Как интернет-магазину сделать редизайн сайта и не вылететь из поисковой выдачи

Для владельцев сайтов и новичков

В статье разберем основные вопросы, которые касаются редизайна сайта. Подчеркну:  универсальных рекомендаций здесь нет – каждый случай индивидуален. Какие именно перемены требуются конкретной интернет-площадке, может точно сказать только соответствующий аналитик. Для владельца сайта главное – вовремя понять, что ресурс уже не так эффективен, как мог бы. С этим и попытаемся разобраться.   

Когда нужен редизайн?   

  • Когда конкуренты уже обновились   

Если мы намерены что-то купить, мы всегда изучаем несколько предложений, то есть несколько сайтов. Сами предложения на них могут быть аналогичны, но цена или подача – разной. За подачу отвечает сайт, и часто именно он в итоге может решить дело. Поэтому периодически нужно анализировать, не отталкивает ли дизайн, не устарел ли он по сравнению с конкурентами, удобен ли он и содержит ли всю необходимую для покупателя информацию.   

Если вы давно ничего не меняли на своем сайте, велик шанс, что соседи по нише выглядят более современно. В этом случае, если не сделать обновление, вы сможете в дальнейшем конкурировать с ними только ценами, что вряд ли является выгодной стратегией. 

Когда других различий между вами и конкурентами нет, дизайн может влиять на конверсию. Посетители часто делают выводы по первому впечатлению. Зайдя на устаревший сайт, они могут решить, что сам продукт или услуга на таком ресурсе, вероятно, тоже не лучшего качества.    

  • Когда первая функция сайта – имиджевая   

Многое зависит от того, какие цели преследует интернет-площадка. Если вы стандартный интернет-магазин, то есть продаете конкретный товар – бытовую технику, сувениры, мебель, – то, вероятнее всего, у вашего сайта нет имиджевой функции. Тогда дизайн может заведомо находиться на втором плане. На первом месте будет исключительно юзабилити. Даже если у такого ресурса хороший дизайн, по большому счету посетителям будет на него плевать. Во главу угла встанет удобство использования, наличие всей необходимой информации, скорость загрузки, адаптивность и работа без перебоев во всех браузерах.     

А вот сайтам, которым важно продемонстрировать статус компании, крайне важен современный внешний вид. Без него не передать атмосферу отеля, лакшери-поселка или дома эконом-класса. Если сайт не справляется с такой задачей, значит, ему не помешает редизайн.   

Когда редизайн не нужен?   

  • Если надеетесь, что на нем все взлетит   

Распространено заблуждение: сейчас сделаем новый дизайн, и у нас всё полетит! Так это не работает. Для перемен должны быть причины. То есть вы должны быть уверены в том, что сегодня «не летит» именно из-за устаревшего дизайна. Бросаться на путь обновления при любой проблеме, не разбираясь, не надо.   

  • Если нужна просто адаптивная версия   

Нет адаптивной версии сайта? Точно нужно ее сделать. Но это не значит, что для такой задачи всегда необходимо менять весь дизайн.     

  • Если продаж нет   

Кто-то берется за редизайн, потому что думает, что он сделает продажи с нуля. Но если продаж нет, проблема не в сайте. Она явно в самом продукте или услуге, техниках продаж или излишне высоких ценах. 

Если же запросов меньше, чем хотелось бы – другое дело. Редизайн действительно способен поднять конверсию.    

Как делать редизайн?   

В плане визуала стоит сориентироваться в текущих тенденциях: посмотреть на страницы ведущих участников рынка. Так вы получите референсы. Только нужно помнить, что слепые повторы тут не работают. Придется придумать, как переработать увиденное так, чтобы подошло именно вам.   

Что касается структуры: то, о чем следует позаботиться в первую очередь – чтобы после обновления сайт не потерял свои позиции в поисковиках. Они не привязаны к сайту, но привязаны к его определенным страницам и контенту. Поэтому уже на этапе разработки следует привлечь SEO-специалистов. Не после редизайна, а в момент составления техзадания. Тогда не случится ситуации, когда площадку поменяли, а она растеряла позиции, и трафик на нее уменьшился в несколько раз.    

В общем, в контент при редизайне без мнения сеошников лезть не стоит. Они помогут проработать и сопоставить старую и новую структуру, понять, что удалить, что добавить, а что переделать.   

Как не потерять позиции при редизайне? 

Делимся агентским чек-листом, который мы используем на наших проектах.  

