COVID-19 перевернул жизнь бизнеса с ног на голову. Одни компании начали массово переводить сотрудников на дистанционку, другие были вынуждены сократить штат. По данным Росстата, в мае 2020 года общая численность безработных в России составила 4 млн 513 тысяч человек. Уровень безработицы вырос до 6,1%. Последний раз порог в 6% был превышен в марте 2012 года.
Риск потери работы, снижение заработка, увеличение количества свободного времени заставили людей обратить внимание на онлайн-обучение. По данным совместного исследования Mail.ru Group и ResearchMe, 58% опрошенных стали больше учиться онлайн. Исследование Google и Ipsos также подтвердило рост интереса к онлайн-образованию в период пандемии. 17% респондентов из России впервые попробовали обучение на платных онлайн-курсах, 29% – стали больше пользоваться сервисами для учебы онлайн.
SEOnews опросил экспертов рынка, чтобы выяснить, почему так произошло, как изменилось онлайн-образование в период пандемии и чему стоит учиться в 2021 году, чтобы оставаться востребованным на рынке труда.
Как изменился спрос на онлайн-обучение в период пандемии
В период самоизоляции наметилось несколько трендов в онлайн-образовании:
- онлайн-школы начали открывать бесплатный доступ к курсам. Многие пользователи впервые получили возможность протестировать новый для себя формат онлайн-обучения;
- вырос интерес к онлайн-обучению в целом и к программам подготовки digital и IT-специалистов в частности;
- значительно выросло число слушателей онлайн-курсов из регионов;
- пользователи стали охотнее вкладывать средства в образование. Рынок EdTech показал рост в кризис.
ТОП-5 самых востребованных факультетов в начале пандемии: факультеты продакт-менеджмента, веб-разработки, python-разработки, интернет-маркетинга и дизайна.
Самыми популярными профессиями в этот период были «Веб-разработчик» и «Python-разработчик». Спада интереса к другим специальностям мы не заметили, но были студенты, которые прекратили обучение из-за сложной финансовой ситуации. Другие, наоборот, писали, что были вынуждены закрыть бизнес и начали рассматривать обучение как возможность получить работу в скором времени.
К нам приходили студенты, которые решили изменить профессию из-за пандемии. Но это были, скорее, единичные случаи. У нас дорогой продукт для спонтанной покупки, и обычно людям требуется время (от нескольких месяцев до года), чтобы принять решение и приступить к обучению.
Если говорить по направлениям – спрос на маркетинг держится на том же уровне, интерес к дизайну и программированию увеличивается. Также стабильно растет спрос на курсы по управлению проектами, product-менеджменту, бизнес- и финансовой аналитике.
Число регистраций на все онлайн-курсы в марте выросли на 345%, в апреле – 112% и в мае – 118%. Произошли изменения и по возрастным категориям аудитории. Рост в среди аудитории 45–54 лет составил 104%. Аудитория 35–44 лет приросла на 80%. А сегмент пользователей в возрасте 18–24 лет вырос на 77%.
Самыми популярными среди пользователей остаются онлайн-курсы по направлению маркетинга. Это курсы по интернет-маркетингу, таргетинговой и контекстной рекламе, SMM, продакт-менеджменту, коммерческой редактуре и копирайтингу. Также выросло число студентов на курсах по веб- и графическому дизайну, Python-, Java-, Frontend-, веб-разработке и тестированию ПО. Популярность этих курсов связана в первую очередь с тем, что указанные профессии легко осваиваются с нуля и с ними проще всего найти работу в диджитале и IТ.
Еще одной тенденцией 2020 года стало увеличение спроса на кросскомпетентность среди уже опытных специалистов. Если раньше наиболее высоко ценились сотрудники, которые обладают глубокой экспертизой в одной области, то теперь компаниям нужны те, кто сможет закрывать собой разные функции. Поэтому состоявшиеся диджитал и IТ-специалисты сейчас осваивают смежные и дополнительные навыки, чтобы стать более востребованными на рынке труда. С учетом экономического кризиса, компании оптимизируют свои издержки и заинтересованы в найме одного сотрудника с 2–3 смежными навыками вместо 3–5 узкоспециализированных специалистов.
