Ниша интернет-аптек была взята для исследования как достаточно конкурентная, но оставляющая потенциал для продвижения новых сайтов в тематике.
- Данный материал не связан с продвигаемыми сайтами клиентов и носит аналитический характер.
- Отмеченные баги на сайтах и в выдаче приведены с целью показать возможности улучшения сайтов.
- В статье рассмотрим и баги, и фичи сайтов из топ-10, а также особенности алгоритмов. Так как мы работаем с сайтами в этой тематике и проводим исследования, то провели исследования и в этой нише.
- Наблюдая за особенностями и аномалиями выдачи, мы поставили задачу провести исследование по динамике сайтов в тематике интернет-аптек.
Для исследования была взята выборка из 2000 запросов с общей точной частотностью 3 877 459, по которым отобрано 50 сайтов-лидеров ниши, доминирующих по количеству запросов в топ-10 (для анализа взяты и Яндекс, и Google), а для анализа особенностей спроса – большая база из 127 000 запросов с общей точной частотностью 96 418 527.
Особенности пользовательского спроса
- Основная часть запросов связана с конкретными препаратами, поэтому у сайтов-каталогов лекарств и трафик идет на сайты карточек товаров.
- Как показывает анализ частотного словаря, преобладающий интент – это поиск инструкции, а не «купить» или «цена», а отзывы ищут меньше (и их меньше о конкретных лекарствах), поэтому нужно на это ориентироваться.
Также видно, что популярен поиск по конкретному типу лекарств – таблетки, гели, кремы, мази,
- Большое количество запросов связано не с лекарствами, а с конкретными направлениями для лечения конкретных заболеваний, избавления от симптомов или для улучшения конкретных состояний (похудение, витамины, от простуды и др.)
Создание таких страниц имеет потенциал для привлечения дополнительного трафика.
- Оптимизация страниц конкретных типов для покупки товаров и для просмотра инструкций вида https://www.asna.ru/product/ibuprofen/instruction/, https://b-apteka.ru/articles/kak-vybrat-probiotik.
- Информационные разделы непопулярны, и большинство сайтов не использует их для продвижения.
Статьи – это хорошая практика для улучшения пользовательского опыта, однако сложность их написания в нише высокая, поэтому себестоимость будет дороже. Однако при низкой конкуренции по статьям сделать на них акцент будет разумно, так как это сильно повысит охват семантики сайта.
По сайтам видно, что со статьями работа если и ведется, то крайне шаблонная. Примеры текущих статей вида:
- https://wer.ru/articles/kak-vybrat-probiotiki-dlya-kishechnika-spisok-preparatov/,
- https://gorzdrav.org/blog/probiotiki-dlja-kishechnika-spisok-preparatov/,
- https://b-apteka.ru/articles/kak-vybrat-probiotik.
Материалы не имеют ни оформления, ни комментариев, ни дополнительной ценности.
- В целом – спрос достаточно стандартный и не имеет каких-то ярких особенностей. Паттерны стандартные и не имеют многообразия, так как для данной тематики спрос очень конкретный – пользователи ищут медикаменты по стандартным запросам без особенных вариаций.
Особенности выдачи
- Большая часть лидеров в Яндексе и Google совпадают, доминирующее лидерство принадлежит крупнейшим и старейшим сайтам интернет-аптек.
Лидеры выдачи в Яндексе:
Лидеры выдачи в Google:
- Есть особенность и даже уникальность ниши – относительно невысокие позиции в ранжировании агрегаторов – даже https://www.ozon.ru/ и отдельный сайт https://ozonpharm.ru/ собирают гораздо меньше позиций в топах, и у них доступен ограниченный ассортимент (если по оптике есть большое количество медикаментов, то по многим лекарствам – крайне мало). Яндекс Маркет ранжируется лучше и товаров на нем больше.
