Онлайн-курсы плотно вошли в нашу жизнь. Некоторые онлайн-школы делают запуски на десятки и даже сотни миллионов рублей. Вы, возможно, придете к такому результату, но для этого нужно начать.
Чем больше сейчас умеет человек, тем больше его доход, поэтому онлайн-школы популярны. Не нужно 5 лет учиться тому, что никогда не пригодится. Каждый может получить знания от профессионала на курсах.
Как создать и запустить онлайн-курс, рассказывает Ольга Сафронова – популярный блогер, эксперт по созданию рекламных и контент-роликов, основатель видеостудии Safronova-video в России и создатель онлайн-школы мобилографии «Сочные ролики».
Шаг 1. Тема курса
Создание любого курса начинается с выбора темы. Идеальная тема касается того, о чем вы готовы говорить бесконечно и бесплатно. Тема должна откликаться вам в первую очередь.
На этом этапе важно проработать сомнения и ответить себе на вопрос «А в чем я эксперт?». Возможно, вы всю жизнь занимались бухгалтерией и готовы передать знания по ведению отчетности начинающим предпринимателям. Или вы превосходно готовите и сможете помочь желающим научиться готовить.
Я с 2009 года занималась видеосъемкой для клиентов. Я знаю, как снять хорошее видео, знаю все моменты видеопроизводства, знаю, как руководить командой, продавать свои услуги и общаться с клиентом.
Подумайте, в чем ваша сила. Распишите одну область, разложив ее на несколько небольших. Пусть информация для курса будет касаться поначалу небольшой области. В дальнейшем вы сможете расширить курс или создать курс для продвинутых. Не нужно пытаться запихнуть весь опыт сразу в один курс, так информация просто не усвоится. Стройте модель курсов, постепенно углубляясь в тему. Так, мой курс из 1 модуля и восьми уроков вырос в курс с тремя большими модулями и 93 уроками.
Пусть ваш первый курс будет совсем небольшой, в нем будет всего несколько уроков, но он поможет определенному кругу людей. Самое главное – это результаты учеников. Если люди будут получать то, за чем пришли на курс, у вас будут хорошие кейсы, значит, ваша модель курса жизнеспособная и ее можно масштабировать.
Шаг 2. Исследование рынка
Проведите поиск похожих курсов по вашей тематике. Изучите их содержание. Подумайте, в чем ваша уникальность, чем вы отличаетесь от других. Возможно, вам даже удастся найти отзывы об этих курсах.
Отзывы помогают более четко понять «боли аудитории» и закрыть их при записи уроков. Оцените, актуальна ли сейчас эта тема. Будет ли она пользоваться спросом?
Опросите знакомых. Вы должны четко понимать, какую боль или проблему решите своим курсом. Проанализируйте, как много людей сталкиваются с этой проблемой и нуждаются в решении.
Шаг 3. Подготовка к продаже
Сейчас самый благоприятный период для запуска курса, так как расходы на онлайн-образование растут. За 2 года объем рынка онлайн-образования увеличился в 11 раз.
Метод 1
Если вы эксперт и хотели бы заниматься продажами своего курса самостоятельно, я бы рекомендовала вести свои медиа – YouTube, Telegram-канал и VK-сообщество, чтобы привлекать людей, интересующихся вашей темой. Этот метод был и остается моим методом работы на данный момент. На фото мой ТГ-канал:
Для привлечения аудитории необходимо создавать небольшие бесплатные полезные материалы и делиться ими с подписчиками. При создании курса вы сможете спросить подписчиков о том, что им интересно или предложить выбрать пункты из вариантов ответов. Подписчики – отличный способ получать обратную связь.
Важно! Продайте ваш курс ДО его записи. Определите, какие уроки будут внутри курса, составьте содержание, оповестите потенциальных покупателей, показав им темы уроков.
Ошибка многих экспертов в том, что они сначала записывают курс, а потом переходят к продажам.
Тут может возникнуть ситуация, когда ваша тема никому не интересна или не актуальна на данный момент.
Например, в текущей ситуации курс «Как стать агрономом» не будет пользоваться такой популярностью, как курс «Как зарабатывать не выходя из дома». Вы вложите колоссальное количество энергии и получите небольшую отдачу, что, в свою очередь, не даст вам сил двигаться дальше. Скорее, вы просто подтвердите мысль в голове, что «не стоило и начинать». Такие мысли есть у всех, но не следует воспринимать их всерьез, если вы хотите чего-то добиться.
