Илья Русаков, эксперт курса «SEO-специалист: как поднять продажи с помощью поискового маркетинга» университета онлайн-профессий «Нетология», основатель сервиса SEO-reports.ru, руководитель агентства impulse.guru и автор блога SEOinSoul.ru, рассказывает, на что смотреть при выборе места учебы SEO, и как не потратить время и деньги зря.
Сегодня российский рынок digital-образования предлагает два вида обучения SEO-науке – базовое и профессиональное.
Базовые курсы, семинары или вебинары создаются с целью поделиться со слушателем общими сведениями о канале продвижения, дать ему понимание о работе технологий в SEO. Я бы рекомендовал этот вид обучения тем, кто принимает решения в компании – владельцам бизнеса, управленцам или маркетологам. Базовый курс даст вам достаточно информации о том, чем именно занимается SEO-специалист в компании, какие задачи можно отдавать в работу digital-агентству, а какие лучше реализовывать самим и какой результат ожидать «на выходе!. Приобретенные знания позволят понять, что «продает» вам в своем коммерческом предложении подрядчик, как грамотно прочитать (или составить) бриф и техническое задание для агентства и как контролировать эти процессы.
Профессиональные же курсы подразумевают гораздо более детальное изучение практики SEO. Они разрабатываются для того, чтобы слушатель приобрел и развил практические навыки, например, самостоятельной настройки рекламной кампании, расчета ее эффективности, поиска точек роста для улучшения показателей. Такое обучение нацелено непосредственно на SEO-специалистов. Читателям SEOnews, профессиональной аудитории, я расскажу о тонкостях подбора именно таких курсов.
Первые шаги
Выбирайте курсы, которые развернуто прорабатывают материал, погружают в тему
Если вы начинающий специалист, то вам важно понять логику процессов в SEO, детали и нюансы, необходимые для дальнейшей работы. Для вас главное – максимально развернутая программа курса и умение преподавателя объяснить механизм работы доступным языком. Поэтому на этапе выбора места учебы смело идите на сайты разных SEO-курсов и сравнивайте содержание их программ. Там же просмотрите деморолики преподавателей, их бесплатные занятия, если таковые есть в доступе (направляйтесь в YouTube) и постарайтесь понять, насколько легко и детально преподаватель развивает тему.
В «обязательный набор» обучающего курса по SEO-оптимизации должны входить следующие компоненты: принцип ранжирования поисковых систем и основные группы факторов, основы работы с аналитикой и принципы работы с аналитическими системами. Вам необходимо научиться понимать, на что смотрит поисковая система, на что нам (SEO-специалистам) нужно влиять и как это делать. Инструменты по сбору семантики, средства проведения аудита и другие технологии важны во вторую очередь.
Погружайтесь во все тонкости, атакуйте преподавателей, если нацелены не просто пройти курс, а чему-то еще и научиться
Уже начав обучение, студенты часто сталкиваются с тем, что какие-то аспекты остаются для них непонятными. Помните себя в школе? Заболел, пропустил новую тему по математике, и все теперь кажется непонятным. Те же грабли... Это непонимание копится и у SEO-студентов, и при достижении критического уровня у людей опускаются руки.
В моей практике, слушатели начинают «спотыкаться», столкнувшись с вопросами технической реализации – установкой кодов систем аналитики и установкой идентификаторов целей в исходный код кнопок и форм. Многим не хватает базовых знаний HTML и JS. Остановитесь и расспросите преподавателя – и вы обязательно получите ответ.
Подача материала тоже имеет значение
Зачастую невозможно угодить всем – у студентов бывают разные уровни начальной подготовки. Одним будет чересчур просто, другим – слишком тяжело. Если вам кажется, что вы выглядите полным болваном, не теряйтесь. Cлушайте то, что кажется вам слишком сложным, задавайте вопросы – это ваша учеба и знания, которые вы можете получить здесь и сейчас.
На своих занятиях я отвечаю на все вопросы, ответ на которые укладывается в рамки 1–2 минут. Если же пояснение требует больше времени или вопрос слишком индивидуальный, тогда обычно я отвечаю на него в конце занятия или после занятия уже лично.
