Парадигма создания бизнеса в интернете кардинально поменялась. Если раньше для создания витрины интернет-магазина на любом из существующих движков требовалось 6 часов времени и базовые SEO-настройки, что позволяло торговать уже на следующий день, то сейчас такой подход утопичен.
Рынок интернет-коммерции в России заметно снизил свой бурный рост. Важно понимать, что рынок ecom достаточно емкий, и конкуренция на нем сегодня высока как никогда. В открытых источниках можно увидеть примерное количество продающих сайтов в Рунете, их количество на конец 2016 года составляло порядка 80 000, при этом всего четверть из них можно считать реальными бизнесами. Остальные стремительным образом открываются под начало сезона и также стремительно закрываются под воздействием многих факторов.
Так где векторы роста и на что ориентироваться вебмастерам?
Корень зла
Интернет-бизнес в том виде, где интернет-магазин не мега прибыльный актив, а живет на уровне «сколько заработал = сколько и потратил», – имеет массовый характер.
Почему так происходит? Одни не догадываются, а другие знают, но шифруются, не раскрывая своих секретов. Современные коммерсанты из офлайна, открывая интернет-магазин, по факту, не обладают ни экспертизой в области SEO, ни временем на запуск.
Решение своих задач они доверяются сторонним вебмастерам. Главный скил, которым обладают коммерсанты, это понимание рынка, бизнеса, конкурентов. Все, что они хотят – продавать и зарабатывать больше. Для них операционные бизнес-процессы – это кропотливый ручной труд, отшлифованный годами. Даже если речь идет о работе склада и логистике.
Такие компании как правило:
- с небольшим штатом;
- понятия не имеют, что такое нормальная автоматизация;
- для них CRM – это большая амбарная книга и, в лучшем случае, пару файликов в XLS.
На секундочку: таких бизнесов более 80% в России. Вот где хлеб современного SEO-шника и вебмастера. Мы же по традиции ориентируемся на ТОПов. Тратим свое время, изобретаем «велосипеды», не обладая пониманием бизнеса как такового, пытаемся умничать на переговорах и «типа» продавать свои услуги. Мы осваиваем бюджет, работаем с негативными отзывами и в итоге отказываемся от проекта, потому что «заюзал ты нас, дорогой бизнесмен».
Вот и получается, что красивая витрина у клиента в продакшене и никакой автоматизации.
Доставка, платежные системы, программа лояльности, маркетинг, аналитика и еще с десяток сервисов для многих интернет-магазинов – это набор инструментов, которые никак не связаны между собой. Как результат – привычные таблицы XLS, ручной труд и никаких перспектив для масштабирования бизнеса.
Подводя промежуточный итог, можно с уверенностью сказать, что работа с небольшими компаниями, экспертность и так называемое «нишевание» по типам бизнесов принесет разработчикам куда больше денег и заказов, чем работа с ТОПОвыми компаниями
Причем здесь 54-ФЗ?
Для многих очевидно, что самая распространенная форма бизнеса в России – это обычные офлайн-магазины. По оценке компании АТОЛ, рынок магазинов и бизнесов, которые пробивают чеки, насчитывает около 1 500 000 касс по состоянию на 2017 год. За 2 ближайших года их количество увеличится в 2 раза.
Вся суть 54 Федерального закона сводится к тому, что каждый магазин должен будет в обязательном порядке использовать свою учетно-складскую систему, которая в свою очередь будет связана с кассовым оборудованием.
Значит ли это, что офлайн обзаведется автоматизацией, которой не было со времен появления первых калькуляторов? Определенно, да. Более того, этой же самой автоматизацией должны будут обзавестись и интернет-магазины, потому что новый закон обязывает их иметь и онлайн-кассу, и связанную с ней товароучетную систему
Учитывая, что сейчас Интернет стал инструментом привлечения трафика в офлайн, то логично было бы использовать 54-ФЗ для продвижения в сети обычных офлайн-бизнесов. К примеру, на текущий момент все продвижение сводится к размещению информации на картах, Foursquare и различных отзовиках, возможно, в социальных сетях. На этом, как говориться, все.
С введением закона офлайнеры смогут формировать и отдавать подрядчику товарные фиды. Соответственно, используя их, легко развернуть интернет-витрину и запустить продвижение товаров и услуг.
Достаточно актуальная потребность для простых смертных покупателей – найти недалеко от себя необходимый товар. Чтобы не заказывать доставку с другого конца города из интернет-магазина, а пешком прогуляться до него и 100% купить товар, который есть в наличии. Для всех сомневающихся появится возможность уточнения наличия товара по телефону. Менеджеру магазина необходимо будет всего лишь воспользоваться поиском по каталогу. Можно будет предоплатить покупку и забрать уже упакованный заказ на кассе.
Нас ждет настоящая революция в сегменте ретейла и еще один шаг навстречу омниканальности.
Дмитрий Захарченко, директор по развитию idtone.ru:
Если говорить именно о ecommerce, набор методик для поискового продвижения последние несколько лет кардинально не менялся: правильная техническая оптимизация, работа с контентом, расширение индекса. И действительно, существует проблема, когда у владельца бизнеса мало информации по его же ассортименту: перекопированные прайсы поставщиков, неактуальная остатки и цены и т.д. Это практически не дает возможности создать «дополнительную ценность»для пользователя и усложняет оптимизацию. В этом плане переход к онлайн-кассам, как первый шаг автоматизации, должен помочь «навести порядок». Именно как шаг для инфраструктуры с WMS и смежному софту. И, как следствие, дать больше возможностей для работы с сайтом. А микробизнес, которому нерентабельно этим заниматься, скорее уйдет в тень и будет продавать через группы в социалках и подобные механики.
Что делать с SEO?
Классическое SEO и старую школу в очередной раз хорошенечко так тряханет. Некоторые останутся верны своим проверенным SEO-мантрам. Остальные же, в том числе и начинающие специалисты, поделят рынок офлайна, вкусив прелесть купания в золоте. Тот, кто сделает простое и понятное предложение для офлайна, будет раскручивать рынок в ближайшие годы. Задача не из простых: коммерсанты там матерые и абсолютно ничего не знают про интернет-технологии. Для них по классике работают листовки, билборды, сарафанное радио и программы лояльности. Если перекинуть это в реалии Рунета, то должна быть волшебная кнопка «Купить клиента», а ее нажатие должно давать тот самый вожделенный результат. Поэтому с оффером придется попотеть.
Мы со своей стороны будем держать за вас кулачки. Успехов!