Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» провел исследование поисковых запросов россиян в категории «Финансы» в феврале-мае 2022 года. В качестве источников использовались данные о поисковом трафике на сайт www.vbr.ru, а также сервис «Яндекс.Wordstat».
Стабильный рост на протяжении всего периода показали займы. Запросы других финансовых продуктов увеличивались и падали в зависимости от месяца. Наблюдались всплески краткосрочных информационных запросов.
Февраль: рост интереса к финансам
В конце февраля начался рост числа поисковых запросов финансовой тематики. Главной темой в поиске стали «санкции против РФ» (+1970% к январю).
В этот период наблюдался повышенный интерес к займам (+10%) – из-за ужесточений требований в банках и желания людей приобрести товары в преддверии подорожания цен. Также увеличилось количество запросов, связанных со способами сбережения накоплений: ипотекой, вкладами, инвестициями и покупкой иностранной валюты. Топ-5 курсов валют в поиске в конце февраля: доллар, таджикский сомони, армянский драм, киргизский сом и евро.
Помимо традиционных доллара и евро, начал расти поисковый спрос на валюты стран Южного Кавказа и Средней Азии, достигший пика уже в марте. Это объясняется переездом ряда россиян в соседние регионы, а также беспокойством трудовых мигрантов о будущем денежных переводов из РФ, – рассказал Карим Смуди, Head of SEO «Выберу.ру».
Март: вклады и краткосрочные запросы
В марте резко повысился интерес к вкладам – почти в 3 раза, по сравнению с февралем. Банки вслед за ростом ключевой ставки ЦБ увеличили доходность по депозитам до 25%, что повлекло за собой рост спроса на эти продукты. Потребители искали высокие ставки, краткосрочные депозиты на 3 месяца и вклады конкретных банков. На пике трафик в разделе депозитов на «Выберу.ру» вырос в 14 раз, вклады Сбербанка просматривали чаще в 23 раза.
Количество запросов курсов валют достигло пиковых значений. По итогам марта рост составил:
Повысился интерес к картам «Мир» (+70%). Продолжился небольшой рост числа запросов, связанных с займами, инвестициями и ипотекой.
Март стал месяцем краткосрочных запросов: на фоне санкций, новых законов и ухода иностранных компаний наблюдались всплески тем, которые быстро «остывали». Среди наиболее популярных запросов: «кредитные каникулы» (+3500%), «дефолт» (+1630%) и «UnionPay» (1260%).
Резкий рост интереса к картам UnionPay и JCB был вызван приостановкой деятельности Visa и Mastercard в России, – люди стали изучать альтернативные платежные системы. Однако спрос долго не продержался и начал угасать сразу после объявления JCB об уходе из страны. В марте мы наблюдали много подобных ситуативных запросов, которые моментально взлетали и так же быстро сходили на нет, – пояснил Карим Смуди.
Апрель-май: переориентация на займы
Из-за постепенного снижения ключевой ставки ЦБ сначала в апреле до 14% и затем в мае до 11% банки стали откатывать предложения вкладов под высокие проценты. Это привело к снижению спроса на депозиты до февральского уровня.
Интерес к ипотеке также начал падать впервые за эти месяцы, поскольку условия банков все еще оставались слишком невыгодными для большинства россиян, несмотря на снижение ключевой ставки. Поисковый спрос в основном переориентировался на займы (+17% к марту). В сравнении с остальными популярными финансовыми темами, запрос «займы» показывает стабильный небольшой рост с начала года.