В случае если вы осознали, что хорошо знакомы с темой занятия, не впадайте в уныние. Даже самые опытные специалисты находят массу интересных и новых идей и смотрят на ситуацию с неожиданной стороны, когда обсуждают ее на занятиях или читают заданную «на дом» статью. Часто самые понятные и детальные объяснения и разбор кейсов возникают из дискуссии преподавателя и студента.
На что обратить внимание
Обязательная практика
В любом курсе необходима практическая часть, без нее обучение неэффективно. Нужно сразу применять полученные знания в реальном проекте, чтобы они усвоились.
Как это выглядит в жизни? Сегодня вы посетили занятие, на котором рассматривалась методика анализа ТОПа. Это значит, что домашнее задание будет примерно таким: «Проанализировать ТОП по маркерным запросам, сделать выводы/умозаключения». На следующем занятии вы будете проходить Я.Метрику и конструкторы отчетов в ней. В качестве домашнего задания вы должны будете сформировать отчеты на базе Я.Метрики, попробовать составить свой собственный срез и сделать соответствующие ему выводы.
Метод обучения
Я стараюсь действовать по классической модели: сначала давать теорию, затем – закреплять примерами и практикой, стандартный подход. Люди на слух воспринимают информацию, а потом изучают, как ее применять. В конце материал закрепляется домашним заданием – это особенно важно!
Возьмем занятие по семантике... В начале мы поговорим о группировке запросов и кластеризации. Далее обсудим сбор и «чистку» запросов, остановимся на интенте запросов, рассмотрим, как группы формируются исходя из задач, которые хочет решить пользователь, вводя тот или иной запрос. Ведь это очень важный момент для понимания и для правильного составления структуры и посадочных страниц. Теперь переходим к «технике». Все знают, что есть дублированные страницы и их нужно удалять. На «живых» примерах разбираемся, чем именно они плохи. Как они влияют на индексацию проекта и краулинговый бюджет? Специалист должен это понимать, понимать приоритетность той или иной технической ошибки. Проверяю «обратную связь», задавая вопросы; повторно объясняю то, что вы не поняли, и…. выдаю домашнее задание.
Обратная связь
Выбирайте курсы, которые дают возможность услышать мнение о ситуации от других студентов и преподавателя за пределами самих занятий. К примеру, на курсах «Нетологии», которые я веду, это принято делать в закрытой группе FB или по почте. Что мы обсуждаем? Индивидуальные вопросы, касающиеся проектов студентов, трудности с выполнением домашнего задания.
Что на выходе?
Ключевой актив специалиста – правильная логика мышления. Чем кластеризовать семантическое ядро, как сделать отчет в системе аналитики – это приобретаемые навыки. Главное – понимать, ЗАЧЕМ делать эту кластеризацию, ЗАЧЕМ строить именно этот отчет, КАК грамотно им пользоваться, КУДА смотреть и т.д.
Основный результат вашей учебы – навык думать о посетителях сайтов, понимать, как формируется выдача поисковых систем. Остальное вы можете освоить самостоятельно. Конечно, вы получите набор рабочих инструментов, за которыми пришли на курс, но что из них использовать, какие их аналоги лучше, а какие хуже – вы поймете на собственной практике в процессе работы.
Немного о лайфхаках
Рассмотрим еще несколько пунктов, которые помогут окончательно определиться, какому курсу отдать предпочтение и какие критерии выбора наиболее существенны.
Обратите внимание на:
- Детализацию материала. Профессиональный курс не должен быть поверхностным. Заявлено пять тем и на все отведено два часа? Вероятно, преподаватель озвучит только «верхушки», которые не дадут глубокого понимания деталей. Если в программе заявлен целый ряд тематик, то на их освоение должны быть выделены несколько занятий в течение нескольких дней.
- Опыт преподавателей. Не ведитесь на мифические «8 лет опыта и работы в крупных компаниях»; ищите ссылки на конкретные проекты, публичные выступления, публикации в профильных изданиях. Выбирайте действительно признанных экспертов в интересующей области.
- Отзывы. Ищите их не на посадочной странице курса, а в поисковиках и социальных сетях – это несложно и займет не более часа.