Вы можете справедливо заметить, а что, если у меня совсем нет подписчиков?
Еще 2 года назад я была в таком же положении. У меня был Запретограм с моими друзьями, коллегами и клиентами. Всего человек 50–100 максимум.
Про цены
Первое оповещение о курсе я сделала именно там. Мой курс был про съемку и монтаж видео на телефон, в нем было 8 уроков. Первоначальная стоимость курса составляла тогда 500 руб. Сейчас, в зависимости от курса, я думаю, можно ставить начальную цену от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
Через полчаса, как я опубликовала сторис про свой курс, на него записалось 13 человек. Я так удивилась, что закрыла набор, потому что побоялась, что не справлюсь с такой большой группой. Сейчас могу сказать, что до 30 человек в группе с обратной связью от куратора – это оптимально.
Существуют небольшие курсы без поддержки. Например, за символические 390 руб. вы можете просто давать доступ к нескольким урокам и даже не знать своего покупателя. У меня – это закрытый ТГ-канал.
Плюсы в этом тоже есть. Вы можете собирать базу клиентов, которые приобрели этот небольшой продукт и продавать потом им более дорогой курс. Люди, которые что-то купили у вас в прошлом, с большой долей вероятности захотят купить у вас в будущем.
Метод 2
Даже если вы не хотите вести блог и общаться с подписчиками, продавать курс на «холодную» аудиторию тоже возможно. Вам не нужно думать над контентом, выкладывать полезные материалы и показывать свою личную жизнь. Придется найти хорошего специалиста по рекламе, который создаст кликабельное объявление и будет приводить аудиторию. Многие школы крутят рекламу постоянно и продают свои курсы.
О чем же должна быть реклама? Если это будет сразу реклама курса, то такой метод, скорее всего, не сработает. Люди пролистают ваше объявление, а деньги будут потрачены впустую. Я рекомендую создать первоначальный бесплатный продукт (мини-курс, пакет инструкций и т.д.) и запустить его в рекламу.
Реклама бесплатного продукта на аудиторию, которой это интересно, – очень хороший ход. Ваш потенциальный ученик знакомится с вами и вашим бесплатным продуктом, а потом вы приглашаете его приобрести платный продукт. Это делается с помощью сервисов рассылок или чат-ботов.
Идеально, если вы запишете 3 бесплатных урока и будете их открывать по мере просмотра. Эти бесплатные уроки должны нести ценность, чтобы человек понял: вы даете хорошую и качественную информацию, и если у вас в бесплатном варианте такая крутая информация, то стоит заплатить, чтобы получить знания в полном объеме.
Делитесь честно и от души, не скрывайте и не утаивайте какие-то моменты. Так вы дадите понять, что искренне делитесь знаниями, а не просто хотите заработать.
Шаг 4. Продажи
Если на ваш первый поток придет 5 человек или даже 2 человека, – не останавливайтесь. Не принимайте это на свой счет, не теряйте уверенность, просто продолжайте. Катастрофы не произошло.
Если на ваш первый поток никто не запишется, это лишь говорит о том, что, возможно, нужно пересмотреть стратегии продаж, сделать их более профессиональными, начинать заранее с прогрева и подготовки, проанализировать продающий контент или просто увеличить охват аудитории.
Шаг 5. Прием оплаты
Для получения оплаты вы можете зарегистрироваться как самозанятый и принимать оплаты с помощью Юмани, Яндекс Кассы. Если у вас ИП, то можно подключить платежную систему Робокасса. Эта система подключена к моему сайту и принимает карты российских банков всех платежных систем, включая Visa, MasterCard и МИР вне зависимости от местонахождения плательщика.
Также есть возможность проведения платежей электронными деньгами, QIWI или Юмани, либо оплата UnionPay и по картам платежных систем-партнеров НСПК (фактически – аналог МИР в следующих странах: Таджикистан, Белоруссия, Армения, Абхазия, Киргизия, Вьетнам).
Объявите дату старта курса и дайте хорошую скидку тем, кто приобретет курс заранее. Наблюдать за приходящими уведомлениями об оплате очень приятно.
