Говоря о трендах, запросах клиентов и популярных услугах, мы в первую очередь ориентируемся на российский рынок, зачастую обходя вниманием Беларусь и Украину. Редакция SEOnews решила исправить эту оплошность и выяснить, что происходит на рынке интернет-маркетинга в странах-соседях.
Вот какого плана будем придерживаться:
- аудитория интернета,
- состояние рынка интернет-рекламы,
- тренды рынка,
- клиенты: цели, бюджеты, возражения,
- KPI,
- проблемы рынка.
Сегодня поговорим о белорусском рынке, разобраться в котором нам помогли агентства ARTOX media, GUSAROV, Seologic и Webcom Group.
Аудитория байнета
В период с 2011 по 2017 гг. аудитория интернета в Беларуси увеличилась почти в 1,5 раза. По данным Gemius Audience, в 2017 году ежемесячно интернетом в Беларуси пользовались 5,1 млн человек при численности населения в 9,5 млн человек, в то время как в 2011 году число пользователей не достигало и 3,5 млн.
Ежедневно в интернет заходят более 80% белорусских пользователей (4,2 млн).
По данным Министерства связи Беларуси, количество абонентов мобильной связи в стране – 11 439 866, из них 5 115 781 — пользователи мобильного интернета, стационарным интернетом пользуются 3 060 000 человек.
Состояние рынка интернет-рекламы
В 2017 году компания «АМГ-Консалт» прогнозировала для рекламного рынка Беларуси капитализацию в $90 млн. Рост на 17% по сравнению с прошлым годом — отличный результат, учитывая, что последние годы были кризисными для индустрии: в 2015 году капитализация рынка упала на 32% и составила всего $78 млн.
На долю интернета приходится 29% рекламного рынка — это второй по объему канал, впереди только телевидение (42% от всего объема рынка). Причем капитализация сегмента интернет-рекламы растет на протяжении последних трех лет (+6% с 2015 года), а вот доля телерекламы постоянно сокращается (-5% с 2015 года).
У Vondel Digital немного другие цифры. Так, по данным компании, в 2017 году объем инвестиций в интернет-рекламу в Беларуси составил $86,2 млн (+19% по сравнению с 2016 г.), и, судя по прогнозам, в 2018 году этот показатель увеличится еще на 20% и достигнет $103,5 млн. Объем интернет-рекламы в медиамиксе, по данным исследователей, в 2017 году составил $27,2 млн (+30% по сравнению с 2016 г.).
Источник: Рынок интернет-рекламы в цифрах (pdf)
Несмотря на некоторые расхождения в числах, результаты обоих исследований показывают, что интернет-реклама единственная из всех рекламных каналов демонстрирует уверенный рост.
Результаты анализа рынка IT-услуг Беларуси, представленные на «Неделе Байнета 2017» показали следующее распределение затрат на услуги:
- контекстно-медийная реклама – более $20 млн;
- веб-студии и интеграция – свыше $10 млн;
- медийная реклама – $9,9 млн;
- Classifieds (рубричная реклама) – $9,36 млн;
- SEO – свыше $9 млн.
Наши респонденты тоже отметили популярность контекстной рекламы среди клиентов. Причем, замечают эксперты, реклама в Яндексе и Google среди региональных клиентов пользуется примерно одинаковым спросом, в то время как в Минске явный перевес у Google.
Что касается социальных сетей, то, по данным Gemius SA, наибольший охват в месяц у ВКонтакте, следом идут Одноклассники, замыкает тройку лидеров Facebook.
Интересно, что, отвечая на вопрос, в каких соцсетях клиенты заказывают рекламу чаще, наши респонденты не смогли прийти к единому мнению. Например, в Webcom Group однозначно выделили Facebook, Seologic и GUSAROV отдали пальму первенства Instagram, серебро — ВКонтакте, затем назвали Facebook, Одноклассники и другие соцсети. А в ARTOX media заметили, что выбор социальной сети во многом зависит от того, «на какую аудиторию нацелен бизнес клиента».
Тренды рынка
Чтобы узнать, чем живет белорусский рынок интернет-маркетинга в 2018 году, мы обратились к агентствам и попросили их назвать основные тенденции рынка. И вот какой список мы получили:
- Расширение спектра используемых digital-инструментов.
- Переход от плановой работы к работе в режиме эксперимента.
- Акцент на защите персональных данных.
Ощущается и влияние стран-соседей, где происходит серьезный пересмотр принципов защиты персональных данных, — комментирует Сергей Казак, директор по продажам и маркетингу ARTOX media. — Веяния GDPR коснулись и Беларуси. Сейчас в процессе согласования находится аналогичный закон, который, как ожидается, вступит в силу осенью 2018 года. Уже сейчас компании начинают вносить изменения в политики конфиденциальности, которые потребуются в будущем.
- Клиенты становятся более образованными и стремятся самостоятельно разбираться в интернет-маркетинге.
