Команда сервиса Rookee подготовила руководство, которое поможет минимизировать вероятность ошибки при работе с SEO-специалистом. В материале разберем, как выбирать сеошника, как ставить ему KPI и как проверять качество его работы.
Как выбрать грамотного сеошника
Вот несколько простых советов по выбору:
- Изучите сайт претендента. Главный раздел, подтверждающий профессионализм сеошника – кейсы. Чем больше там скриншотов, статистики и конкретных цифр, тем лучше. Если есть данные, которые можно проверить, сделайте это. Один из вариантов – связаться с представителем компании, указанной в кейсе, и убедиться, что работы по SEO действительно велись. Или же запросите контакты у самого подрядчика.
- Изучите публикации в сети. SEO-специалист может вести блог или выкладывать свои материалы на тематических площадках. Изучите их, чтобы составить мнение об уровне экспертизы подрядчика.
- Запросите рекомендации. Как правило, добросовестный подрядчик без проблем предоставит контакты по запросу, если это не противоречит соглашению о конфиденциальности. Также попробуйте найти отзывы о его работе с помощью поисковика.
- Запросите бесплатную консультацию. Спросите, какие методы специалист использует, какие сроки на достижение вашей цели закладывает, в каком формате будет отчитываться за результат. Также сразу узнайте о наличии опыта продвижения сайтов в вашей нише и похожих кейсов в портфолио.
- Проверяйте обоснованность прогнозов. Недобросовестные подрядчики любят разбрасываться громкими обещаниями еще до того, как увидели ваш сайт. Каждый прогноз должен быть на чем-то основан. Если вы сомневаетесь в реальности поставленных целей, спросите сеошника напрямую, откуда он взял ту или иную цифру.
Какую основную цель ставить сеошнику
ТОП
Цель: вывод сайта в ТОП-1, ТОП-3 или ТОП-10 по ключевым запросам.
До начала работ:
- Проверьте, что семантическое ядро соответствует товарам и услугам, которые приносят вам реальную прибыль.
- С помощью Яндекс Вордстата удостоверьтесь, что на выбранные запросы есть спрос в поисковиках.
- Зафиксируйте позиции запросов на момент до старта продвижения, чтобы иметь возможность сравнить «до» и «после».
Трафик
Цель: увеличение объема органического трафика из поисковых систем.
До начала работ:
- Определите самые «горячие» конверсионные и прибыльные запросы, по которым и нужен трафик.
- Настройте базовые инструменты аналитики и научитесь их использовать, чтобы самостоятельно следить за показателями.
- Убедитесь, что сеошник учел сезонность бизнеса в прогнозируемом трафике.
Почему не стоит ждать мгновенных результатов
SEO – длительный процесс. Даже если сразу приступать к работам, эффект не будет мгновенным, потому что так устроены алгоритмы поисковых систем: сайту как минимум нужно время, чтобы заслужить доверие и возможность ранжироваться в ТОПе.
Первые изменения могут быть заметны уже через месяц, но оценивать динамику стоит через три – на этом промежутке становится четко видно, какие успехи показывает SEO и требуются ли проекту корректировки. Общий срок для достижения целей – не менее 6 месяцев.
Вот что хороший специалист может сделать за три месяца:
- провести аудит сайта и анализ конкурентов;
- составить стратегию продвижения;
- разработать план с дорожной картой;
- устранить критические технические ошибки;
- обеспечить начальный рост позиций по ключевым запросам;
- увеличить цитируемость, начать закупку ссылок;
- формировать полноценные регулярные отчеты о проделанной работе.
Если сеошник вносит правки в сайт, предлагает решения по увеличению конверсии, отчитывается о ссылочной массе и позициям по ключевым словам, дает рекомендации по контенту или руководит заполнением блога на сайте, то работа ведется.
Тревожные «звоночки»
Итак, вы не спешили и следовали перечисленным выше рекомендациям. Какие моменты в работе сеошника все же должны насторожить:
- Результатов нет слишком долго. Важным сроком для большинства проектов является отрезок в 6 месяцев. Но все индивидуально и зависит от проекта – иногда продвижение растягивается на год и дольше. В любом случае, если позиции по ключевым фразам остаются неизменными длительное время или вовсе падают, а подрядчик не предлагает решение и промежуточных данных о положительной динамике, стоит задуматься.
- Специалист не объясняет отчеты. Отчет – это не только цифры, графики и таблицы. Заказчик должен понимать, что видит, и какие результаты уже достигнуты. Хороший SEO-специалист всегда открыт к диалогу и дает пояснения, когда они требуются.