Шаг 6. Запись уроков
После продажи у вас появляется обязательство перед клиентами. Вы просто обязаны будете записать курс к дате старта.
Для записи уроков вы, конечно, можете нанять оператора, арендовать студию, но я хочу рассмотреть самый бюджетный способ.
Я записывала курс дома, это совпало с условиями самоизоляции в 2020 г.
Камера или смартфон
Курс вы можете записать даже на свой мобильный телефон. Идеальными моделями будут Samsung S20 или iPhone 11 и выше. Но тут важен не столько телефон, сколько правильный свет.
Первые уроки я записывала на камеру, но потом перешла на смартфон. Для телефона понадобится штатив и держатель. Штатив не менее 1,5 м в высоту, если будете записывать курс сидя, и не менее 1,75 м, если стоя.
Фон
Если у вас интерьер дома совсем не располагает для записи курса, то рекомендую купить вам большой белый, серый или черный фон 1,5 м на 2 м и стойку для этого фона.
Вы можете поставить перед собой стол для имитации рабочего пространства или записать курс сидя или стоя на однотонном фоне, а сбоку пустить презентацию при монтаже.
Свет
Также вам понадобится хороший свет. Хотя бы 2 источника. Просто необходимо, чтобы картинка на видео была приятная. Бывает, что хватает даже света из окна. Если хотите сэкономить на освещении, расположитесь рядом с окном, чтобы свет от окна падал немного сбоку от вас. Записывайте видео только в светлое время, сумеречный свет не подойдет.
Важно не пользоваться обычным потолочным светом.
Если есть возможность, я рекомендую на подсветку фона приобрести еще один уже цветной источник света, как у меня на фотографии. Сейчас есть даже лампочки, которые можно установить в светильник и регулировать цвет с помощью приложения на смартфоне.
Фото из приложения к моему курсу:
Самым бюджетным вариантом цветного света будут уличные светильники, но их нужно оборудовать вилкой для розетки.
Звук
Немаловажной составляющей является звук. Для телефонов есть специальные проводные и беспроводные петлички.
Позаботьтесь, чтобы при записи курса была полная тишина. Даже с учетом затрат на фон и свет это будет дешевле, чем аренда студии и оператора. К тому же, оборудование подойдет для многоразового использования.
На фото беспроводная микрофонная система J12 от Ulanzi на 2 микрофона
Такие петлички есть для iPhone с разъемом Lightning или для телефонов на Android с разъемом Type C.
Беспроводные петлички удобнее проводных, но нужно быть внимательным, потому что возможны помехи сигнала из-за звонка сотового телефона, например. Проводные петлички более надежны, но провода бывают видны в кадре. Плюс мы ограничены длиной провода, а еще они создают неудобства при записи. Тут единого рецепта нет, каждый выбирает для себя, что ему подойдет.
Шаг 7. Оформление
Презентацию и заставки к урокам вы можете сделать в приложении Canva или на сайте Canva.com. Для монтажа уроков используйте бесплатные приложения на телефоне VN или CapCut. Приложения довольно простые, вы можете разобраться самостоятельно.
Также можно отдать уроки на монтаж в группах фриланса.
На компьютере для монтажа вы можете использовать Adobe Premiere или Final Cut (для Mac OS).
Шаг 8. Старт курса
Мои курсы проходят в группах. Мы работаем на результат и общаемся с каждым студентом. Первые мои уроки курса я открывала на Google Диске бесплатно в постоянное пользование. Кстати, на Google Диске при регистрации дается 15 ГБ бесплатного хранения данных. На ваш первый курс вам точно хватит. В дальнейшем вы сможете перейти на платформу, например, GetCourse.
В заключение
Ваша задача теперь – дать знания ученикам, дать немного больше и превзойти их ожидания. Ориентируйтесь на успех учащихся, на достижение целей курса, передачу навыков. После курса соберите отзывы и обратную связь. Узнайте, что можно улучшить. После сбора отзывов и работ учеников оформите свои социальные сети или сайт для дальнейшей продажи курса.
В онлайн-образовании невозможно упереться в потолок, потому что технологии идут вперед. Мы каждый день учимся чему-то новому, а значит, можем поделиться своими знаниями с другими.