Специально для SEOnews HeadHunter проанализировал вакансии и резюме SEO-специалистов за 2020 год. В статье узнаете, какой конкурс на место в разных регионах России, среднюю зарплату специалиста и как изменился рынок труда в SEO с 2018 по 2020 год.
План исследования:
- Вакансии и резюме
- Зарплаты
- Портрет соискателя
- Основные требования к кандидатам
- Выводы исследования
Вакансии и резюме
Для SEO-специалистов на сайте hh.ru в среднем за месяц публикуется 314 вакансий и 197 резюме. В совместном исследовании SEOnews и HeadHunter 2018 года данные показатели были выше и составляли 408 и 272 соответственно.
Наибольшее число вакансий (387) было добавлено в феврале 2020 г., а резюме – в августе (224). Весной наблюдается значительный спад, который можно объяснить введением карантина и приостановлением поиска новых сотрудников многими работодателями. Количество опубликованных вакансий в мае сократилось на 61% (149) по сравнению с пиком в феврале (до введения карантина).
Средний hh.индекс по России для позиции SEO-специалиста составляет 3,2 – три специалиста на одно вакантное место. Конкуренция на данную позицию выросла: в 2014 году hh.индекс составлял 2,7, а в 2018 году – 2,8.
hh.индекс – метрика HeadHunter, демонстрирующая конкурс среди специалистов, соотношение количества размещенных резюме к количеству открытых вакансий.
Самая высокая конкуренция в Рязанской области – на одну вакансию претендуют почти 13 соискателей (hh.индекс 12,5). Это может быть обусловлено большим количеством резюме к небольшому количеству открытых вакансий.
Зарплаты
За I квартал 2020 года было опубликовано 1011 вакансий, из них в 798 вакансиях была указана предлагаемая зарплата. В половине вакансий диапазон зарплат – от 35 000 руб. до 70 000 руб.
Средняя предлагаемая зарплата на позицию SEO-специалиста в России составляет 50 000 руб.
По сравнению с 2018 годом зарплата увеличилась: тогда соискателям предлагали в среднем 40 000 руб.
В таблице ниже представлены ТОП-30 городов России с зарплатными данными из вакансий. Самую высокую зарплату предлагают в городах Дубна (140 000 руб.) и Дзержинский (100 000 руб.). Меньше всего готовы платить специалистам в Новороссийске (25 000 руб.) и Кургане (20 000 руб.).
В 2018 году самые высокие показатели были в Москве (65 000 руб), а самые низкие в Алтайском крае (27 250 руб).
Отметим, что из 30 представленных городов 10 относятся к Московской области, что свидетельствует о популярности данной профессии в этом регионе.
Портрет соискателя
Возраст и пол
Профессия SEO-специалиста больше востребована среди лиц мужского пола, что подтверждают данные из опубликованных резюме: 69% кандидатов на данную позицию – это мужчины, а 31% - женщины.
Однако, количество мужчин-соискателей с каждым годом снижается: в 2014 году распределение мужчин и женщин было 79% – 21% соответственно, в 2018 году 72% – 28%, а в 2021 году уже 69% – 31%.
Большинство соискателей (51%) попадают в возрастную группу от 24 до 35 лет.
Довольно большая доля соискателей (21%) попадает в группу от 35 до 44 лет – более «опытная» возрастная группа.
Опыт работы
26% кандидатов указали в резюме опыт работы от 3 до 6 лет.
Почти равное количество кандидатов работали SEO-специалистами от 6 до 9 лет и от 9 до 12 лет – 18% и 16% соответственно.
Отметим, что в 2020 году 4% соискателей опубликовали резюме без опыта работы. В предыдущие годы резюме без опыта работы на должность SEO-специалиста практически не размещались.
Образование
73% кандидатов имеют высшее образование. Стало больше специалистов со средним специальным (9%) и средним (6%) образованием. В 2018 году их процент составлял 7% и 2% соответственно.
Владение навыками
Самые распространенные навыки, указанные в резюме кандидатов:
- SEO-оптимизация (48%),
- знание HTML (37%),
- составление семантического ядра (35%),
- работа с системами аналитики Яндекс.Метрика (37%) и Google Analytics (31%).
А 26% кандидатов имеют опыт работы с графическим редактором (Adobe Photoshop).
Владение английским языком
Более 70% SEO-специалистов указывают в резюме, что владеют английским языком. 31% знают язык на уровне А (начальный), 36% на уровне B (средний) и лишь 9% знают язык на уровне C (высокий).
График работы
78% кандидатов указали в своих резюме, что готовы работать полный рабочий день, 48% – согласны на гибкий график, т.е. могут договориться с работодателем о необходимых условиях.
А 69% предпочитают работать удаленно, что вполне объяснимо в условиях карантина и удобно сотрудникам, например, проживающим в других городах.
Тип занятости
90% кандидатов готовы к полной занятости, 54% готовы работать частично, т.е. неполный рабочий день. И довольно большое количество соискателей – 38% – готовы работать только над отдельными проектами, что, вероятнее всего, подойдет студентам, выпускникам ВУЗов или фрилансерам.
Основные требования к кандидатам
Ниже приведены навыки и умения, которыми, по мнению работодателей, должны обладать кандидаты на должность SEO-специалиста.
Основные требования (7 шт.) совпадают с теми навыками, которые кандидаты указывали в своих резюме. Это знание SEO-оптимизации, HTML, CSS, Яндекс.Метрики и Google Analytics, составление семантического ядра, продвижение сайтов.
Для работодателей также важно, чтобы кандидат умел проводить аудит поисковой видимости сайта, обладал навыками написания SEO-текстов и имел представление об инструментах интернет-рекламы.
Выводы исследования
В среднем по России на одно место SEO-специалиста претендуют три кандидата. Конкуренция за последние два года выросла на 16%.
Средняя предлагаемая зарплата на позицию SEO-специалиста в России выросла на 25% и составляет 50 000 руб.
Типичный соискатель на должность SEO-специалиста – это мужчина от 25 до 34 лет с опытом работы от 3 до 6 лет, который имеет высшее образование и владеет навыками SEO-оптимизации и HTML, знаком с системами аналитики и может работать полный рабочий день.