Сейчас все больше людей приобретают товары в интернете. Но прежде чем нажать на кнопку «оформить заказ», пользователи хотят узнать о преимуществах и недостатках продукта, сравнить цены в разных магазинах и на маркетплейсах. По данным исследования на платформе Яндекс Взгляд, 47% респондентов используют для этих целей поисковые системы. Но как в условиях высокой конкуренции сегодня получить бесплатный трафик для ecom? Разбираемся вместе с SEOnews.
Зачем это нужно?
Поиск – базовая деятельность людей в интернете. Менеджер продукта Mediascope Антон Честных назвал ecom-площадки «пятой активностью по трате пользовательского времени». При этом эксперт отметил, что даже самые топовые онлайн-магазины вряд ли могут похвастаться высокой долей эксклюзивности аудитории – люди практически никогда не отдают предпочтение какой-то одной платформе.
Это легко объяснить: мы ищем в интернете не только товары и услуги и зачастую даже не до конца знаем, что именно хотим приобрести, но заинтересованы в решении какой-то проблемы. Поэтому мы исследуем предложения, сравниваем варианты и для этого используем поисковики. Например, в рунете почти треть всего трафика проходит через Поиск Яндекса.
По мнению Дмитрия Колосова, СМО CDEK.Shopping, интернет-магазинам необходимо продвигаться в поисковых системах, которые являются одним из основных источников платежеспособного и теплого трафика. Поисковые системы хорошо «понимают» потребности пользователей и точно находят целевую аудиторию, дополняет Екатерина Щербак, менеджер по интернет-маркетингу «4 глаза». Высокие позиции в выдаче не только значительно увеличивают шансы на конверсию, но и позволяют сохранить оптимальный уровень затрат на привлечение клиентов. «По соотношению цена-качество – это один из самых эффективных источников трафика», – уверена эксперт.
Но большое количество трафика в поисковике еще не означает, что он будет именно на вашем сайте. Для примера возьмем поисковик Яндекса и попробуем разобраться, как это работает.
Если есть продажи, значит, будут и другие
Поисковик позволяет людям быстро решить любые задачи, в том числе найти нужную информацию, товары или магазины. Поэтому те бизнесы, которые обеспечивают наилучший пользовательский опыт – и, следовательно, продажи, – ранжируются выше. По сути, система просто «смотрит» на те факторы, которые, скорее всего, определят конечный выбор: на цену, доставку, наличие товара в регионе клиента, отзывы. И предсказывает вероятность совершения покупки.
Поэтому необходимо обратить внимание на несколько факторов:
-
есть ли нужные позиции, регулярно ли обновляется ассортимент;
-
какие цены, запуски акций и распродаж характерны для вашей ниши.
Чтобы система лучше понимала, что на сайте есть продажи, можно настроить электронную коммерцию в Яндекс Метрике и передавать туда данные о конверсиях.
Другой инструмент, который поможет поисковым ботам – микроразметка. Она позволяет добавлять в HTML-код страницы теги и атрибуты, характерные для вашего магазина. При правильных настройках алгоритмы лучше распознают содержимое сайта и покажут его подходящим пользователям в виде сниппета – с фотографией и понятным предложением. Без разметки в поисковой выдаче отобразится лишь URL-адрес и простое описание.
По словам Руслана Хисматуллина, руководителя направления e-com «Snow Sea», улучшать сайт, «почистить» и оптимизировать код, поменять структуры и внедрить микроразметку – необходимые действия для роста органического трафика. Еще важно подготовить побольше контента: все эти действия работают в комплексе.
Мысль разделяет Дмитрий Колосов. Он считает, что расширение ассортимента, проработка структуры сайта в соответствии с пользовательским спросом и улучшение поведенческих метрик наиболее эффективно влияют на органический трафик компании.
Понятная навигация – легкая покупка
Чтобы не потерять конверсии, в первую очередь нужно проанализировать структуру сайта. Попадая в магазин, клиент должен легко в нем ориентироваться – где цена на товар, как добавить лоты в корзину и оформить покупку. Если любой из этих параметров недостаточно очевиден, пользователь не задержится в магазине надолго.
