Гарантировать выход сайта в ТОП невозможно. Директор SEO-агентства Иван Петрович это знал, а его клиент — нет. Чтобы еще больше убедить владельца салона красоты Геннадия Сергеевича в своей компетентности, Иван Петрович пообещал вывести его сайт на первую страницу Яндекса за 3 месяца. Обещание закрепили в договоре. Не найдя ресурса на положенном месте, Геннадий Сергеевич возмутился и потребовал вернуть уплаченные на тот момент 120 000 руб., на что получил отказ — работы-то велись. Клиент не захотел отступать, подал иск и выиграл дело. Ивану Петровичу пришлось вернуть 120 000 и заплатить неустойку. Что делать, чтобы так не произошло с вами? Учиться на ошибках Ивана Петровича, быть внимательными и дотошными, с умом использовать шаблоны и читать нашу статью.
Ошибки, за которые придется платить
Далекие от юриспруденции SEO и digital-предприниматели воспринимают документы как простую формальность. Тем временем, судебные споры по договорам на разработку и продвижение сайтов исчисляются сотнями. Проигравших хватает по обе стороны баррикад, а виной тому — невнимательность и шаблонные документы, которые порой подписывают, даже не читая.
SEO и Digital — уникальный бизнес, который требует такого же уникального юридического подхода. Даже в пункте про форс-мажорные ситуации есть нюансы, хотя он стандартен для большинства договоров и международных контрактов. Скачать бланк и вписать туда свои данные не получится. Даже для двух SEO-компаний условия могут отличаться радикально. Особенностей и нюансов много. Упустив любой из них, вы можете лишиться всех выплат по договору — еще и должны останетесь. Мы собрали основные ошибки, которые встречаются в договорах на SEO-продвижение, и для удобства разделили их на 4 группы.
Ошибки в общих условиях
Договор подряда вместо договора возмездного оказания услуг
Чтобы выполнить обязательства по договору подряда, вы должны предоставить клиенту конечный и осязаемый результат. Что считать результатом продвижения сайта — позиции, количество посетителей, продажи? Вы не сможете гарантировать конкретные цифры ни по одному из пунктов, и скорее всего не будете прописывать их в договоре.
Если возникнет спор, и клиент обратится в суд, соглашение признают недействительным. Предмет договора подряда — результат работ. Нет результата — нет договора, нет договора — нет оплаты.
Как правильно: Если вы разрабатываете сайт или мобильное приложение, можно заключить договор подряда, потому что у вас будет конкретный результат. В случае с продвижением правильнее использовать договор возмездного оказания услуг, его предмет — сами услуги. Заказчик платит не за результат, а за действия — аудит сайта, сбор семантики, создание текстов и т. д.
Нет четких сроков
Вы сдали отчет по очередному этапу и ждете, когда заказчик примет его и переведет оплату или аванс за следующий период. Проходит неделя, вторая, клиент молчит — ни платежа, ни претензий. Такое часто случается с фрилансерами, которые работают без договора. Но и официальное соглашение не обезопасит вас, если не прописать, сколько дней отводится заказчику, чтобы принять работу.
Как правильно: Зафиксируйте дедлайны для действий и операций, от которых зависит рабочий процесс и успех продвижения. Укажите, в какие сроки клиент должен присылать нужную для работы информацию, выделять бюджет на контекстную рекламу, вносить предоплату. Установите четкие рамки — 3, 5, 7 дней. Размытая фраза «предоплата 50 % до начала работы, остальное — по окончании этапа» не поможет взыскать деньги в суде. Лучше использовать более конкретные формулировки, например: «заказчик оплачивает услуги в течение 3 рабочих дней со дня выставления счета».
Оцените объем и время, которое потребуется, чтобы выполнить обязательства. Этот срок в договоре лучше указывать с запасом, чтобы не платить неустойку. Не забудьте указать, когда заказчик должен вернуть подписанные акты сдачи-приемки. Это значит, что он принял работу и не имеет претензий. Также обычно прописывают, что, если в указанный срок нет ни актов, ни замечаний, работа считается принятой в полном объеме. Это тоже очень важная строчка договора, которая поможет отстоять свои права в суде.
Размытый предмет договора
Помните: нет предмета — нет договора — нет денег. Чтобы договор считался заключенным, предмет нужно четко сформулировать. Для договора возмездного оказания услуг это значит подробно описать все, что вы сделаете с сайтом заказчика. Нельзя писать обобщенно, например, «осуществлять поисковое продвижение» или «производить внутреннюю оптимизацию». Если возникнет спор, будет проблематично доказать в суде, что вы подразумевали простановку метатегов и сделали это в полном объеме.
