В конце августа Яндекс сообщил о введении нового показателя – индекса качества сайтов (ИКС). Данная метрика учитывает ряд параметров, среди которых степень удовлетворенности пользователей ресурсом, доверие к сайту, количество посетителей и т.д. Все эти критерии в той или иной степени и раньше учитывались поисковиком при ранжировании. Однако благодаря введению индекса качества появилась возможность больше узнать о влиянии каждого параметра, используемого Яндексом. Эксперты сервиса Rookee провели исследование, чтобы получить ответы на несколько вопросов:
- какие параметры сайта влияют на показатель ИКС, то есть что нам нужно сделать, чтобы ИКС стал выше;
- есть ли связь между ИКС и ранжированием сайта в выдаче Яндекса;
- как учитывать ИКС при продвижении, в частности – в конкурентном анализе и при формировании семантического ядра.
Ответы на все эти вопросы были получены.
Мы проанализировали клиентские сайты, сначала используя данные PR-CY, а затем Яндекс.Метрики. В данной статье поделимся результатами и выводами, к которым пришли.
Какие параметры сайта влияют на показатель ИКС: на основе данных PR-CY
Методология
Для проведения исследования были взяты клиентские сайты сервиса Rookee – около 61 тыс. доменов. Все сайты были проанализированы с помощью инструмента PR-CY. Оказалось, что только у 19 тыс. оцениваемых доменов значение ИКС оказалось больше 0.
Далее мы построили математическую модель, которая путем машинного обучения прогнозирует значение ИКС, основываясь на параметрах, используемых в поисковом продвижении. Источником данных для машинного обучения были данные из сервиса PR-CY.
Параметры, влияющие на значение ИКС
Анализ показал, что есть шесть наиболее важных параметров, которые обеспечивают точность прогноза модели. Первые четыре параметра (показы в месяц и день, количество посетителей в месяц и день) соответствуют тому, что заявлял Яндекс: ИКС отражает, насколько сайт интересен аудитории.
Интересны оказались пятый и шестой параметры – тИЦ и количество ссылок на домен.
- Так как размер аудитории – значимый параметр, мы видим связь ИКС с мировым рангом по Alexa. Чем Alexa Rank меньше, тем большее значение у ИКС.
- Большое значение оказывают число визитов в день и месяц; число пользователей в день и месяц.
- Менее значимые, но важные параметры – число проиндексированных страниц в Google и Яндекс, а также количество ссылающихся доменов и страниц; уровень доверия по Web of Trust, возраст сайта.
- ТИЦ и ИКС имеют общие базовые фичи, на которых рассчитывается и тот и другой параметр.
Параметры, не влияющие на значение ИКС
По результатам исследования ни разу среди значимых признаков не были замечены:
- наличие Sitemap;
- файл robots.txt;
- редирект c www;
- SSL;
- микроразметка Open Graph;
- микроразметка Schema.org.
Есть ли связь между ИКС и ранжированием
Исследование выявило, какие параметры влияют на ИКС. Далее нужно было понять, получают ли сайты с высоким индексом качества преимущество в выдаче Яндекса.
Чтобы выяснить, есть ли зависимость между ИКС и местом в выдаче, мы взяли произвольный список запросов (150 тыс.) и посмотрели по ним ТОП 100 выдачи. Для каждого исследуемого домена был получен ИКС. Тем доменам, чей ИКС не определялся, присваивалось значение 0. Примеры с доменами Яндекса из анализа были исключены, так как своим поддоменам поисковик не отдает результат. Также из исследования удалялись запросы, по которым в выдаче один домен встречался более 15 раз (вероятно, это брендовые запросы, для которых действуют свои алгоритмы ранжирования).