1. Проведение аудита сайта   

Перед тем, как переехать на сайт с новым дизайном, нужно провести аудит на наличие технических ошибок и ошибок в верстке. Примеры типичных ошибок: 

  • Наличие дублей страниц с «www» и «без www» 

www.site.ru/catalog/holodilniki  |  site.ru/catalog/holodilniki   

  • Наличие дублей страниц с слешем (/) и без слеша 

site.ru/catalog/holodilniki/  |  site.ru/catalog/holodilniki   

  • Настройка корректного ответа сервера при запросе несуществующего URL-адреса 
  • Отсутствие корректного редиректа с HTTP на HTTPS версию сайта 
  • Отсутствие адаптивной верстки сайта под различные устройства   

2. Соответствие URL-адресов на старом и новом сайте 

После обновления дизайна нужно, чтобы названия страниц в URL-адресе нового сайта соответствовали URL адресу старого. Например, если на старом сайте у нас есть страница «О магазине» и она имеет URL – site.ru/o-magazine, на новом сайте, по возможности, не должно быть новой структуры URL-адреса, например site.ru/about.   

3. Составление карты редиректов 

Чаще всего смена дизайна подразумевает смену структуры страниц и их вложенности. Наша основная задача – «вес» страниц старого сайта (статистику, которая успела накопиться за все время существования старого сайта) передать на страницы нового. Для этого нам необходима настройка 301 редиректов. Выглядеть это может так:   

Текущий URL

Действие

Новый URL

site.ru/holodilniki

301 редирект

site.ru/catalog/holodilniki


Разработчики облегчат работу сеошникам, если сделают таблицу соответствий, которая будет обновляться автоматически, например по коду товара. В случае крупного интернет-магазина составление такой таблицы вручную может занять десятки часов.   

4. Соответствие контента на старом и новом сайте   

Еще одно из требований при переезде сайта – не меняйте текстовый контент на страницах сайта и уж тем более не избавляйтесь от него. Страницы, на которых располагается контент, скорее всего, уже имеют позиции в поисковых системах по релевантным запросам.   

5. Соответствие мета-тегов Title, Description и H1 на старом и новом сайте   

С мета-тегами абсолютно такая же ситуация, как и с текстовым наполнением – не нужно заниматься их корректировкой в момент переезда. Если вы запланировали какие-либо изменения в мета-тегах или в текстовом наполнении страниц, отложите эту работу до тех пор, пока ваш сайт не переедет и поисковые роботы его полностью не переиндексируют.   

6. Проверка элементов перелинковки – хлебные крошки, перелинковка в категориях на новом дизайне сайта 

Простыми словами перелинковка – это навигация на вашем сайте. Перелинковка представляет собой связывание страниц сайта при помощи ссылок. Она поможет нашему сайту быстрее переиндексироваться в поисковых системах, а пользователям позволит найти необходимую информацию.   

7. Корректные URL в sitemap.xml   

Убедитесь, что в карте сайта, которая должна располагаться по URL-адресу site.ru/sitemap.xml, указаны корректные URL-адреса всех страниц. 

8. Также не помешает сделать   

  • Проверьте, чтобы коды счетчиков Google Analytics и Яндекс.Метрики совпадали на текущем и новом сайте. 
  • В момент переезда откройте служебный файл robots.txt и проверьте, чтобы в нем отсутствовала запрещающая индексацию всего сайта директива "Disallow: /" иначе ваш сайт просто не попадет в поисковую базу. 
  • Также в файле robots нужно указать директиву "Host", которая показывает поисковым системам главное зеркало вашего сайта, чтобы страницы всегда выводились в поиске либо с www либо без www. 
  • Сразу после переезда сайта отправьте обновленную карту сайта (sitemap.xml) на переиндексацию в Яндекс.Вебмастер и Google Search Console. 
  • После запуска новой версии сайта обязательно проверьте, корректно ли работают 301 редиректы со старых URL-адресов на новые, ведут ли они на те страницы, которые были указаны в таблице соответствий.
  • После того, как вы окончательно убедитесь в том, что переезд прошел, повторно проведите аудит сайта на наличие ошибок. Обязательно проверьте, что сайт работает корректно и нет никаких факторов, которые могли бы мешать индексации. 

Очевидно, обновление сайта – не из тех задач, которые решаются за пару дней. SEO-специалисты должны работать согласованно с теми, кто определяет структуру и содержание нового сайта. Сверять часы придется до, во время, и после переезда – тогда вы не утратите позиции в выдаче и успешно обновите дизайн сайта.

(Голосов: 15, Рейтинг: 3.4)