Ни для кого не секрет, что весной текущего года, когда Роскомнадзор объявил войну Telegram. Регулятор в попытке «поймать и обезвредить» источники трафика неуловимого мессенджера блокировал IP-адреса буквально пачками. Это выглядело как стрельба из пушки по воробьям, в результате чего пострадали невинные люди — предприниматели, которые использовали серверы Amazon и Google. Потери российского бизнеса от действий РКН эксперты оценили в 1 млрд долларов.
И это все — результат всего пары недель хаотичных попыток прикрыть Telegram, который до сих пор живее всех живых и успешно обходит все блокировки. А что будет, если Роскомнадзор решит заблокировать, например, Facebook или Google в России? Вряд ли эти сервисы и их пользователи так легко сдадутся — они также будут искать способы обойти запрет, а РКН придется блокировать еще больше IP-адресов.
Не будем сейчас говорить о том, как сильно такая цифровая «китайская стена» между российским интернетом и иностранными сервисами скажется на бизнесе и экономике нашей страны. Повлиять на действия регулятора никто из нас не в силах, но то, что могут сделать руководители IT-компаний — это уже сейчас обезопасить свои облачные хранилища данных, чтобы никакие блокировки не помешали работе их сервисов.
Кто может попасть под блокировку?
По меркам провайдера, это были совсем небольшие, точечные блокировки, но на самом деле каждый такой кусок — это тысячи IP. И вот те компании, которые пользовались услугами тех же хостеров, что использовал Telegram для обхода блокировок, и попали под обстрел — их облачные серверы оказались недоступны, и сервисы встали. Пострадали, например, такие компании, как Skyeng и CloudPayments.
Почему зарубежные провайдеры?
Казалось бы, проблема решается легко. Не хочешь, чтобы тебя заблокировал российский регулятор? Размести свои данные в облаке у отечественных хостеров, и нет проблем!
Все не так просто.
Как ни парадоксально, разместить много данных у крупного иностранного провайдера в конечном итоге оказывается дешевле, чем у российского хостера. Исключительно по этой причине бизнес — особенно если он масштабный и ему требуется хранить большой объем информации — выбирает зарубежные серверы.
Дмитрий Петерсон, директор mobile.Simbirsoft, рассказывает, что до блокировок его компания уже успела переехать на российский хостинг:
Иногда может быть так, что развернуть собственную инфраструктуру окажется дешевле, чем пользоваться услугами российского провайдера — и это одновременно надежнее, чем размещать данные на зарубежных серверах.
Пример: собственный сервер стоит порядка 200 тыс. рублей, за аренду сопоставимого сервера в облаке вы будете платить 40 тысяч в месяц. То есть, если вы можете более-менее точно оценить нагрузку на сервис и спрогнозировать необходимые ресурсы (чтобы лишние серверы потом не простаивали), вложения в свою инфраструктуру оправдаются уже через полгода. Но, с другой стороны, собственные ресурсы менее масштабируемы — и, если вы ожидаете взрывного роста трафика, такой вариант вам вряд ли подойдет, так вы не сможете быстро адаптироваться к возросшей нагрузке.
Как уберечь свой бизнес от блокировок
Первый способ мы уже рассмотрели — по возможности стараться использовать отечественных провайдеров или создавать собственную инфраструктуру. Политика государства сейчас крайне непредсказуема, и лучше не завязывать ключевые бизнес-процессы на иностранных облаках. А если вы работаете с провайдером b2b-сервиса, который использует облачную инфраструктуру, поинтересуйтесь, какие серверы использует ваш поставщик услуг — и при прочих равных выбирайте того, кто работает с отечественными хостерами.
Но независимо от того, пользуетесь ли вы российским или зарубежным хостингом, не стоит складывать все яйца в одну корзину. По какой-то причине РКН может начать блокировать и отечественные IP. У иностранного провайдера, даже если никто не будет блокировать его IP-адрес, может прорвать трубу под дата-центром — и серверы выйдут из строя. Именно поэтому стоит диверсифицировать риски, выбирая сразу несколько провайдеров облачных серверов.
Все российские компании, которые обслуживают много людей и много трафика — ВК, Яндекс, различные банки — настолько хорошо готовы к любым неожиданностям, что в случае чего они быстро начнут обслуживать клиентов из другого дата-центра. Пользователь, скорее всего, и не заметит, что какой-то сервер упал.
Но, опять же, если вы выбираете диверсификацию, надо понимать — это будет надежнее, но и дороже. Нужен будет уже не один сервер, а два — основной и дублирующий. А чтобы наверняка — еще два таких же сервера в другом дата-центре. Что автоматически умножает стоимость всей этой инфраструктуры на 4.
В студии мобильной разработки FINCH для надежности используют и иностранные и отечественные хранилища.
А оно вам надо?
Прежде чем вкладываться в свою инфраструктуру, диверсификацию или переносить все данные на отечественные серверы, оцените — насколько вообще вашему бизнесу стоит бояться блокировок и перебоев в работе?
Есть сервисы, для которых простой в полдня будет критичным. Например, если из-за этого вы сразу потеряете 30% своей аудитории, или если из-за одного падения многие пользователи откажутся продлять свою подписку.
Тот же ВК или любой мессенджер — это очень важный для пользователя сервис. Он использует его постоянно и активно. Несколько часов работы с перебоями — и клиент уже готов перейти на другую платформу. Вспомните, когда Telegram только начал «падать» (еще до истории с его блокировкой), за пару часов в соцсетях появились сотни постов о том, чем же теперь пользоваться.
Реакция соцсетей на новость о блокировке Telegram
А вот какой-нибудь сервис для скриншотов вроде LightShot спокойно переживет полдня простоя. Да, пользователи расстроятся, кто-то, может, найдет ему альтернативу. А кто-то вернется на следующий день. В конце концов, придут и новые клиенты. Для такого сервиса временная блокировка не критична — хотя и неприятна.
В плане простоев так же важно, платный ваш сервис или нет. Если он бесплатный, пользователь будет более лоялен к некоторым перебоям в работе и, скорее всего, вас простит. Если человек заплатил деньги и получает недоступный сервис, вполне вероятно, что в следующем месяце он не продлит подписку.
А если у вас такой сервис, падения которого клиенты даже не заметят — может, вам и не стоит заморачиваться со всеми этими блокировками и резервными копиями. Сэкономленные деньги потратите на привлечение новых клиентов, если часть старых вдруг уйдет после какого-нибудь инцидента (но, скорее всего, ваш ущерб от простоя будет минимальным).