- Подрядчик пользуется сомнительными инструментами. «Черное SEO» – очень опасный путь, способный привести к максимальным санкциям со стороны поисковых систем. Если сеошник настаивает на нем, смело отказывайтесь от его услуг.
- Подрядчик не отслеживает изменения в алгоритмах. «Яндекс» и Google регулярно вносят изменения в свои алгоритмы и добавляют новые требования к сайтам. Читайте новости SEO-индустрии и обсуждайте с подрядчиком, как они влияют на ваше продвижение. Не каждый апдейт поисковика влечет резкие перемены, но если долгое время не корректировать стратегию, она перестанет быть эффективной.
- Сеошник называет цену, далекую от рынка. Изучите среднюю стоимость продвижения по вашим исходным данным и отталкивайтесь от нее. Если эксперт просит слишком много (порядок цен легко мониторится), это должно быть оправдано – попросите его объяснить, почему цена именно такая, и из чего она складывается. Бессмысленно переплачивать, если это не приносит уникальные результаты. Другая сторона – чересчур низкие расценки. Они тоже должны насторожить заказчика.
- Нет продаж. Сеошник не отвечает за продажи с сайта, так как они в большей степени зависят от проработки продукта и качества работы продавцов-консультантов. Однако SEO-специалист может и должен давать рекомендации по увеличению конверсии сайта. Если с начала продвижения ваши продажи совсем не увеличились, а четких рекомендаций так и нет – это тревожный звонок.
- Действия без аудита. SEO-специалисту, который готовит стратегию продвижения без аудита и конкурентного анализа, стоит сразу указать на дверь. Не существует единой формулы успешного продвижения: каждый случай и проект уникальны и требуют обязательного изучения перед стартом работ.
- Плану работ не хватает конкретики. Например, «Провести внутреннюю оптимизацию» – это слишком общо и непонятно. Нужно конкретизировать: «прописать метатеги на страницах», «переписать заголовки H1», «разместить уникальные тексты в соответствии с контент-планом» и т. д. С указанием объемов работы, сроков, конечных целей.
- Неверно расставлены приоритеты. Когда время тратится на необязательные задачи, легко упустить самое важное. Если ваш сеошник активно закупает ссылки, но не оптимизирует посадочные страницы, стоит задуматься о его компетенции. Также следите, на какие запросы направлено большинство усилий: подрядчик должен четко понимать, какие запросы для вас в приоритете.
- Отсутствуют четкие прогнозы. SEO-компания обязательно делает расчет будущих показателей и стремится к ним во время работы. Недостижимые или размытые цели не позволяют понять, успешно мы работаем или нет. Поэтому требуйте хотя бы примерные прогнозы по срокам.
Если в одном из перечисленных пунктов вы узнали своего SEO-специалиста, попробуйте для начала прояснить ситуацию. Сеошник, идущий навстречу клиентам, обязательно прислушается.
Чек-лист для проверки SEO-специалиста
Подведем итоги. Что нужно сделать:
- В самом начале: правильно поставить цель и запросить у сеошника прогнозы.
- Оценить, как проведен аудит, составлен ли план работ с приоритизацией задач.
- Запросить карту релевантности – документ со списком страниц и продвигаемых запросов (обязательно оценить частотность запросов).
- Совместно настроить «Яндекс Метрику» и Google Analytics, где можно отслеживать органический трафик, прямые переходы (когда ссылка размещается на сторонних ресурсах и в социальных сетях, и люди идут напрямую) и переходы с рекламы.
- Проверить работоспособность форм, устранение критических технических ошибок, добавление уникальных текстов, адаптивность дизайна. Это должно быть в плане и соответствовать срокам.
- Убедиться в отсутствии фильтров со стороны поисковых систем и безопасности сайта.
- Посмотреть позиции по ключевым словам «до» и «после».
- Проверить позиции конкретных страниц согласно карте релевантности.
- Посмотреть в Яндекс Метрике и Google Analytics ссылающиеся домены и их соответствие медиаплану.
- Изучить оптимизацию контента (фото, видео, инфографика).
- Оценить мобильную версию сайта.
Заключение
В 93% случаев путь пользователя в интернете начинается с поисковой системы. Google и Яндекс – это проводники в мир развлечений, покупок, полезной информации. От качества работы SEO-специалиста напрямую зависят объемы онлайн-канала привлечения. Поэтому в ваших интересах постоянно мониторить работу сеошника и вовремя отказываться от услуг недобросовестных подрядчиков.