Сами руководители тоже вынуждены учиться и выстраивать процессы в компаниях удаленно, развивать команды удаленно и управлять ими. Все это требует специалистов для выполнения бизнес задач в цифровой среде.
Есть ряд направлений, которые популярны и уровень интереса к ним только растет. В частности, цифровые профессии в глазах общественности – это наше настоящее и будущее, один из факторов выживания.
Во многих известных школах (и не только) появилась новая востребованная специальность – продюсирование онлайн-курсов. Это объясняется просто: онлайн-образование остается одной из немногих отраслей, которая в пандемию растет, а не проседает.
Курсы по творческим и бьюти-направлениям, в свою очередь, стали покупать меньше. Так происходит не потому, что отсутствует интерес, а в связи с отложенным спросом и непредсказуемой ситуацией на рынке в этих нишах.
Вебинары, видеолекции, интерактив: как изменился формат онлайн-обучения
Пандемия заставила онлайн-школы перестраивать процессы. Одни компании, видя всплеск интереса к IT и интернет-специальностям, стали расширять список курсов, чтобы отвечать потребностям аудитории, другие взялись вносить изменения в формат. Третьи решили сосредоточиться на программах, интерес к которым не зависит от краткосрочных трендов.
За этот год мы расширили список курсов, которые стали востребованы на рынке IT-профессий (например, открыли факультеты по Data Science в медицине, геймдизайну и веб-аналитике), и еще более амбициозные планы ставим перед нашей командой на будущий год.
Новых курсов специально для тех, кто решил освоить новую работу из-за пандемии, мы не делали. Прежде чем запустить новую программу или профессию, мы внимательно изучаем спрос на таких специалистов на рынке, общаемся с работодателями и потенциальными студентами, чтобы навыки, которые мы дадим студентам, были востребованы на рынке. На разработку программы обычно уходит от нескольких месяцев до года.
В апреле мы запустили курсы разговорного английского Флоу, а в июне – две новые профессии: «Интернет-маркетолог» и «Дизайнер интерфейсов». Но их запуск мы планировали еще до начала пандемии.
На добавление новых курсов в нашу продуктовую линейку пандемия тоже практически не оказала воздействия – мы следуем за более долгосрочными трендами развития рынка. Пример: видим стабильный рост интереса к product-менеджменту – создаем крутой курс для тех, кто хочет освоить это направление.
Так Нетология стала активнее развивать модульный формат обучения, когда каждый следующий модуль (тематический или навыковый) логически связан с предыдущим. В этом вопросе онлайн-платформа ориентируется на конечную цель студента – за 1–3 месяца освоить пул навыков, необходимый для трудоустройства по новой специальности. С учетом того, что в период пандемии многие люди потеряли работу, модульный формат позволяет быстрее прийти в нужному результату.
Нетология стала усерднее работать над мотивацией обучающихся с помощью системы наставничества в течение всего периода обучения. Наставники и координаторы мониторят учебный процесс студентов, чтобы вовремя помочь с учебным материалом и подбодрить, если студент теряет желание довести обучение до конца.
Также на волне паники из-за пандемии человек может записаться на курс, который не соответствует его текущим навыкам и способностям. Впоследствии это также отражается на мотивации студента – он понимает, что не осилит курс или выбранная профессия ему не интересна. Поэтому Нетология стала больше разрабатывать бесплатных онлайн-курсов, вебинаров, марафонов и конференций, чтобы сориентировать человека в мире диджитала и помочь выбрать то направление обучения, которое подходит конкретно ему.
