционируется как развлечение. В IT такой подход с громкими обещаниями, яркими баннерами и вечеринками не работает.
Преподаватель – это не шоумен, а авторитет и специалист с опытом. Он знакомит студентов с инструментами, учит правильно выбирать и использовать их в работе, общаться с клиентами и справляться со сложностями.