В процессе анализа все ИКС для запроса были поделены на максимальное значение ИКС по этому запросу в ТОП 100. После группировки получились следующие данные:
Позиции сайтов в выдаче |
Среднее значение ИКС |
1-9 |
0,088541 |
10-19 |
0,064808 |
20-29 |
0,045158 |
30-39 |
0,035578 |
40-49 |
0,031629 |
50-59 |
0,026233 |
60-69 |
0,037563 |
70-79 |
0,042567 |
80-89 |
0,045516 |
90-99 |
0,055940 |
Как видно из таблицы, среднее значение ИКС уменьшается от ТОП 10 к ТОП 50. Начиная с 60-й позиции эта тенденция не прослеживается, при этом мы наблюдаем даже рост ИКС. Вероятно, это связано с тем, что заканчиваются страницы, которые содержат полный ответ на запрос пользователя. В выдачу начинают подмешиваться результаты с крупных площадок, которые содержат часть ключевых слов.
Что касается ТОП 10, то явной зависимости позиций от ИКС нет. Тем не менее первые четыре места в выдаче занимают сайты с высокими значениями ИКС.
Позиции сайтов в выдаче |
Среднее значение ИКС |
1 |
0,106098 |
2 |
0,074687 |
3 |
0,115596 |
4 |
0,111102 |
5 |
0,081994 |
6 |
0,073062 |
7 |
0,086187 |
8 |
0,081122 |
9 |
0,092799 |
10 |
0,062654 |
Исходя из полученных результатов мы пришли к следующим выводам:
- Как показывает исследование, индекс качества сайтов так или иначе участвует в ранжировании. Как минимум признаки, по которым он считается, являются значимыми при формировании выдачи.
- Благодаря появлению ИКС появилась возможность оценивать конкурентность своего сайта с остальными доменами в выдаче. Например, не стоит брать на продвижение запросы, у которых в ТОП 10 домены с ИКС больше 10 тыс., когда у вашего домена ИКС=20.
- Само увеличение ИКС может не дать резкого роста позиций. Огромное значение все еще играют признаки, связанные с релевантностью запроса странице или с поведенческими факторами в рамках страницы и запроса. В то же время есть вероятность, что без улучшения этих факторов увеличить ИКС будет невозможно.
- Если сравнить среднюю позицию в ТОП 100 доменов с ИКС больше 100, то получится следующее:
Как мы видим, стремление поднять ИКС до 100 любой ценой будет бессмысленным занятием, если вы не учитываете конкурентов.
Какие параметры сайта влияют на показатель ИКС: на основе данных Яндекс.Метрики
Чтобы лучше понимать, какие параметры сайта влияют на показатель ИКС, мы решили проанализировать данные из Яндекс.Метрики. Если в случае с PR-CY брались данные из открытых источников, то здесь использовались обезличенные данные пользователей сервиса Rookee.
Для проведения анализа мы искали корреляции между значениями в Метрике и коэффициентом ИКС. Для каждого домена были получены значение ИКС и статистика за месяц в разбивке по источникам:
- отказы,
- доля визитов новых посетителей,
- глубина просмотра,
- просмотры,
- доля новых посетителей,
- визиты,
- посетители,
- визитов в день.
Домены, у которых в определенном разрезе отсутствовали данные, в анализе не учитывались.
Корреляция ИКС с различными источниками
Исследование подтвердило предыдущие выводы: визиты, посетители, просмотры везде имеют высокий коэффициент корреляции со значением ИКС. Средний коэффициент корреляции виден у таких параметров, как «Доля новых посетителей» и «Доля визитов новых посетителей», особенно в разрезе «Итого и среднее» и «Переходы из поисковых систем». Сам коэффициент при этом отрицательный, что означает, что ИКС может быть хуже, если у вас новые посетители.
Хорошая корреляция по когорте «Переходы из поисковых систем» говорит о том, что Яндекс использует данные об активности пользователей, в том числе на поиске. По когорте «Переходы по рекламе» корреляция заметно ниже. Это еще раз подтверждает тот факт, что «Директ не влияет на выдачу».
Такие показатели, как отказы, глубина просмотра и время на странице, имеют околонулевой коэффициент корреляции.
