Исследования наших коллег подтвердили, что объем трафика влияет на индекс качества сайта (ИКС). Но как показатель ИКС зависит от разных типов трафика? Насколько важны для Яндекса платные переходы?
Для тех, у кого нет времени читать всю статью, я просто приведу тут небольшой тизер:
- Платный трафик на ИКС не влияет, а если и влияет, то категорически слабо.
- На ИКС влияет только тот трафик, который Яндекс считает качественным, то есть бесплатный – органический и прямой.
- Органический трафик из Google если и влияет на ИКС, то слабо.
В конце нашего исследования мы даже пришли к гипотезе, что у Яндекса есть некая балльная система. Возможно, каждому из источников трафика присваивается свой коэффициент влияния, который можно экспериментально подобрать в конкретных тематиках. Но давайте обо всем по порядку.
Данные для исследования: 18 сайтов ЖК
Для изучения мы взяли одно из приоритетных направлений работы нашего агентства – недвижимость. Стандартное SEO практически бесполезно для сайтов жилых комплексов, а порой и для строительных корпораций. Они не могут вытеснить из ТОПа поисковиков сайты-агрегаторы и агентства недвижимости, на стороне которых коммерческие факторы и огромное предложение квартир. Поэтому почти весь органический трафик застройщиков – брендовый, и, конечно, это не многие тысячи переходов. Основную массу клиентов они привлекают с помощью контекстной рекламы, партнерки, медийки и социальных сетей.
Когда платный трафик дает львиную долю переходов, нужно знать, как он влияет на ИКС. У нас в продвижении более 50 проектов жилых комплексов, для анализа я взял 18 однородных сайтов ЖК из Москвы, которым Яндекс уже присвоил ИКС. Это немного, зато параметры сайтов очень похожи, и даже на такой выборке можно сделать интересные наблюдения. Разумеется, эти выводы еще надо проверить в других тематиках, но для недвижимости они, похоже, верны.
Я собрал данные по сайтам ЖК за сентябрь 2018 года, это был первый месяц, когда Яндекс рассчитывал показатель ИКС.
Полную таблицу смотрите в гуглодоке. Ее можно скопировать, поиграть с формулами и оценить дальнейшие выкладки.
Контекстная реклама на ИКС не влияет. И платный трафик тоже
Для сайтов из выборки я построил точечные диаграммы, где по оси Х идет значение ИКС (совпадение?..), а по оси Y – визиты.
Как видим, нет определенной зависимости между объемом трафика с контекста и показателем ИКС. Есть сайты, у которых почти 40 000 переходов из контекста и ИКС 140, а есть с трафиком чуть более 30 000 при ИКС 350. Можно предположить, что трафик из контекстной рекламы если и влияет на ИКС, то настолько незначительно, что даже десятки тысяч переходов не могут увеличить этот показатель.
Вывод 1: Похоже, контекстная реклама не влияет на показатель индекса качества сайта Яндекса.
Кстати, то же самое можно сказать про переходы с других сайтов, на которых размещаются платные объявления (агрегаторов). Вот график:
Тут мы видим более явную зависимость. Однако встречаются сайты, которые выбиваются из правил: трафика больше 10 000, а ИКС скачет от 30 до 350.
Вывод 2: Исходя из двух диаграмм, можно предположить, что платный трафик Яндексом почти не учитывается при формировании ИКС.
Чем больше бесплатного трафика, тем выше ИКС. Проверяем еще на 30 сайтах
Раз уж у нас возникла гипотеза, что платный трафик не влияет на ИКС, попробуем проверить, как ИКС зависит от бесплатного трафика. Бесплатный трафик – это прямые переходы и визиты с органической выдачи.
Оба графика начинают выравниваться. Да, есть сайты, которые выпадают из общей тенденции, но зависимость ИКС от количества визитов прослеживается гораздо лучше, чем с платным трафиком. А давайте теперь сложим показатели!
График стал еще более ровным – видна прямая взаимосвязь между объемом бесплатного трафика и значением ИКС.
Вывод 3: Скорее всего, на ИКС в первую очередь влияет бесплатный трафик – прямой и органический.
Для подтверждения этой гипотезы мы решили взять еще 30 сайтов из разных тематик. Там есть недвижимость, сайты медицинских клиник, интернет-магазины и другие бизнесы, в которых SEO осложняется засильем агрегаторов в поисковой выдаче. У некоторых из этих компаний подключена контекстная реклама, у других нет. У кого-то есть всероссийски известный бренд, а другие могут рассчитывать в основном на трафик по небрендовым запросам.
Строим график:
Похоже, мы на верном пути! Сайтов по-прежнему маловато, чтобы делать универсальные выводы. Но взаимосвязь видна, это можно и нужно проверить.
Пока же подтверждается вывод 3: на ИКС влияют только органический и прямой трафик.
Но все же на последнем графике есть точки, которые выбиваются из общей картины. У этих сайтов много бесплатного трафика, при этом ИКС маленький. Или наоборот: трафика мало, зато ИКС – огого.
Тут выяснилось самое интересное.
Органический трафик из Google меньше влияет на ИКС, чем трафик из органики Яндекса
Как вы помните, на последнем слайде у нас были точки, которые выбивались из общей картины мира. Я проанализировал эти точки по данным из Яндекс.Метрики и заметил, что бОльшую часть органического трафика они получают из Google.
После этого я решил посмотреть, что будет на графике, если удалить из расчетов весь трафик от Google. То есть на графике останется только прямой трафик + органический из Яндекса.
Посмотрите на график! Точки выстроились в прямую линию. Отклонения настолько малы, что их можно списать на погрешность.
Что же получается? Яндекс игнорирует трафик из Google? Считает его нерелевантным? Это уже серьезное заявление ) Проверим наше наблюдение – построим такой же график, но будем учитывать только трафик из органики Google.
Точки пляшут, взаимосвязи между объемом трафика и ИКС не видно. Теперь добавим данные по прямым переходам:
Точки по-прежнему расположены довольно хаотично, но за счет прибавления прямого трафика стала просматриваться зависимость ИКС от Y.
Так что пока гипотеза подтвердилась:
Вывод 4: Похоже, что на показатель ИКС влияют в первую очередь трафик из органической выдачи Яндекса и прямые заходы.
Подведем итоги
- Платный трафик с контекста не влияет на ИКС, платные переходы с агрегаторов влияют незначительно.
- На ИКС влияет прежде всего объем бесплатного трафика – органического и прямого.
- Органический трафик из Google влияет на ИКС намного слабее, чем органический трафик из Яндекса.
Напоследок поделюсь еще одной гипотезой. Скорее всего, у Яндекса есть какая-то балльная система: каждому источнику трафика присваивается свой вес. Причем у органики Яндекса и прямого трафика этот вес больше, чем у переходов из остальных источников. Конечно, у Яндекса могут быть и другие соображения насчет качества трафика даже из лучших источников. Например, если интернет-магазин торгует только в Москве, Яндекс может считать заведомо нерелевантным органический трафик из Питера или Минска по коммерческим запросам.
На базе 50-ти сайтов из нашего исследования я подготовил простую балльную модель. В ней можно поиграть в Большого ИКС-босса – выставлять повышающие и понижающие коэффициенты для органики Яндекса, органики Google и прямого трафика. Копируйте вот эту страницу нашей таблицы, вставляйте свои данные и коэффициенты и смотрите, как на графике меняется зависимость ИКС от объема трафика. Обязательно расскажите, что у вас получилось!
А мы проверим идею с балльной системой в нашем следующем исследовании.