В третьем квартале этого года российские банки поставили рекорд по кредитованию населения. По данным ЦБ, они увеличили объем кредитов на 29% до 1,41 трлн рублей. Привлечение клиентов на высококонкурентном рынке – вопрос выживаемости для финансовых учреждений в кризисное период. Среди многочисленных инструментов digital-рекламы наиболее релевантна запросам банков CPA-модель. Она же при этом вызывает самое большое непонимание и даже страх со стороны финансистов-рекламодателей.
Постараюсь ответить на самые распространенные вопросы о CPA-сетях и о том, как банкам с ними работать.
Откуда банку взять заявки на кредиты в интернете?
Потоки заявок на кредиты для банков идут из трех основных источников:
- с тематических сайтов;
- через контекстную рекламу в крупнейших поисковых системах, куда банки вынуждены вливать кругленькие суммы;
- из CPA-каналов (Cost-Per-Action - оплата за результат). В этот источник банки (и МФО тоже) приходят, когда исчерпают и собственные возможности по привлечению трафика, и возможности рекламного агентства, с которым они сотрудничают. К этому моменту они, зачастую разочарованные, готовы платить только за сам факт подачи заявки на кредит, а лучше за уже одобренную выдачу. Банки, в том числе крупные, все активнее обращаются к CPA.
Как банкам работать с CPA?
Путем проб и ошибок стало понятно: кто первым будет размещать офферы (то целевое действие, за которое банк готов заплатить подрядчику) в CPA-сетях и давать уникальные условия, тот и снимет все сливки. В свое время так же это произошло с контекстной рекламой. В случае с CPA первые «в космосе» уже были, но по-прежнему есть шанс «застолбить поляну» и получать лучших заемщиков в нужных объемах. Важна здесь не только скорость старта, но и регулярность работы: долгая пауза в работе с CPA приводит к тому, что банк забывают и вебмастера, и потребители, а его место занимает другая компания.
Вебмастеров, специализирующихся на финансовом рынке, не очень много, и все их знают – как банки, так и CPA-сети. Поэтому если сеть говорит клиенту, что такой-то вебмастер хочет цену выше, то клиент практически всегда сразу соглашается, потому что знает, что это в результате окупится. Банку важно быть гибким в работе и предлагать особые условия. Ведь это логично: платить больше за больший результат.
А какой бывает трафик?
Трафик для банков бывает двух типов: реферальный трафик и API-трафик. Реферальный – это переходы с других сайтов. Например, пользователь зашел на сайт с информацией о банках, подобрал кредит и перешел на сайт банка. API-трафик – когда пользователю формально все равно, какой банк выбрать, и его заявка на кредит рассылается сразу в несколько финансовых организаций. Кто первым отреагирует на заявку, к тому клиент, скорее всего, и пойдет. Абсолютный лидер сегодня на рынке – «Тинькофф Банк», он звонит потенциальному заемщику практически моментально. Из других банков могут позвонить через час или даже через несколько часов. Но клиенту эти предложения уже неинтересны. Поэтому, если банки хотят работать с API-трафиком, то нужно внимательнее относиться к качеству работы кол-центра.
С чего начать?
Если вы не до конца доверяете сети или не понимаете, что этот эксперимент с CPA даст вашему банку, то вот два простых шага:
- Найдите тестовый бюджет. Начать можно и с 50 тысяч рублей. Тратить такую сумму в том же контексте будет неэффективно, бюджеты должны быть на порядок больше – рынок давно перегрет. А в CPA за ту же сумму можно получить реальных заемщиков, которые придут на сайт банка. Так банк сможет понять, какую аудиторию он будет получать через этот канал.
- Для наибольшего эффекта попросите сеть об эксклюзивных условиях и работе с лучшими вебмастерами.
Для топового вебмастера создается индивидуальный оффер: либо индивидуальное действие, либо индивидуальная цена (тот профит, который он получит за успешное действие целевого пользователя).
Индивидуальное действие – это, например, когда CPA-сеть договорилась с банком об оплате за выдачу кредита, а вебмастер хочет работать еще и за заявку. У него целевой трафик, так что в конце концов эти заявки все равно конвертируются в выдачу. Поэтому банки, как правило, на это соглашаются. К тому же под конец года, когда банкам нужно показать хорошие результаты и нарастить объемы выданных кредитов, некоторые банки сознательно меняют модель и начинают оплачивать заявки, а не только выдачу, поскольку самостоятельно им удается конвертировать в кредиты большее количество заявок.
Зачем нужна интеграция с CPA-сетью?
Глубокая технологическая интеграция между CPA-сетью и банком способствует более детальному отслеживанию эффективности. Если банк оперативно обрабатывает поступившие заявки (процесс проверки заемщика занимает разумное время), то сеть практически мгновенно их видит и передает информацию о конверсиях вебмастерам (поставщикам трафика). Вебмастер видит, что его трафик работает быстро, а значит можно продолжать «лить» качественный и прозрачный трафик – на стороне банка нет никаких проблем и, что не менее важно, завышенных требований к заявкам. Безусловно, если банк отклоняет каждую вторую заявку, то ни один вебмастер не будет тратить свое время впустую, ведь нет заявок – нет заработанных денег.
Какую тактику работы с CPA выбрать?
Наиболее консервативные банки готовы покупать только премиальную аудиторию, но у них сильно закручены гайки на скоринге (из поступивших заявок одобрены единицы). Поэтому даже если они будут сотрудничать с топовыми вебмастерами и закупать очень хороший трафик, конверсия будет все равно очень низкая. Более агрессивные банки закладывают риски в стоимость кредитов и готовы рассматривать большое количество заявок – и выдавать по ним кредиты.
Почему многие боятся CPA?
CPA-сети по-прежнему воспринимаются как черный ящик, в котором неизвестно, что происходит. Вебмастеры обычно не рассказывают, откуда берут трафик – это их know how, и они боятся утратить свою ценность. Ведь, по сути, для каждого из них источники трафика – это УТП, уникальное торговое предложение, которое они демонстрируют сетям и, в конечном счете, банкам. Рекламодатели опасаются фрода и других видов мошенничества, хотя на рынке уже есть множество инструментов, которые позволяют свести любое мошенничество к минимуму.
А что с МФО?
Что касается МФО, то и в сфере CPA это отдельный рынок. Микрофинансовые организации не конкурируют с банками, они соперничают только между собой. Клиент МФО вряд ли обратится в банк, поэтому им нужны разные типы трафика, и трафик МФО не годится для банков. Со временем усиливается контроль за этой сферой со стороны ЦБ, а также после череды банкротств на рынке остались преимущественно сильные федеральные компании. Многие из них уже давно активно используют СРА канал продвижения своих услуг, а некоторые только начинают. Мы видим, что конкуренция усиливается.
***
По итогам 2016 года CPA-сети продемонстрировали уверенный рост. По данным IAB Russia Digital Advertisers Barometer — 2016, через CPA проходило уже 11% всей онлайн-рекламы. Эксперты ожидают, что рост продолжится, при этом вебмастера станут более открытыми, сети начнут раскрывать информацию о трафике и будут расширять функционал, создавая собственные источники трафика и вводя его арбитражную оценку.