В оптовых продажах, возможно, даже больше, чем в рознице, имеет значение цена, возможность предоставлять скидки и гибко работать с ценами для дилеров и закупщиков.
Управлять ценами ecommerce-проекта можно по-разному:
- делать скидки от текущего объема заказа или всей истории заказов пользователя;
- назначать спеццены на категории товаров;
- дарить бонусы;
- давать скидки на комплекты.
Однако организовать управление ценой на стыке онлайна и офлайна, персонализировать цену под группы или отдельных покупателей – не всегда просто. Расскажем об одном из решений, которое мы применяем на проектах наших клиентов.
Задача и исходные данные
Необходимо организовать гибкую систему управления ценами в оптовой интернет-торговле.
Всё управление продажами и весь учет у клиента ведется на стороне 1C. Сайт на Битриксе.
Оптовые покупатели делятся на разные категории, у которых разные тарифы цен. Например, клиент ООО «Ромашка» относится к группе клиентов №2, а ИП Иванов – к №5. Это значит, что на многие позиции у этих компаний будут разные цены, и они будут фиксированы для всех в их группах. Могут быть позиции, у которых общая цена для всех групп.
При этом чтобы сделать продажу клиенту и удерживать его интерес, зачастую приходится давать скидку на отдельные товарные категории. То есть, та же «Ромашка» может быть согласна на работу и закупки, но мешает только одно – не проходим по цене на кирпич. В этом случае нередко стоит пойти навстречу и дать на этот товар дополнительную скидку, чтобы по тарифной сетке заработать на других позициях.
Группы товаров, на которые в 1C дается скидка, разумеется, не совпадают с группами, с которыми выгружаются товары на сайт. Это отдельный классификатор, информация о котором хранится в 1С.
Кроме того, у каждого оптовика может быть несколько контактных лиц (сотрудники компании, субподрядчики и пр.), которым он доверяет покупку товаров в соответствии со своим ценовым соглашением. Таким образом, стоит дополнительная задача идентификации контактных лиц. Тем более, что сотрудники могут увольняться, а субподрядчики меняться, поэтому эта система должна быть динамична.
Решение
Со стороны 1С на сайт по FTP выгружается следующая информация в формате CSV:
1. Информация об основных ценовых соглашениях для оптовиков:
65464564@mail.ru | sdfsdf2323-2sdf-sd2s-2s3d-232s232d23232,
2. Информация о принадлежности товаров к классификатору разделов:
23s2d23s-d2s3-23s2-23sd-232323s232df | 23s3d232-2s32-23s2-sd23-2323232s2323,
3. Информация о специальных ценах отдельным оптовикам по отдельным разделам:
65464564@mail.ru | 23s2d23s-d2s3-23s2-23sd-232323s232df | 2s2sds23-23sd-23s2-232s-232323s2d3sd,
4. Информация о специальных ценах отдельным оптовикам по отдельным товарам:
657567567@mail.ru | 23s2d232-sd23-23s2-sd23-2sd23s23d232 | sd232sds-2sd3-23s2-23sd-232323s232sd,
5. Информация о контрагентах:
127146@mail.ru | Иван | 9036666666 | Бастион СК ООО
127146@mail.ru | Иван | 9837777777 | Бастион СК ООО
При этом раз в сутки происходит выгрузка:
- данных об отклонениях цен относительно основной тарифной сетки;
- список контактных лиц;
- распределение товаров по группе классификатора.
С такой же периодичностью скрипты по крону обновляют информацию на сайте, где она хранится в highload-блоках.
А «код оптовой цены», он же «код основного ценового соглашения», хранится в пользовательском поле сущности «Пользователь». Доступ к нему организован через администраторскую панель в карточке пользователя. Этот же код отличает оптового пользователя от остальных.
Персональный кеш
Кеширование важно для работы сайта – скорости его загрузки и сохранения данных пользователя. Но из-за того, что цены отличаются между оптовиками и по филиалам, мы не можем хранить общий кеш на сервере – появляется вероятность просмотра чужой цены.
Чтобы это обойти, мы реализуем персональное кеширование для каждого оптовика.
Авторизация по смс на корпоративный номер
Так как у каждого оптового клиента может быть несколько менеджеров, единый пароль на них выдать нельзя – есть риск, что менеджер уйдет в другую компанию и заберет данные с собой.
Чтобы это обойти, мы сделали авторизацию через смс с привязкой к корпоративным номерам. На телефон приходит пароль для авторизации, который действителен в течение одной сессии. По введенному номеру из highload-блока выбирается email, к которому он привязан, и соответствующий пользователь логинится на сайте.
В таком случае, если менеджер уходит из компании, номер переходит к другому – у него появляется доступ, а информация остается закрытой. Если же был привязан какой-то личный номер, его легко исключить из списка контактных лиц, и на него нельзя будет даже выслать разовый пароль.
Этот инструмент позволит зарабатывать на скидках, а не терять. Вы сможете давать скидки на важные для клиента категории, и это позволит сохранить его, если цена на категорию будет определяющей. При этом вы не потеряете прибыль, зарабатывая на позициях, которые клиенту не так важны.