Как правильно: Введите раздел «Определения» и опишите понятия, которые может истолковать двояко или вовсе не понять далекий от SEO судья. Согласуйте с клиентом техническое задание на продвижение, где подробно распишете план работ, и включите его в договор в качестве приложения. Не забудьте сослаться на него в тексте самого договора и указать, что это неотъемлемая часть. То же самое со списком ключей, по которым будете продвигать ресурс.
Неточности в нюансах рабочего процесса
Не учли изменения стоимости
В договорах на продвижение сайтов обычно указывается фиксированная сумма, которую клиент должен вносить каждый месяц.
Как правильно: Оставьте себе пространство для маневра, прописав возможность корректировать ее в зависимости от условий рынка. За полгода или год, на которые заключается договор, измениться может все что угодно — резко подскочат тарифы на инструменты продвижения, которыми вы пользуетесь, или увеличится конкуренция по ключевым фразам. Издержки возрастут, и работать по старым расценкам станет невыгодно.
Не предусмотрели возможность делегировать работу третьим лицам
Привлекать на проекты внештатных авторов, дизайнеров, верстальщиков — нормальная практика для SEO-агентства. Чтобы у клиента не было претензий, что вы передаете конфиденциальную информацию третьим лицам, нужно подписывать NDA с внештатниками и фиксировать возможность передавать им часть работы.
Как правильно: Уточните, что за качество и действия третьих лиц вы отвечаете, как за свои.
Не договорились о досрочном расторжении
Рабочий график забит большим проектом и вы уже отказали трем клиентами, потому что не сможете выделить время для их сайтов. Спустя неделю тот самый крупный клиент заявляет, что продвижение больше не первостепенная задача, он перекидывает бюджет на другие процессы и решил расторгнуть договор досрочно. Выполненные работы приняты и оплачены, на деньги вас никто не кидал, придраться не к чему. Только вот прибыли, которую вы планировали стабильно получать с этого проекта в ближайшие полгода, не будет. А новым потенциальным клиентам, напомню, вы уже отказали. Обидно? Безусловно.
Как правильно: Чтобы обезопасить себя от таких неожиданностей, наши юристы рекомендуют зафиксировать в договоре, что о досрочном расторжении обе стороны обязаны предупреждать заранее. Стандартный срок — 30 дней. Клиенту, по большому счету, этот пункт тоже нужен — если передумаете работать вы, за 30 дней он найдет замену и не потеряет позиции из-за того, что сайтом месяц не занимались.
Не придали юридическую силу электронной переписке
Клиент в переписке попросил не продвигать сайт по ряду запросов, которые вы утвердили в приложении к договору. А через пару недель забыл об этом — возмущается, что ресурс не виден по ним в поиске, и грозится пойти в суд. Бояться стоит — спорные запросы есть в соглашении, которое и станет главным аргументом клиента в суде. А у вас из доказательств — только электронное письмо с невнятного адреса krasau4ik@gmail.ru.
Арбитражные суды принимают электронную переписку в качестве доказательства по гражданским делам. Однако в нашем случае приобщить ее вряд ли получится, тем более если сообщение с просьбой не продвигать запросы — единственное с этого адреса.
Как правильно: Чтобы придать юридическую силу почте, мессенджерам и другим электронным каналам коммуникаций, это нужно зафиксировать в договоре с указанием конкретных адресов, номеров и аккаунтов. Идеальные вариант — почта на корпоративном домене, так как ее не может зарегистрировать никто, кроме сотрудников компании.
Не утвердили форму отчетности
После 3 месяцев сотрудничества у клиента вдруг появились претензии — якобы вы не размещаете статьи на сторонних ресурсах в том количестве, в котором должны. Количество закреплено в договоре, а в отчетах, актах и других документах нет ни заголовков, ни ссылок. Поскольку форму отчета в договор не включали, суд будет руководствоваться описанием услуг и техзаданием, в которых четко сказано — должно быть 10 статей в месяц.
В такой ситуации потребуются другие доказательства, чтобы подтвердить, что вы выполняете перечень работ в полном объеме.
Как правильно: Чтобы обезопасить себя, утвердите форму отчетности в виде приложения к договору и включить в нее всю информацию, которая может понадобиться клиенту для оценки результата. Направляйте отчеты вместе с актами сдачи-приемки.
