Всем привет. Я работала автором и редактором 5 лет, но за все время так и не собрала толковое портфолио. И статей было много, и темы разнообразнее некуда — вроде бы выбирать было из чего — а выбрать нечего. Что-то уже устарело и не соответствовало текущему уровню, что-то скучное, где-то клиент после публикации внес правки, кое-где тексты опубликованы под чужим именем.
Если и у вас та же беда, хочу поделиться опытом, как собрать приличное портфолио, если по факту вся сделанная работа не подходит. 2 способа only, но этого реально хватает.
Нет заказов — сделай сам
Часто бывает, что пишешь подолгу, но для унылых проектов. Вроде и тексты хорошие, но показывать другим рука не поднимается — не интересно. В такой ситуации сначала хочется спросить себя, как же так получается, что нет реально цепляющих проектов, но поскольку статья не про самоанализ и профессиональное становление, то не будем углубляться.
Если вы хотите писать для крутых проектов, сначала надо показать свою компетентность в этом. Пока у вас нет крутых клиентских заказов, можете писать круто сами для себя. Сейчас расскажу, как это лучше делать.
Определите целевую аудиторию
В чьих проектах хотите участвовать? Вот эти люди — ваша целевая аудитория. Продумайте, что им интересно читать, как они это читают, на каких ресурсах они сидят, какими темами интересуются. Посмотрите, к каким статьями оставляют комментарии, а какие игнорируют. Какие темы их цепляют (где больше репостов, лайков, комментариев — как хороших, так и плохих), а какие нет.
Когда будете выбирать общее направление статьи, помните, что оно должно быть актуальным и полезным для ваших потенциальных клиентов. Хотите писать без оглядки на аудиторию — заводите блог.
Выберите тему
В процессе выбора задайте себе три вопроса:
- о чем вам есть, что сказать,
- о чем вам интересно говорить,
- о чем людям хочется читать.
Потом проанализируйте популярность выбранной темы: откройте пару-тройку крупных отраслевых порталов и поищите там похожие статьи. Если поиска по сайту нет — введите в поиск Google «ваш запрос site:url нужного ресурса» — это оператор для поиска информации на конкретном сайте через сам Google.
По моей теме статей нет ни на первых позициях, ни ниже. Ура!
Если по вашей теме уже написано 100 500 статей, либо сделайте лучше, либо выберите другую тему. Во-первых, дублирующиеся тексты на сайтах не принимают, во-вторых, людям надоело читать про одно и то же.
Учитывайте, что людям всегда нужна выгода от чтения, а выгода может быть развлекательной или информационной (когда люди узнают новое).
Для примера — в агентстве мы делаем блог и пишем полезные статьи о том, как работать с заказчиками, нормировать рабочий график, нанимать персонал и работать с сотрудниками. А самый кайф был от статьи, которая в контент-плане была обозначена так: «Лидер-интроверт — это реально? Как быть нормальным руководителем, когда ты некоммуникативный тюлень». Без шуток, статья нашего тим-лида о том, как быть лидером, если ты интроверт, стала самой интересной и для нашей команды, и для читателей и заказчиков агентства.
Напишите статью
Я не буду учить вас делать вашу работу, замечу только: подходите к работе комплексно. Привлекайте экспертов, берите интервью и комментарии у специалистов. Показывайте статью коллегам, которые могут беспристрастно оценить текст с профессиональной точки зрения. И людям из вашей ЦА — потому что технически идеальный текст может быть не интересным для самого читателя.
Помните — в портфолио суть не в количестве, а в качестве. Лучше у вас будет 3 отличных работы, чем 30 средних.
Опубликуйте
Дело сделано? Окей, вставлять статью в Word для портфолио не нужно — это почти как работа в стол, только хуже.
Чтобы статью прочло как можно больше людей, опубликуйте ее на отраслевом ресурсе. Она будет висеть на сайте вечно, а значит, сможет приносить клиентов и через месяц, и через год. В сфере интернет-маркетинга почти все ресурсы принимают публикации: Serpstat, Texterra, Cossa, Madcats, CMSmagazine. SEOnews еще есть, может встречали такой когда-то :) Пройти через редакцию крупных площадок — это уже показатель профессионализма автора, и не только для своего ЧСВ, но и для потенциального клиента.
Прежде чем писать статью под конкретный ресурс или стучаться к редактору, найдите на сайте редполитику или условия публикации
Советы
- Уточните у редактора про указание авторства — оно нужно обязательно, а подпись и ссылка просто желательны. Очень желательно, если у вас не уникальное имя, конечно. В противном случае вас будет сложно найти.