Поэтому важно не перегружать страницы лишними элементами, через которые нужно «продираться» до целевого действия. Страница с оплатой должна содержать лишь информацию об оплате, с доставкой – варианты и сроки. Для быстрой навигации и понимания функциональности важных элементов применяйте цветовое выделение.
Пользовательский опыт также улучшат дополнительные возможности – форма для отзывов и обратной связи, оплата заказа разными способами или оформление разных сценариев доставки.
Иногда необходимо создавать дополнительные страницы, чтобы быстрее направлять клиентов к нужному им товару. Так, по словам Дмитрия Колосова, CDEK.Shopping создали на сайте отдельные страницы с подборками некоторых позиций, так как карточки не отвечали на более общие запросы пользователей. А просматривать весь ассортимент в поисках подходящего продукта у покупателей не было времени, поэтому они сразу покидали сайт.
Скажем, наш потенциальный покупатель ищет пуховик конкретного бренда. Приземлять его на какую-либо карточку товара неэффективно – пользователь все равно не находил нужную вещь. Чтобы решить эту проблему, мы разработали страницы с подборками похожих пуховиков. И сейчас на регулярной основе формируем товарные подборки, основанные на анализе пользовательского спроса. Это позволяет нам не терять покупателей и упрощать им поиск продукта на нашем сайте, – рассказал Дмитрий Колосов.
После этого обновления компания наблюдала постепенное повышение поискового трафика.
Стать решением задачи пользователя
Как уже говорилось, люди далеко не всегда знают, какой именно товар или услуга им необходимы. Они стремятся это понять с помощью поиска: что надеть, куда пойти, что приготовить на ужин или какой подарок выбрать жене на годовщину. Сейчас алгоритмы поисковых систем лучше понимают потребности пользователей и определяют запросы, по которым люди хотят купить товары. И показывают в выдаче релевантные предложения магазинов.
Пользователи охотнее выберут площадки, где много полезного, качественного и эксклюзивного контента. Такие сайты обладают более высоким потенциалом для дополнительных переходов и, следовательно, новых продаж. Поэтому, чтобы чаще появляться в выдаче:
-
следите за актуальностью информации и ассортимента на вашем сайте. Страницы с товарами, которые не доставляются в регион пользователя, будут показываться реже, так как они не решают задачи;
-
прорабатывайте карточки товаров, добавляйте яркие заголовки, фото и описания;
-
уделяйте внимание уникальности – текст вашего сайта не должен копировать другие ресурсы. Делайте ставку на экспертные материалы: расскажите, по какому принципу выбирать инструменты для ремонта, как собирать продуманный гардероб, ухаживать за мебелью и о многом другом. Покажите ценность и экспертизу, которые можно найти только на вашем ресурсе.
Как сообщает Екатерина Щербак, активная работа над контентом позволяет увидеть стабильный рост органического трафика.
Мы постоянно готовим свежий, интересный контент и внедряем улучшения на сайте. Все материалы проходят тщательную проверку, чтобы пользователи могли полагаться на нашу информацию. Кроме того, мы создаем познавательные видеоролики, которые наглядно объясняют сложные темы, и добавляем ответы на часто задаваемые вопросы для быстрого решения задач. На нашем сайте есть словарь терминов, который помогает разобраться в специфике нашей тематики, – говорит Щербак.
Руслан Хисматуллин отмечает, что хороший контент – уже половина дела. По его мнению, для интернет-магазина нужно много оптимизированных карточек с инфографикой и позиционированием, новостей, статей и продуктовых лендингов.
Положительный рост
В сфере электронной коммерции с августа 2022-го по апрель 2024-го число поисковых запросов за один месяц выросло на 40% и достигло 3,2 млрд штук. А среднее количество запросов на пользователя – до 35 штук (на четыре больше). Приходящие через поисковые системы пользователи часто являются целевой аудиторией и с большей вероятностью станут постоянными покупателями.
В процессе продвижения становится понятнее, как лучше структурировать ассортимент и какое позиционирование подходит для разных продуктов, считает Руслан Хисматуллин. Только активная работа над оптимизацией поможет увидеть рост органического трафика в Поиске, уверена Екатерина Щербак, поэтому она не должна прекращаться даже после получения значительных результатов.