Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (909) 261-97-71
14 Июня 2023 в 13:09

Идеальный преподаватель IT-школы: кто он

Россия +7 (909) 261-97-71
0 4402
Подпишитесь на нас в Telegram
Виктор Евлампьев
Руководитель учебных программ Учебного центра Maxima

В России усиливается дефицит IT-специалистов. Согласно данным Минцифры, с начала 2023 года спрос на разработчиков вырос на 63%, а некоторые отечественные компании уже рассматривают привлечение айтишников из Индии, Китая и Израиля.

При этом востребованность IT-курсов продолжает набирать обороты. По информации Tinkoff Data, спрос на обучение IT-специальностям в 2022 году вырос на 30-40%. Школы не всегда успевают за спросом, а в последнее время сталкиваются с новым вызовом – сложностями при найме грамотных специалистов, готовых стать преподавателями.

Виктор Евлампьев, руководитель учебных программ Учебного центра Maxima, рассказал, кто он – идеальный преподаватель IT-курсов, почему разработчики идут обучать и с какими проблемами при поиске спикеров сталкиваются школы.

Кто идет в преподаватели IT?

В декабре 2020 года компания Med Educ Online провела исследование и выяснила, что преподаватели-разработчики отличаются сильной профессиональной идентичностью – приверженностью к своей работе и сфере IT в целом. Зачем они преподают? Основных причин две: чтобы проявить собственную экспертность и внести личный вклад в качественное развитие отрасли.

Преподаватели-разработчики регулярно прибегают к саморефлексии, стремятся к саморазвитию и улучшению своих навыков. Они амбициозны и, даже несмотря на возможный негативный опыт, хотят воспитывать новые поколения профессионалов.

Кто преподает в IT?

  1. Вчерашние выпускники курсов с небольшим опытом работы, которые преподают с целью заработка или развития своих компетенций. Такие преподаватели нередко встречаются в небольших школах, которые только вышли на рынок и дают громкие обещания потенциальным ученикам.
  2. Опытные специалисты-практики, которым интересно развивать свое мастерство, смотреть на типичные задачи под новым углом и делиться знаниями с новичками.  
  3. Тимлиды и руководители, которые чаще становятся спикерами конференций и интенсивов, ориентированных на специалистов с опытом, а не на новичков.

Для IT-школы, которая стремится дать своим студентам качественные знания и востребованные навыки, интересны вторая и третья категории. Первостепенное значение имеют кейсы в портфолио, опыт решения реальных задач и исправление ошибок.

Что мотивирует идти преподавать на курсы?

Обмен знаниями

Передача личного опыта мотивирует идти в преподавательскую деятельность IT-специалистов разных уровней. Преподаватель в IT – это наставник, который не просто пересказывает учебник, а учит студентов прикладным навыкам. Тем самым способствует реальному профессиональному росту множества людей, а значит – повышает качество IT-индустрии в целом. 

Кроме того, преподавание позволяет специалисту глубже погружаться в разные темы, находить новые области для исследований, сталкиваться с вопросами, решение которых расширяет кругозор преподавателя. 

Желание развивать личный бренд

Многие специалисты ведут экспертные блоги в соцсетях, пишут статьи, дают интервью, чтобы делиться знаниями, общаться с коллегами и повышать свой вес в профессиональной среде. Преподавательская деятельность – это тоже инструмент для развития личного бренда.

Амбициозные специалисты стремятся к известности, которая дает больше возможностей поучаствовать в интересных проектах и увеличивает стоимость их услуг. Например, преподавателей IT-курсов нередко приглашают выступить на конференциях и форумах или провести личную консультацию для бизнеса.

Улучшить свои собственные навыки 

Хочешь в чем-то разобраться – расскажи об этом другому. Иногда специалисты подолгу задерживаются на одной должности, а сфера IT – это постоянные изменения, новые подходы и проекты. Когда преподаешь, приходится постоянно учиться новому, систематизировать свои знания, решать нестандартные задачи. Подготовка урока требует от спикера серьезной работы с информацией: нужно анализировать свой опыт, строить урок «от простого к сложному», что-то изучать и исследовать, больше углубляться в тему.

Также в ходе обучения специалист развивает soft skills. Он учится понятно доносить смыслы, мотивировать студентов, общаться с разными людьми, организовывать работу в командах. Преподавание нередко мотивирует специалистов работать над ораторским мастерством, изучать техники общения, проявлять больше внимания и интереса к потребностям других людей. Эти навыки важны, если специалист хочет в будущем руководить командой разработчиков.

Поиск новых талантливых джунов для своей компании

Конкуренция за таланты усиливается, поэтому компании начинают присматривать перспективные кадры среди студентов. Например, в 2023 году Google создает Developer Student Club для студентов, чтобы привлекать амбициозных новичков в проекты компании. Многие топовые специалисты начинают преподавать, чтобы самостоятельно обучить сотрудников для своих проектов и первыми сделать оффер самым успешным выпускникам.

