- осветим последние данные аналитических компаний АКАР и TNS;
- разберёмся в нововведениях основных сервисов контекста в России;
- изучим ситуацию с другими форматами онлайн-рекламы.
Итоги года в цифрах
По данным исследовательских компаний TNS и АКАР, за первые 3 квартала 2011 г. объём рынка интернет-рекламы в России вырос на 57%.
С января по сентябрь доходы онлайн-рекламы увеличились до 26,5–27,5 млрд. р. (в переводе в USD по сегодняшнему курсу ЦБ — около $859 тыс. млн.). При этом прибыль медийной онлайн-рекламы за первые три квартала 2011 г. выросла до 9 — 9,5 млрд. рублей. Прирост её объёмов за 9 месяцев составил 49%.
Доходы контекстной рекламы увеличились до 17,5 — 18 млрд. рублей. Рост данного сегмента интернет-рекламы за три квартала 2011 г. составил 63%.
Для сравнения, доходы интернет-рекламы в США за три квартала 2011 г., по подсчётам The Internet Advertising Bureau (IAB), составили $22,78 млрд. ($14,9 млрд. — за первое полугодие и $7,88 млрд. — за третий квартал). При этом показатели по объёмам доходов от интернет-рекламы за третий квартал 2011 г. стали рекордными.
Но нас больше интересует российский рынок онлайн-рекламы. И надо отметить, что он в 2011 г. демонстрировал высокие показатели, и главным образом благодаря контексту.
Контекстная реклама
Итак, рынок контекстной рекламы вырос за год на 63%. Немаловажное значение в увеличении доходов данного сегмента сыграла мобильная реклама. По итогам первого полугодия 2011 г. выручка мобильного сегмента составила 12% от общего контекстного трафика.
По данным агентства iConText, в начале третьего квартала 2011 г. распределение долей основных игроков на рынке контекста в России выглядело следующим образом:
- Яндекс.Директ — 65% (7,96 млрд. р.);
- Google AdWords (Russia) — 26% (3,13 млрд. р.);
- Бегун — 7% (880 млн. р.).
Яндекс.Директ
В январе 2011 г. Яндекс...
- запустил инструмент «Целевой звонок», позволяющий рекламодателям Я.Директа и Я.Маркета отслеживать статистику по звонкам пользователей, пришедших по контекстной рекламе;
- предложил новый вариант георекламы — приоритетное размещение в «Справочнике организаций».
В июне 2011 г. ...
- Яндекс.Директ позволил рекламным агентствам импортировать рекламных кампаний из Google AdWords;
- Рекламная сеть Яндекса (РСЯ) ввела асинхронный код, позволяющий загружать рекламные блоки быстрее.
В сентябре 2011 г. Яндекс.Директ...
-
ввёл меню «Расширенные настройки», добавил счётчик Метрики, разрешил загружать рекламные материалы из CVS-файла;
-
обзавёлся инструментом «Максимальная конверсия», служащим для привлечения на сайты целевой аудитории;
- внедрил новую технологию «Автоматические минус-слова», позволяющую показывать рекламу только тем пользователям, которых интересует товар:
- Яндекс начал использовать Матрикснет в РСЯ.
В октябре 2011 г. Яндекс.Директ...
-
позволил настраивать почасовую корректировку цены за клик для каждого дня недели;
- запустил приложение для профессионального управления рекламой Директ Коммандер;
-
представил новую стратегию «Независимое управление для разных типов площадок», предоставляющую больше возможностей для работы с тематической и поисковой рекламой.
В декабре 2011 г. Яндекс.Директ...
- запустил функцию «Метки объявлений», позволяющую объединять объявления в группы;
- + Яндекс.Метрика запустила информер — автоматически обновляющийся блок, отображающий те данные о посещаемости сайта, которые запросит пользователь.
Google AdWords
В уходящем году Google AdWords в основном работал над улучшением таргетинга контекстной рекламы и усовершенствованием аналитики:
В январе 2011 г. Google AdWords...
- запустил новый «Справочный центр для агентств».
В феврале 2011 г. Google AdWords...
-
анонсировал новую вкладку «Главная страница» с пользовательской настройкой, длинные заголовки для избранных объявлений и новый принцип ротации для рекламы.
В марте 2011 г. Google AdWords...
- ввёл дополнительные настройки геотаргетинга.
В мае 2011 г. Google AdWords...
- начал считать потенциальных клиентов, интересующихся адресом и маршрутом при просмотре рекламных объявлений.
В июне 2011 г. Google AdWords...
- запустил таргетинг по интересам пользователей;
- представил новый формат Ad Sitelinks, позволяющий встраивать ссылки прямо в текст рекламных объявлений;
-
запустил инструменты для отслеживания эффективности контекстно-медийных рекламных кампаний: «Относительный CTR», «Процент показов», «Диагностика мест размещения» и «Фильтр непоказанных объявлений».
В июле 2011 г. Google...
- официально запустил инструмент по отслеживанию телефонных обращений по контекстным объявлениям «Call Metrics» в США и Канаде;
- начал тестировать новый формат объявлений для Gmail.
В октябре 2011 г. Google AdWords...
