Новости и социальные сети ежедневно пестрят роликами о том, как ChatGPT может с легкостью заменить целую команду сотрудников: от копирайтеров и переводчиков до контент-менеджеров и программистов. А если учесть, что функционал пиар-менеджера зачастую связан с генерированием идей, написанием текстов, составлением стратегий продвижений, аудитом разных платформ и работой с визуалом, то применение искусственного интеллекта может значительно упростить работу специалиста. Но насколько качественно ChatGPT выполняет свои функции, и можно ли ему доверять на 100% – рассказывает основательница коммуникационного агентства PR[id]E, Селиванова Анастасия.
Введение
Прежде чем делиться собственным опытом, стоит напомнить суть и способ функционирования этой технологии. А чтобы получить максимально точный ответ, мы решили задать вопрос самой компьютерной системе «Что такое ChatGPT?».
Вот какой ответ был получен:
ChatGPT – это искусственный интеллект, созданный для общения с людьми в текстовом формате. Он использует сложные алгоритмы машинного обучения, чтобы понимать запросы пользователей и отвечать на них естественным и понятным языком.
То есть GPT (с англ. Generative Pretrained Transformer, «генеративный предварительно обученный трансформер») – это название технологии, которая лежит в основе этого ИИ. Она позволяет модели генерировать текст, аналогичный тексту, написанному человеком, и обучаться на большом количестве данных, чтобы улучшать свои способности со временем. GPT имеет широчайший спектр возможностей: от создания статей и пресс-релизов до перевода, форматирования и генерирования любой информации.
Основное правило работы – создание наиболее четкого запроса. И уже на этом этапе каждый пиар-специалист начинает оттачивать свои навыки, так как именно составление четкого ТЗ перед любыми партнерами, подрядчиками и клиентами, – верный путь к успеху. Поэтому, формируя грамотно поставленную задачу, пиар-менеджер может добиться автоматизации процессов, которые ранее занимали у него часы, а то и дни или даже недели.
Ну и если быть честными, то среди пиар-специалистов уже давно ходит фраза «спроси у ChatGPT», который подвинул Google в задачах по поиску сокращенной и релевантной информации.
Работа с текстами
Пожалуй, основная часть работы, с которой чаще всего сталкивается пиар-менеджер, – это работа с текстами. Ведь именно через тексты большую часть времени ведется вся коммуникация с журналистами, происходит знакомство с брендами и экспертами, формируются пресс-портреты и пресс-релизы, пишутся экспертные статьи и многое другое.
Как с этим может помочь ChatGPT?
- Быстрый поиск информации, фактов, примеров и литературных источников.
- Составление фактуры материалов и статей на базе общепринятых форматов.
- Перевод зарубежных авторитетных СМИ и экспертных статей.
- Генерирование тем и заголовков.
- Написание воронок продаж под нишу, тему и цель.
- Анализ конкурентов.
- Вычитка текстов на ошибки.
Стоит отметить, что, несмотря на довольно четкие результаты, которые выдает ChatGPT, важно оценивать полученный текст на релевантность, формат, объем, стиль повествования и достоверность. Так как технология базируется на данных из сети, то мы всегда делаем сверку фактов. Помимо этого, готовый текст, как правило, в 90% случаев нуждается в редактировании, добавлении личных экспертных знаний и «упаковке» под нужный формат.
Опытные пиар-специалисты знают, что у каждого издания есть свои редакционные требования к материалам. Поэтому прежде чем отдавать текст в СМИ, он должен пройти обработку под технические параметры информационного медиаресурса.
Помимо плюсов использования данной технологии, среди которых можно выделить: сокращение времени на задачу, автоматизацию процессов, возможность создавать тексты любого объема и любого содержания, получать идеи извне даже когда покинула муза, – у этого инструмента есть и ряд минусов.
Делегируя все задачи GPT-чату, пиар-специалист лишается навыка самостоятельного анализа информации, глубокого погружения в тему, генерирования идей, развития стратегического мышления и умения самостоятельно писать грамотные тексты под разные темы и форматы. А это базовые навыки, которые могут пригодиться, когда нет времени обращаться к технологиям и необходимо проявлять свои способности здесь и сейчас, например, в моменте коммуникации с журналистом или клиентом.