Не учли задержки по вине заказчика
Вы тщательно продумали план работ и установили сроки с запасом, чтобы работать спокойно, без паники и горящих дедлайнов. На заполнение сайта информацией о компании и продукте заказчика отвели 3 недели. Отправили бриф и ждете. Проходит неделя, а клиент занят своим бизнесом и не торопится давать информацию. За 3 дня до прописанного в плане работ дедлайна приходит письмо с брифом, из которого понятно — клиент ожидает увидеть заполненный сайт в срок. А вам некуда деваться — за просрочку придется платить.
Если вы давно на рынке, то знаете, что не все заказчики ответственные и пунктуальные, да и сайт может стоять на 20 месте по приоритетности. Но возможность получить свои деньги назад, тем более если это предусмотрено законом и договором, не упустит никто.
Как правильно: В пункте «Обязательства сторон» пропишите, что при задержках по вине заказчика дедлайны смещаются на срок задержки. Можете добавить еще несколько дней, чтобы у команды была возможность завершить текущие дела — не сидели же вы 2 недели без работы?
Ошибки в условиях ответственности сторон
Не прописали размеры пени и неустоек
Вы сорвали сроки из-за сбоев в рабочей системе или кадровых проблем. В договоре прописаны пени, но не указаны точные суммы и максимальный размер неустойки. За просрочку в 2 недели клиент требует вернуть 40 % стоимости. Доказать несправедливость этого требования будет проблематично.
Как правильно: Стандартными в российской договорной практике считаются 0,2-0,5 % от общей стоимости услуг за каждый день просрочки, максимальный размер — не более 10 %. Эти цифры обязательно нужно зафиксировать в договоре, предварительно согласовав с заказчиком.
Не учли форс-мажор
Вы скачали стандартный шаблон договора и подписали, изменив только существенные условия — описания услуг, суммы, сроки и т. д. Из-за вирусной атаки на сайт клиента не смогли выполнить свои обязательства. Заказчик потребует вернуть деньги и будет прав.
Как правильно: В договорах на поставку товаров или перевозку к форс-мажорам относят землетрясения, военные действия, природные катаклизмы, запрещающие законодательные акты и другие действия непреодолимой силы. Оставить их в договоре можно — открытые военные действия или наводнение могут помешать вам выполнить свои обязательства в срок. Однако в сфере SEO-продвижения случаются и другие форс-мажоры, вроде удаления сайта из индекса поисковых систем или DDoS-атак. Стоит предусмотреть все ситуации, когда проблемы с сайтом не будут зависеть от вас, и включить их в этот пункт.
Не ограничили ответственность
Вы 2 месяца работали над сайтом, наконец вывели в первую десятку несколько страниц, а заказчик решил внести свою лепту — что-то прочитал про ЧПУ URL и поменял их, из-за чего слетела внутренняя и внешняя оптимизация. Через некоторое время сайт ощутимо просел в поиске, а виноват, конечно же, исполнитель.
Как правильно: Чтобы не пришлось возвращать деньги и платить неустойку по решению суда, обязательно пропишите в договоре действия с сайтом, которые заказчик должен согласовывать с вами. Включите в этот пункт все, что может повлиять на продвижение и положение в выдаче — размещение контента и ссылок, смена CMS, изменение URL, переход на HTTPS. В раздел про ответственность и неустойку добавьте, что за просрочки по вине заказчика исполнитель не платит. Не забудьте сослаться на пункт, в котором перечислены действия клиента.
Юридически грамотный договор — главный аргумент в споре с клиентом
Он не поможет только в одном случае — если сорвете сроки и не выполните обязательства по своей вине. Все остальное можно будет оспорить и доказать. Но чтобы обеспечить защиту своих интересов, к составлению договора нужно подойти ответственно:
- прописать процессы и сроки с запасом;
- описать по пунктам работы по продвижению и оптимизации;
- предусмотреть независящие от вас обстоятельства, которые могут повлиять на ход работ и результаты;
- если договор составляет заказчик, оценить, сможете ли вы выполнить прописанные там обязательства в срок;
- проследить, чтобы ни один пункт договора нельзя было истолковать двояко.
Последний пункт, пожалуй, самый сложный для неподготовленного человека. Юристы привыкли трактовать законы и в каждой фразе видят двойное дно. Составлять договоры, которые учитывают все нюансы сделки, — их работа. Если вы регулярно подписываете соглашения на продвижение сайта и сомневаетесь, что сможете сами предусмотреть возможные проблемы, лучше один раз обратиться к профессиональному юристу, чем потом выплачивать неустойки по десяткам исков.