- объявил о повсеместном запуске алгоритма, по-новому учитывающего качество целевых страниц и релевантность рекламного объявления запросам пользователей, когда речь идет о коэффициенте качества Quality Score;
- запустил в тестовом режиме «динамические поисковые объявления», автоматически генерируемые поисковиком на базе ключевых слов из запросов пользователей;
- объявил о запуске в США системы «bid-per-call», позволяющей задавать ставки по звонкам для объявлений формата Сlick to Сall;
-
Google AdSense добавил в отчёт для вебмастеров статистику по доходам от объявлений сторонних рекламных сетей.
В ноябре 2011 г. Google AdWords...
- персонализировал рекламу в SERP и Gmail, начав отвечать на вопрос пользователей: «Почему именно это объявление?».
Бегун
Однако в этом году были и позитивные события в истории Бегуна, и в первую очередь благодаря заключению партнёрства с Google в январе 2010 г. В результате той сделки Бегун стал реселлером рекламы AdWords и в 2011 г. проявлял заметную активность в новой роли:
В марте 2011 г. Бегун...
- стал отображать места продаж рекламодателей на картографических сервисах (Карты@Mail.Ru и «Рамблер-Карты»);
- удвоил долю поисковой рекламы благодаря партнёрству с Google.
В апреле 2011 г. Бегун...
- получил доступ ко всем основным площадкам контекстно-медийной сети Google: рекламные объявления стали транслироваться не только в SERP, но и на YouTube, Gmail и Blogspot;
- запустил партнерскую программу «Геоконтекст», позволяющую рекламные объявления с привязкой к местоположению офисов продаж рекламодателя размещать на картах в виде специальных тематических иконок;
- запустил инструмент «Контекстные переходы с премиум-площадок», позволяющий авторизованным дилерам нацеливать рекламу на премиальные сайты (Mail.Ru, «Рамблер», Odnoklassniki.ru, Auto.ru, Livejournal.com, Advertology.ru, Translate.ru и др.).
В июле 2011 г. Бегун...
- разработал технологию, позволяющую монетизировать приложения для мобильных телефонов на платформе Android и iPhone.
В августе 2011 г. Бегун...
- увеличил долю в поисковой рекламе на 15% до 40%; 60% выручки сервиса контекстной рекламы по-прежнему остались за рекламой на сайтах партнерах.
В сентябре 2011 г. Бегун...
- позволил отслеживать график изменений CTR (отношения числа кликов к числу показов) на протяжении разных отрезков времени.
В октябре 2011 г. Бегун...
-
запустил геоконтекстную рекламу;
- добавил в интерфейс новый инструмент «Охват ключевого слова» для анализа эффективности рекламной кампании.
Перспективные форматы онлайн-рекламы
Второе дыхание баннерной рекламы
В этом году свой уникальный мультимедийный баннер запустил Яндекс на сервисе Яндекс.Музыка. В этом формате можно размещать сразу несколько видов контента: фото, видео, тексты, flash.
Google разместил на баннерах свою кнопку +1. При её нажатии пользователь, имеющий аккаунт в Google, может поделиться информацией об интересном объявлении с друзьями.
Кроме того, интернет-гигант объявил о планах запустить «Web-based circulars» — рекламные онлайн-брошюры, напоминающие рекламные объявления в обычном печатном издании.
Рост популярности видеорекламы
С августа «Продвигаемые видео» (Promoted Videos) YouTube, помимо результатов поиска на самом видеосервисе, стали появляться в основной выдаче Google Video. YouTube усовершенствовал YouTube Analytics:
- запустил в этом году новый фильтр данных, позволяющий сортировать информацию по контенту, географии и дате;
- разрешил создавать линейный график для всех отчетов, упрощающий процесс отслеживания изменений какого-либо показателя;
- ввёл интерактивную карту, позволяющую фильтровать данные по странам (для просмотра данных по определенной стране, надо только навести на нее курсор) и т.д.
С сентября Google начал тестировать «AdWords for Video» в США, Германии и Великобритании. В рамках нового сервиса Google предложил рекламодателям 4 формата видеорекламы.
Новые форматы интернет-рекламы
- Yahoo запустил «живую рекламу» для планшетных компьютеров;
- агентство iConText объявило о разработке технологии для радио-объявлений (как оказалось, это была первоапрельская шутка);
- финская компания Kiosked разработала новую концепцию размещения ссылок на релевантных картинках, фотоснимках и т.п. вместо привычных баннеров.
Итак, в 2011 г. интернет-реклама серьёзно прибавила. При сохранении продемонстрированных в третьем квартале темпов роста до конца года, по прогнозам АКАР, она имела все шансы обойти наружную рекламу. По расчётам российского офиса ZenithOptimedia, интернет-реклама должна вырваться на второе место в конце 2012 г. Компания e-Marketer спрогнозировала рост общемировых доходов онлайн-рекламы до $80,2 млрд. Все, без исключения, аналитические компании предсказывают продолжение активного роста рынка интернет-рекламы в 2012 г.
Об итогах уходящего года для рынка поиска читайте в статье «Поисковые системы Рунета. Эволюция—2011».