28 января состоялась онлайн-конференция UX-Марафон #22, посвященная информационной архитектуре. Восемь UX-экспертов рассмотрели теорию и практические вопросы проектирования ИА.
Валерия Курмак, директор практики Human Experience в AIC, эксперт в области инклюзивного дизайна и автор Telegram-канала «Не исключение», рассказала слушателям конференции, как выглядит навигация для незрячих людей и как избежать ошибок при проектировании информационной архитектуры, чтобы создать по-настоящему доступный цифровой продукт.
Как «видит» сайт незрячий
Человеку с нормальным зрением ориентироваться на сайте или в мобильном приложении помогает визуальное оформление и структура цифрового продукта: заголовки разного уровня, выделенные области, меню, подвал.
Незрячие люди также ориентируются по элементам структуры, но то, что зрячий человек видит, незрячему зачитывает скринридер – специальная программа экранного доступа, которая обращается к коду и озвучивает контент, двигаясь слева направо и сверху вниз и переходя от заголовков первого уровня к более мелким.
Если страница сверстана корректно, человек может быстро «пробежаться» по ней, двигаясь от более крупных заголовков к заголовкам второго уровня, и попасть в нужный блок. Но если разметка некорректна (например, если заголовки, которые мы видим визуально, не имеют соответствующего обозначения в коде), незрячему пользователю придется прослушивать подряд всю информацию, которая есть на странице, пока он не доберется до необходимого раздела. Вот почему так важно, чтобы все элементы структуры имели подписи, корректное отображение и понятные типы.
Проектируем для незрячих пользователей
Международный стандарт WCAG (Руководство по обеспечению доступности веб-контента) предусматривает три главных принципа, которым должен соответствовать цифровой продукт:
- У человека должна быть возможность воспринять контент.
- У него должна быть возможность управлять контентом.
- У него должна быть возможность понять контент.
Поскольку содержание сайта или мобильного приложения воспринимается незрячим человеком через скринридер, структура и контент должны предусматривать возможность корректного прочтения скринридером.
- Заголовок страницы должен стоять в самом начале
Оказавшись на странице, человек, в первую очередь, должен понять, где именно он находится. Это значит, что первым элементом, который обнаружит и зачитает скринридер, должен быть не профиль, не поле ввода и не что-то еще, а именно заголовок страницы.
С точки зрения дизайна заголовок страницы может быть расположен где угодно. Но с точки зрения кода и доступности для скринридера очень важно, чтобы этот элемент был первым, который услышит незрячий пользователь. Тогда он поймет, на какой странице он находится, и чего ему ждать от этой страницы.
- Заголовки одного уровня должны иметь одинаковый размер
Структура заголовков с их стилями – основа навигации для незрячих. Поэтому так важно, чтобы заголовки имели правильную архитектуру и правильные уровни. В то же время текст, который не является заголовком, не должен выглядеть таковым.
Пример типичной ошибки – когда из соображений бизнеса или по замыслу дизайнера одноуровневые заголовки имеют в дизайн-макете разный размер, и разработчик, не разобравшись, прописывает их как заголовки разного уровня. А в результате для незрячего человека вся структура информации выглядит некорректно.
- У всех элементов одного типа должно быть одинаковое поведение и оформление
Ссылка не должна выглядеть для скринридера как обычный текст, а текст не должен быть похож на ссылку. Это достаточно распространенная ошибка, превращающая структуру цифрового продукта в кашу, а UX незрячего человека – в ад.
- Заголовки и названия элементов должны быть понятными и максимально информативными
Для незрячего пользователя UX-редактура приобретает глобальное значение. Не имея других каналов восприятия, он по названию ссылки или надписи на кнопке должен четко понять, что конкретно произойдет при клике.
Признак неинформативного заголовка – слова вроде «шаг», «день», «этап», «занятие», «вопрос», «пример», «случай», «эксперимент». Если после них стоит число, а после него ничего – есть повод повысить информативность.
Так, например, «Шаг 1» – это плохой заголовок. Хорошим заголовком с точки зрения цифровой доступности будет «Первый шаг: создать аккаунт».
Таким же осмысленным должен быть текст ссылки: не «тут», «здесь» или «посмотреть по этой ссылке», а «перейти на госуслуги», «купить товар».
- Таблица должна быть сверстана как таблица, а не как картинка
Чтобы таблица была доступна для чтения скринридером, она должна быть сверстана соответствующим образом. Строки и столбцы должны иметь понятные названия, при этом желательно указывать общее количество строк (например, «третья строка из пяти»), чтобы незрячему пользователю было легче оценить общий объем информации.
- Убирайте лишнюю информацию
Обратная ситуация – когда те же самые таблицы используются разработчиками исключительно для красоты и аккуратности верстки. Зрячему пользователю они не видны, но в коде остаются, и скринридер озвучит эту информацию, если ее не скрыть.
- Структура сайта или приложения должна быть предельно четкой и продуманной
Почему это так важно? Дело в том, что зрячие люди видят страницу целиком. Мы тоже можем ошибаться, но в целом нам легче догадаться, что имел в виду дизайнер. Незрячий пользователь такой подсказки лишен. В его случае отсутствие в коде логичной структуры и четко выделенных областей может сделать цифровой продукт попросту недоступным.
Таким образом, доступность цифрового продукта для незрячих пользователей не предполагает ничего специфического, ничего «инопланетного». Всё, что для этого требуется – грамотно выстроенная информационная архитектура и корректная верстка.
Очень простой совет – попробуйте, когда вы проектируете навигацию, представить себе структуру «дерева» так, как она будет выглядеть для незрячего пользователя. И тогда гарантирую вам, что и для зрячих людей абсолютно точно будет хорошая структура и понятная навигация.
Полную версию доклада можно посмотреть в записи на платформе UX-Марафон. Там же доступны доклады других спикеров:
- Алексей Бородкин представил фундаментальную лекцию по основам информационной архитектуры,
- Виталий Мазуревич провел мастер-класс по карточной сортировке,
- Павел Шерер показал, как собрать с нуля информационную архитектуру,
- Михаил Галушко научил проектировать с помощью ментальных карт,
- Анастасия Попова продемонстрировала объектную модель в проектировании,
- Сергей Петров показал свежий кейс проектирования ИА для Почты России,
- а Денис Васильев рассказал, как делали новую ИА для Банка России.