Чему учиться в 2021 году: рекомендации специалистов
Эксперты сходятся во мнении, что IT и digital-специалисты останутся востребованными и в 2021 году. При этом часто важно не просто получить знания и диплом по определенной специальности. В меняющейся реальности становятся важны «мягкие» навыки – быстрая обучаемость, креативность, критическое мышление.
- продакт-менеджеры,
- менеджеры по маркетингу,
- менеджеры проектов,
- UX/UI дизайнеры
- и менеджеры по рекламе (контекстной/таргетированной).
Наличие диплома не всегда гарантирует легкое трудоустройство: по данным исследовательского центра SuperJob, в 2019 году 80% выпускников российских вузов сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учебы и только у 17% опрошенных поиск работы не вызвал затруднений.
Важно учитывать, что важность наличия диплома варьируется в зависимости от профессии. В ряде профессий работодатели ценят не столько факт окончания вуза, а soft skills кандидатов например, быструю обучаемость, гибкость, креативность и умение анализировать информацию. Как правило, это касается IT-специалистов и интеллектуальных профессий (копирайтинг, маркетинг, торговля, развлечения), где знания быстро устаревают, а требования рынка труда к hard skills меняются очень быстро.
А еще имеет смысл сосредоточиться на универсальных навыках – знании английского и работе в удаленной команде.
Если ты пока еще «динозавр» в digital, пора как можно скорее осваивать новые компетенции, чтобы оставаться востребованным и эффективным. Иначе будет поздно.
Наиболее актуальными будут профессии, которые прогрессивно отражаются на экономических показателях. Сюда относятся направления программирования, интернет-маркетинга, аналитики данных и дизайну на основе исследований пользовательского поведения. Популярные технологии стимулируют потребность рынка труда в таких специалистах. И они нужны во всех привычных нам сферах деятельности – медицине, образовании, промышленности, госслужбе, бизнесе.
Чтобы разобраться и понять, в каком направлении развиваться, можно начать с изучения рынка и запросов компаний-работодателей. Важно примерять эти требования на себя – какие имеющиеся навыки у вас уже есть и какие профессии подходят именно вам. Совсем необязательно начинать карьеру с нуля. Повысить квалификацию можно путем освоения смежных навыков или диджитализацией старых.
Вне зависимости от того, какую профессию или направление вы выберете, нужно настроиться на постоянное обучение. Технологии постоянно меняются. Это требует от специалиста постоянного апгрейда, если он хочет и дальше оставаться востребованным у работодателей. Мы живем в такое время, когда нельзя один раз получить профессию и рассчитывать, что этого достаточно.
Сейчас необходимо развивать цифровую грамотность, поскольку практически любая профессия будущего граничит с IT и Digital. И это не значит, что все обязательно должны обладать аналитическим складом ума или внезапно стать программистами. Дело в том, что мы не сможем искать и обрабатывать данные, обмениваться ими, создавать продвигать собственный продукт без использования даже базовых цифровых знаний.
Наиболее востребованными профессиями в будущем, не только в грядущем году, будут разработчики программного обеспечения, специалисты по Data Science, маркетологи-аналитики, а также юзабилити-специалисты.
Заключение
2020 год запомнится нам не только пандемией, но и бумом в сфере онлайн-образования. Пока традиционные форматы офлайн-обучения были недоступны по причине самоизоляции, пройти онлайн-курсы мог любой желающий. Рост интереса к обучению был вызван не только освободившимся у людей временем. Перспектива остаться без работы, снижение заработка подтолкнули пользователей к получению новых знаний. Особым спросом стали пользоваться программы подготовки digital и IT-специалистов.
В ТОП перспективных направлений вошли:
- веб-разработка,
- python-разработка,
- интернет-маркетинг,
- дизайн,
- управление проектами,
- продакт-менеджмент,
- аналитика данных.
В 2021 году все больше процессов будут происходить в онлайне. А это значит, что востребованность специалистов в сфере digital и IT продолжит расти.