Анализ и прогнозирование трендов
Один из главных навыков пиар-специалиста – это постоянная обработка огромного количества информации, которая ежедневно появляется в сети. Чтобы создавать новости и инфоповоды важно быть в курсе разных основных событий во всех сферах жизни: от политики до культуры.
Но порой одному пиар-специалисту, особенно если у него несколько проектов и в разных нишах, крайне сложно уследить за всем. Тогда на помощь приходит ChatGPT, который может предоставить информационные сводки по отраслям, подсветить обсуждаемые темы и тренды, показать аналитику и многое другое.
Как известно, многие тренды идут из-за рубежа. В этом случае такие проблемы как незнание иностранного языка или блокировка иностранных СМИ для российского пользователя также можно решить с помощью ChatGPT, который анализирует информацию по всему миру и из всех источников.
Таким образом, технология помогает PR-специалистам создавать эффективные рекламные и маркетинговые стратегии, отвечающие запросам целевой аудитории компании или бренда, или перестраивать текущие планы по продвижению исходя из новостной повестки.
Кроме того, использование ChatGPT может подбросить целый ряд креативных идей и концепций, которые могут быть доработаны командой во время мозгового штурма и успешно реализованы с целью создания информационного повода и громкого резонанса в СМИ.
Работа с социальными сетями
Пиар-команды всегда работают в связке с SMM-специалистами, если бизнес, бренд или эксперт использует дополнительные платформы продвижения в виде социальных сетей.
Наш 12-летний опыт работы в сфере не раз показал, что пиар-команда понимает потребности клиента и его аудитории порой даже лучше, чем SMM-менеджеры, которые работают в основном с визуалом и не углубляются в саму суть. Поэтому пиар-специалист довольно часто может привлекаться к аудиту, креативу и контенту в рамках социальных сетей.
И здесь современному пиарщику не обойтись без помощи искусственного интеллекта, который может определить релевантные темы для постов на основе исследования ключевых слов, интересов аудитории или актуальных тем в отрасли, показать тренды для съемки видео и Reels, прописать сторителлинг, а также создать воронки продаж или контент-план на месяц вперед.
Кроме того, ChatGPT может помочь и с инфлюенс-маркетингом, составив для блогеров сообщение-предложение о сотрудничестве, рекламные тексты и скрипты, а также сценарии рекламных интеграций.
Например, запрос: «придумай 5 сценариев рекламных видеороликов для фуд-блогера, который должен приготовить блюдо с сыром», – значительно сократит время на размышления и за секунды даст идеи, которые могут быть доработаны командой.
А вот пример ответа, который выдает ChatGPT:
Вот пять креативных сценариев для рекламных видеороликов фуд-блогера, который готовит блюда с сыром:
- «Сырное путешествие»: фуд-блогер отправляется в виртуальное путешествие по разным странам, исследуя местные сыры. В каждом эпизоде он готовит традиционное блюдо с использованием сыра, характерного для каждой страны, начиная с итальянской моцареллы и заканчивая голландским гаудой.
- «Сырный челлендж»: блогер вызывает на дуэль других кулинаров, чтобы увидеть, кто сможет приготовить самое оригинальное блюдо с сыром. Зрители голосуют за победителя в комментариях.
- «Секреты сыроварения»: ролик, в котором блогер посещает сыроварню и показывает процесс изготовления сыра от молока до готового продукта, а затем готовит блюдо с этим сыром.
- «Сырный марафон»: серия быстрых рецептов, где за один ролик блогер готовит пять разных блюд с сыром, каждое за 60 секунд.
- «Сыр – это искусство»: блогер создает сложные и красивые сырные тарелки, сочетая разные виды сыров с фруктами, орехами и вином, превращая еду в произведение искусства.
Эти сценарии могут помочь фуд-блогеру привлечь внимание к своему контенту и увеличить аудиторию, предлагая зрителям интересные идеи и вдохновляющие истории.
Но и в этом случае полученные данные используются только как вектор, который необходимо адаптировать под особенности ниши, бренда или эксперта.
Заключение
Использование ChatGPT – это, прежде всего, вспомогательный инструмент, а не замена человеческого опыта, творчества и критического мышления.
Технология может стать эффективным помощником для создания контента и других PR-задач, но ей не следует делегировать все на 100%. При использовании формируйте четкие запросы и всегда перепроверяйте информацию, чтобы созданный контент соответствовал поставленным пиар-целям и был высокого качества.