- «Мобилизация»: в некоторых случаях мобильный трафик обгоняет десктопный и становится основным.
Очень неоднозначный тренд: в то время как у клиентов Webcom Group ⅔ всего бюджета уходит на мобильный трафик, в GUSAROV отмечают, что мобильный маркетинг популярен только на словах. В Seologic отметили, что при повышении внимания клиентов к мобильному сегменту, есть сферы, все еще находящиеся в зачаточном состоянии. Например, разработка мобильных приложений: учитывая высокие чеки, далеко не все готовы выделять бюджет на создание аппов. Зачастую созданием и развитием приложений занимаются бизнесы, которые без них значительно уступят конкурентам.
- Ориентация на создание сайтов для людей.
- Персонализация услуг.
- Комплексный подход к интернет-маркетингу.
- Четкость KPI и ориентация на лиды/продажи.
Независимо от того, какой инструмент интернет-маркетинга использует клиент, везде идет нацеленность на результат. Бизнесу важно понимать, какой выхлоп он получает с каждого вида рекламы. В рамках этого тренда растет спрос и на услугу веб-аналитики, call-tracking — важно не только привлечь трафик, но и выполнить поставленные бизнес-цели, — отметили в компании Seologic в ответ на вопросы редакции.
- Голосовой поиск.
- Использование видео.
- Более ответственное и осознанное отношение к контенту на сайте.
Клиенты
Говоря о том, кто чаще обращается за услугой интернет-маркетинга, компании называли как крупный, так и малый и средний бизнес. Но большинство респондентов отметили, что преимущественно клиенты являются представителями сегмента SMB.
Хотя клиенты ставят перед подрядчиками самые разноплановые задачи, начиная с достижения ТОП 10 по определенным запросам и увеличения трафика и заканчивая имиджевыми историями вроде повышения узнаваемости, конечной целью зачастую является привлечение клиентов и увеличение продаж.
Возражения, с которыми сталкиваются белорусские компании, будут хорошо знакомы и их российским и украинским коллегам, это:
- высокая стоимость;
- отсутствие гарантий достижения результата в срок;
- завышенные ожидания при ограниченных сроках и/или бюджете.
Если говорить о бюджетах, то средний чек на SEO в Беларуси колеблется в пределах $300-500 в зависимости от размера компании клиента. На комплексный интернет-маркетинг средний и малый бизнес готовы выделять от $500 до $1000, в случае с крупными игроками речь может идти и о нескольких тысячах долларов.
KPI
Что касается KPI, то опрошенные нами компании оказались довольно гибкими в этом вопросе и выразили готовность выбирать KPI в зависимости от потребностей клиента. Тем не менее самыми популярными вариантами оказались традиционные трафик и позиции, следом идет оплата за лиды. Самыми непопулярными показателями эффективности стали продажи и оплата за часы работы специалиста.
Проблемы рынка
Завершая обзор, мы решили взглянуть на проблемы, с которыми сталкиваются белорусские агентства. Наши собеседники выделили два основных блока:
- Недостаточная осведомленность клиентов о специфике интернет-маркетинга и, как следствие, завышенные ожидания.
- Ограниченность бюджетов, вызванная экономической ситуацией, и в связи с этим неготовность выделять дополнительные средства на использование новых инструментов.
Вот как комментирует ситуацию на рынке Андрей Гусаров, директор performance marketing agency GUSAROV:
Главная проблема рынка интернет-маркетинга в Беларуси — это его ограниченность. На рынке присутствуют крупные международные игроки, но их бюджеты строго ограничены. Порой время и ресурсы, потраченные на участие в тендере, оказываются напрасными. Даже в случае выигрыша бюджеты слишком малы, чего нельзя сказать о запросах.
Чтобы заработать лояльность, приходится быть постоянно в динамике, смотреть не только на СНГ, но и в сторону запада. Перенимать опыт, предлагать клиентам все новое и новое, искать способы отстройки от конкурентов. На узком рынке нужно постоянно удивлять клиента в обмен на бюджет.
Что в итоге
Итак, что мы узнали о белорусском рынке интернет-маркетинга:
- Интернет-рекламе принадлежит значительная доля в общем медиамиксе, и она уверенно растет. И хотя говорить о конкуренции с ТВ пока рано, тенденция к этому явно есть.
- Наибольшие затраты среди всех услуг приходятся на контекстную рекламу.
- Основные тренды рынка: комплексный и персонализированный маркетинг; ориентация на mobile-friendly сайты и user experience; повышение образованности клиентов; защита персональных данных; новые формы контента; голосовой поиск.
- Клиенты приходят в агентства за своими клиентами и продажами, но недовольны высокими ценами и «отсутствием гарантий» или недостаточными результатами.
- Стоимость услуги SEO колеблется в рамках $300-500.
- Самые популярные KPI на рынке — трафик, позиции и лиды.
- Главные проблемы рынка — завышенные ожидания клиентов и небольшие бюджеты.
Читайте также: Интернет-маркетинг в Украине: обзор рынка