Необходимость развивать коммуникативные навыки

Сложности в общении – это проблема, если нужно презентовать проект заказчику или обучить коллег. Зачастую специалисты оперируют профессиональной терминологией и не могут понятно донести свои мысли.

Когда разработчик преподает, он больше общается, получает обратную связь и видит, что именно не понимает большинство студентов. Такая работа позволяет оттачивать ораторское мастерство, понятнее формулировать мысли и общаться с разными людьми на одном языке.

В чем проблема с преподавателями в IT?

Высокая занятость

Хороший разработчик – на вес золота. Поэтому большинство классных специалистов загружены работой, а на преподавание у них редко остается время. 

Финансовая мотивация для хороших специалистов не играет решающую роль. Поэтому школам всё сложнее привлекать их на работу.

Нет актуальных и понятных методических указаний для курсов в области IT

Чаще всего школы разрабатывают программу обучения совместно с преподавателями. Информации об IT много и она регулярно обновляется. Поэтому собрать всё в понятный урок, структурировать и дать максимальную пользу студентам – непростая задача, которая требует времени и ответственности.

Из-за массовой релокации многие ИТ-специалисты сосредоточились на своих задачах и ушли из преподавания 

Проблема затронула и очные, и онлайн-школы. Люди сконцентрировались на получении стабильного дохода, дополнительных проектах и решении личных вопросов. Многие меняют города и страны, поэтому находятся в других часовых поясах и не могут работать на российскую аудиторию в стабильном графике.

Отсутствие преподавательских навыков

Студентов нужно мотивировать к обучению, ведь никто не сможет освоить что-либо за человека, который этого не хочет. Зачастую преподаватели просто рассказывают программу по методичке, игнорируя необходимость развивать в учениках самостоятельность и интерес к сфере.

Учить других – задача, которая требует особых знаний, склада ума и характера. Конечно, школы помогают разработчикам улучшить преподавательские навыки, но некоторым людям просто не подходит такая работа.

9 способов, как понять, что специалист действительно сможет преподавать

  1. Опыт работы – от трех лет, но можно найти перспективных специалистов, которые работают чуть больше года. 
  2. Портфолио, в котором много собственных кейсов и интересных практик. 
  3. Развитые hard skills, которые можно легко проверить на собеседовании с более опытным коллегой-преподавателем. 
  4. Хороший уровень soft skills: коммуникабельность, интерес к людям, умение мотивировать и доносить сложные вещи простым языком. 
  5. Проектировочные навыки, которые позволяют идти в обучении «от простого к сложному» и видеть четкий учебный результат в процессе подготовки уроков.
  6. Умение доступно объяснять материал. Для проверки можно провести пробную лекцию и собрать обратную связь о спикере от студентов.
  7. Свободное время, которое требуется не только на сам урок, но и его подготовку, проверку домашних заданий и ответы на вопросы студентов. 
  8. Высокий уровень мотивации – лучшими преподавателями становятся люди, которые горят своим делом, открыты новому и постоянно исследуют свою сферу. 
  9. Ответственность. Преподаватель, который опаздывает на лекции или бегло проверяет проекты учеников, чтобы побыстрее вернуться к рабочим задачам, вряд ли станет хорошим наставником.

Как удержать преподавателя

  1. Разработайте систему мотивации – предлагайте интересные проекты и не давайте специалистам скучать. 
  2. Создавайте здоровую рабочую среду – следите, чтобы в коллективе были равные уважительные отношения.
  3. Мотивируйте финансово – можно премировать преподавателей процентами от запуска курсов. 
  4. Внедряйте систему well-being. Она включает в себя заботу о сотрудниках: оплату спорта, психолога, дополнительного обучения и так далее.
  5. Формируйте культуру обратной связи – регулярно спрашивайте сотрудников об их состоянии, идеях, желаниях. 
  6. Отмечайте успехи компании и сотрудников. Например, делитесь информацией об успехах выпускников школы - достижения учеников всегда вдохновляют учителя. 
  7. Развивайте внутриком. Качественное общение с коллегами и единомышленниками – одна из главных причин удовлетворенности работой.

Подводим итоги

Главная задача преподавателя в IT – стать гидом и наставником для студентов. Конечно, теоретическая база важна, но еще важнее – подготовить учеников к работе с реальными клиентскими задачами, показать распространенные ошибки, поделиться своим опытом и мотивировать.

Сегодня в рекламе курсов мы часто видим эдьютейнмент, когда обучение позиционируется как развлечение. В IT такой подход с громкими обещаниями, яркими баннерами и вечеринками не работает. 

Преподаватель – это не шоумен, а авторитет и специалист с опытом. Он знакомит студентов с инструментами, учит правильно выбирать и использовать их в работе, общаться с клиентами и справляться со сложностями.

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!
X | Закрыть