Итого и средние
Источники
|
Коэффициент корреляции с ИКС |
Отказы |
-0,099746 |
Доля визитов новых посетителей |
-0,371429 |
Глубина просмотра |
0,094051 |
Просмотры |
0,778885 |
Доля новых посетителей |
-0,500407 |
Визиты |
0,841909 |
Посетители |
0,772204 |
Визитов в день |
0,841909 |
Время на странице |
0,133872 |
Переходы по рекламе
Источники |
Коэффициент корреляции с ИКС |
Отказы |
0,018435 |
Доля визитов новых посетителей |
-0,225195 |
Глубина просмотра |
0,003064 |
Просмотры |
0,217856 |
Доля новых посетителей |
-0,203318 |
Визиты |
0,213864 |
Посетители |
0,216715 |
Визитов в день |
0,213864 |
Время на странице |
0,065871 |
Переходы из поисковых систем
Источники |
Коэффициент корреляции с ИКС |
Отказы |
-0.052818 |
Доля визитов новых посетителей |
-0,334312 |
Глубина просмотра |
0,098742 |
Просмотры |
0,828917 |
Доля новых посетителей |
-0,389184 |
Визиты |
0,788342 |
Посетители |
0,713432 |
Визитов в день |
0,788342 |
Время на странице |
0,124055 |
Переходы из социальных сетей
Источники |
Коэффициент корреляции с ИКС |
Отказы |
-0,037529 |
Доля визитов новых посетителей |
-0,239407 |
Глубина просмотра |
0,053317 |
Просмотры |
0,713148 |
Доля новых посетителей |
-0,202023 |
Визиты |
0,747338 |
Посетители |
0,783498 |
Визитов в день |
0,747338 |
Время на странице |
0,094734 |
В целом из полученных данных видно, что ИКС – это в первую очередь производная от числа посетителей сайта (Яндекс так и говорит – размер аудитории сайта).
Абсолютные значения поведенческих факторов (отказы, глубина просмотра и время на странице) не коррелируют с ИКС. Из этого мы можем сделать вывод, что степень удовлетворенности пользователей сайтом, о которой говорит Яндекс, это не поведенческие факторы в чистом виде. Возможно, некоторые производные признаки от этих значений влияют на ИКС, например, если сравнивать средние показатели не для всего множества сайтов, а для разных подгрупп. Также, возможно, сюда входят признаки, которые владелец сайта не может измерить (например, возвращается ли пользователь к другим вариантам в поиске после вашего).
Интересен еще факт, что такой параметр, как «Трафик», по PR-CY показывал меньшую корреляцию с ИКС, чем статистика из Метрики. Из чего логично предположить, что в качестве источника данных Яндекс использует свой счетчик.
Выводы
- Исследование в целом подтвердило, что ИКС в большей степени определяется размером аудитории, т.е. количеством посетителей сайта.
- Поведенческие факторы (отказы, глубина просмотра и время на странице) не коррелируют с ИКС.
- На ИКС не влияют технические параметры: наличие Sitemap, robots.txt, SSL и т.д.
- Общая видимость сайта коррелирует с ИКС, но она тесно связана с размером аудитории. Чем больше у вас запросов, тем больше посетителей.
- Вероятно, ИКС или его определяющие признаки участвуют в ранжировании и играют достаточно большую роль.
- Работа на увеличение значения ИКС подразумевает улучшение качества сайта и увеличение размера аудитории. Именно они и должны являться основной вашей целью, а не само увеличение ИКС.
- Анализ ИКС позволяет понимать степень развитости ваших конкурентов. На основе этого вы можете принимать решения, по каким запросам уже сейчас возможно конкурировать за топовые места, а для каких – не будет значительного роста позиций без вложений в развитие сайта.
- Вопрос с влиянием социальной активности на ИКС остается открытым. С одной стороны, корреляция показывает, что социальная активность тоже вносит свой вклад в ИКС. С другой стороны, это может быть результатом побочного эффекта: популярные ресурсы часто социально активны.
- Не до конца выясненным остается и вопрос, что Яндекс подразумевал под степенью удовлетворения пользователей и уровнем доверия к сайту. Возможно, это признаки, данные для которых может получить только сам Яндекс.