Отсутствие других сайтов, на которых представлены лекарства от разных аптек, – не очень хорошо для выдачи в целом. Стоит отметить, что в регионах есть подобные сайты, например, сайт https://lekvapteke.ru/, работающий по Сибирскому федеральному округу, и потенциал таких сайтов высок, поэтому весьма вероятно появление аналогичных сайтов в будущем.
- Так как явно доминирующих сайтов аптечных сетей очень немного, то основная конкуренция за места в топах ведется между крупными игроками рынка, которые имеют мощные оптимизированные сайты – gorzdrav.org, zdorov.ru, asna.ru.
Однако лидеры меняются, периодически добавляются в топ новые сайты. У ряда ресурсов ведутся работы по активному продвижению при достаточно качественной оптимизации большинства сайтов.
- Есть исключительный сайт, посвященный только информационным описаниям лекарств – https://www.rlsnet.ru/. Отсутствие аналогов говорит о том, что для пользователей недостаточно только описаний, даже без указания цен, а также о том, что такие сайты мало интересны и для бизнеса.
Так как в выдаче мы видим в основном старые и авторитетные сайты, то гипотезы о влиянии ссылочных факторов не являются здесь первичными. Однако есть и другие сайты, растущие в поиске, например, aptechestvo.ru, занимающий высокие позиции.
На примере этого сайта с восходящей динамикой ссылок мы видим, что гипотезы о возможном влиянии ссылок имеют место быть.
Ссылки не смогут заменить работы по классическому SEO, но могут при прочих равных улучшить эффект от стандартных работ, что видно по данным примерам.
- У многих сайтов есть активно работающие приложения, что делает SEO менее значимым по объему привлекаемого трафика, однако наличие приложения является дополнительным бонусным фактором ранжирования.
- Попадаются единичные монобрендовые сайты вида https://solgarvitamin.ru/, которые тоже имеют право на существование. Их создание имеет хороший потенциал для того, чтобы занять позиции в поиске. При этом их могут создавать и лидеры рынка при минимизации рисков открытой демонстрации аффилированности.
Выводы
Интернет-аптеки – ниша с прочно укоренившимися товарными лидерами с широким ассортиментом и высоким уровнем оптимизации.
При конкретном поисковом спросе легко достигаются охваты, однако точки роста для всех типов сайтов есть – начиная с написания экспертных статей до создания собственных приложений.
Наибольший потенциал представляют сайты агрегаторов всех аптечных сетей для поиска самых дешевых лекарств.
- В нише интернет-аптек можно выходить в топы Яндекса и Google за счет качества продукта, контента и широты представленного ассортимента.
- Аномалий в выдаче нет, и они практически не встречаются, что говорит о стабильности выдачи и поисковых алгоритмов, не допускающих отклонений от стандартов по качеству сайтов.
- Есть и явно доминирующие лидеры, и дополнительные гиганты в поиске, а также есть возможность выхода в топы для новых сайтов.
- Коммерческие и ЕАТ-факторы имеют в данной нише наибольшее значение, прежде всего – функционал и дополнительные разделы, несущие ценность для клиентов.
- Большинство сайтов игнорирует создание и развитие информационных разделов, что является упущением и представляет точку роста для дальнейшего развития.
- Баги алгоритмов практически не встречаются, победа в выдаче возможна только за счет рыночных белых методов.
- Нужно всегда и постоянно улучшать структуру и функционал, анализировать конкурентов в Рунете и даже за рубежом. Стандартная рекомендация «развивать свой сайт» работает.
- В Яндексе и в Google лидеры примерно совпадают, так как лидеров не так много, и они занимают доступные места для ранжирования.
- Работа по продвижению в этой тематике – в первую очередь по улучшению сайтов как продуктов. Нужно делать именно на ней большой акцент, что наглядно иллюстрируют наши исследования.
Надеемся, что статья будет полезна и сеошникам, и владельцам сайтов, и даже самим поисковым системам.
Материалы в рамках исследования на базе Ingate.Group.