- Публикуйтесь на известных площадках, которые знают в отрасли. Если не берут — снижайте планку и идите в региональные порталы. Но лучше не снижайте, а дорабатывайте тексты и публикуйте таки на известных площадках. Сам факт «У меня есть публикация на самом Сайте!» — это уже показатель мастерства, поверьте, люди это понимают.
- Помните про визуальное восприятие. Люди оценивают работу комплексно — информацию, стиль, подачу, иллюстрации, форматирование и так далее. Если вы отправите голый текст и редактор оформит его неудачно — потенциального клиента ваша непричастность не убедит и впечатление от статьи подпортится. Так что заморочьтесь, это в ваших интересах.
- Участвуйте в статейных конкурсах — это шикарное дополнение для портфолио. Когда Serpstat проводил один такой конкурс, я написала на него две статьи — одна опубликована на самом Serpstat, вторая — тут, на SEOnews. Некоторые новые клиенты в начале сотрудничества говорили, что нашли меня/мое агентство именно после этих публикаций.
- Публикуйтесь на разных ресурсах — это выглядит внушительнее и точно не создает впечатление, что вы дружите с одним конкретным редактором.
Все это поможет собрать портфолио и показать умение делать крутую работу для крутых проектов. А после этого к вам будут заходить и крутые заказы. Ведь люди без примеров узнают, что вы так можете?
Свой проект — самый наглядный
Статьи для сторонних ресурсов — годнота. А теперь мое личное мнение, не претендующее на истину: если у автора десятки разноплановых публикаций и нет одного хорошо проработанного направления — это вызывает вопросы. Не всегда, да, но метание из сферы в сферу можно принять за эдакую «подростковую неопределенность». Неопределившихся и мечущихся авторов заказчики не любят. С ними нестабильно и сложно.
Выход — писать об одном на внешних площадках или создать свой проект. И в этом втором варианте, на самом деле, куча выгод:
- свой проект нужно постоянно поддерживать — вы каждый день будете прокачиваться;
- тут не схалтуришь, потому что любая халтура — это как известное действие против ветра. Себе невыгодно;
- будет видно вашу специализацию от и до; вы сможете расти не только как автор, но еще и как эксперт;
- это серьезно и показательно, и чем дольше вы его ведете — тем лучшее.
Проект может быть любым. Это может быть блог для регулярного заполнения статьями или сайт-одностраничник, объясняющий одну тему, который вы напишете и отложите. Для портфолио не подойдут только личные блоги с мыслепотоком.
Как делать свой проект — тема для отдельной огромной статьи, поэтому не будем в нее углубляться.
Два способа выше позволяют постоянно расширять портфолио, а в некоторых случаях еще и зарабатывать. К примеру, если делать только оплачиваемые публикации или монетизировать свой проект. Но помните, ради чего все начиналось.
Оформление портфолио
Материал в портфолио есть, но самого портфолио-то еще нет!
Его можно собрать на своем сайте — мне нравится, как это реализовано у Ильяхова. Все очень наглядно, разбито по тематическим блокам, при этом не перегружено (для такого-то количества примеров!).
Для создания своего сайта-портфолио подойдут конструкторы. У них простой интерфейс, есть шаблоны, готовые дизайны и масса подсказок для работы, поэтому они подойдут даже если это ваш первый сайт. На SEOnews уже есть обзор 11 конструкторов, так что смотрите, выбирайте и вперед.
Второй вариант — конструкторы именно портфолио.
Интересные варианты позволяет создавать Carbonmade.com. Сервис платный, но дешевый, интерфейс на английском языке. Вот пример портфолио Brett Johnson (копирайтера и журналиста).
Минималистичная главная страница — тут только кнопка меню (О себе, Главная, Контакты), имя, специальность и ссылки на страницы с работами
Можно очень подробно заполнить информацию о себе — зайдите в About и посмотрите на формат, как это реализовано.
Сами примеры работ представлены просто скринами публикаций, но аккуратность делает даже такой вариант весьма привлекательным, понятным и наглядным.
На странице проекта сверху идет основная информация, ниже сами работы.
Между скринами автор добавляет свои пояснения, что, как и зачем он сделал для проекта.
И есть еще сервис Portfoliopen.com, но в категории Копирайтинг за 2017 год там опубликовали только 5 портфолио.
Специализированных конструкторов для авторов/копирайтеров/журналистов я не нашла. Если знаете такие — поделитесь в комментариях. Если нет — большинство шаблонов можно адаптировать под свою специальность по тому же принципу, как в портфолио Бретта Джонсона выше.
Есть что добавить? Пишите свое мнение и опыт в комментарии!