Очень часто бывают ситуации, когда в контекстную рекламу приходит новый рекламодатель и пытается вытеснить из нее конкурентов, захватив спецразмещение путем сильно завышенной ставки за клик.
Такой метод может сработать только против неопытных рекламодателей, в противном случае «злостный» рекламодатель получит «обратку» (или так называемую подпорку) и будет вынужден сам покинуть контекст, бессмысленно слив свой рекламный бюджет.
Что такое «подпорка» в Яндекс.Директ?
Для начала необходимо уяснить одну очень важную деталь, описанную в хелпе Яндекс.Директ:
Для экономии денег и времени рекламодателей на Директе действует система автоматической оптимизации цены клика — автоброкер.
Автоброкер всегда понижает заявленную вами максимальную цену клика, назначая при каждом показе минимальную достаточную цену клика так, чтобы обеспечить объявлению наилучшую возможную позицию с учетом:
- ставок,
- CTR,
- геотаргетинга,
- временного таргетинга,
- конкурентов по конкретному заданному пользователем запросу, включающему указанные вами ключевые слова.
Если говорить простым языком, то это выглядит так. К примеру, есть 2 конкурента: ставка первого — 10 y.e. (размещается на первом спецразмещении), ставка второго — 8 y.e. (размещается на втором спецразмещении), а вход в спецразмещение — 6 y.e. У первого рекламодателя при клике списывается 8.01 у.е. вместо 10, а у второго — 6.01 у.е. вместо 8.
«Подпорка» — это установка ставки на цент или несколько центов ниже, чем вышестоящий конкурент, что в свою очередь вынуждает его платить по максимуму.
А теперь давайте разбираться на конкретных примерах и ситуациях.
Классические подпорки внутри блока
Есть 3 рекламодателя, которые рекламируются по одной и той же ключевой фразе, а также используют одинаковую стратегию — «Наивысшая доступная позиция». Для упрощения: у этих рекламодателей еще не было показов и их объявления — одинаковые.
Рекламодатель А установил максимальную ставку 3 у.е.
Рекламодатель В — 1,5 у.е.
Рекламодатель С — 1 у.е.
Теперь давайте посмотрим, какие позиции займут наши рекламодатели и какую фактическую цену заплатят.
Рекламодатель |
Стратегия |
Установленная ставка |
Фактическая цена клика |
Позиция |
1 СП |
СП |
А |
Наивысшая доступная позиция |
3 |
1.51 |
1СП |
1.51 |
0,08 |
В |
Наивысшая доступная позиция |
1.5 |
1.01 |
2СП |
3 |
0,08 |
С |
Наивысшая доступная позиция |
1 |
0,07 |
3СП |
3 |
0,07 |
И тут неожиданный поворот: рекламодатель В узнает, что такое подпорки, и решает заставить платить рекламодателя А по максимуму — 3 у.е. Для этого он устанавливает ставку 2.99 и ждет... Посмотрим, как изменится картина.
Рекламодатель |
Стратегия |
Установленная ставка |
Фактическая цена клика |
Позиция |
1 СП |
СП |
А |
Наивысшая доступная позиция |
3 |
3 |
1СП |
3 |
0,08 |
В |
Наивысшая доступная позиция |
2.99 |
1.01 |
2СП |
3 |
0,08 |
С |
Наивысшая доступная позиция |
1 |
0,07 |
3СП |
3 |
0,07 |
Из таблицы и скриншотов видим, что рекламодатель А вынужден платить в два раза больше — 3 у.е. за клик. При этом сам рекламодатель В платит столько, сколько и платил (вот это поворот!).
И тут началось: рекламодатель А, анализируя свои расходы, видит резкое увеличение средней стоимости клика. Цена клика для него вышла за приемлемые рамки. Рекламодатель А слышал, что существуют сервисы автоматизации ставок (бид менеджеры), и решил ими воспользоваться. Получив консультацию, он принимает решение бороться с конкурентом В за второе спецразмещение, настраивая при этом автоматическую стратегию:
если стоимость первого спецразмещения дешевле 1,51, установить 1СПЕЦ+0,01, если дороже, тогда 1СПЕЦ-0,03.
Пример создания стратегии в одном из бид менеджеров
И вот уже через пару минут ситуация меняется кардинальным образом:
Рекламодатель |
Стратегия |
Установленная ставка |
Фактическая цена клика |
Позиция |
1 СП |
СП |
А |
Наивысшая доступная позиция |
2,97 |
1.01 |
2СП |
3 |
0.08 |
В |
Наивысшая доступная позиция |
2.99 |
2.97 |
1СП |
2.97 |
0.08 |
С |
Наивысшая доступная позиция |
1 |
0,06 |
3СП |
2.99 |
0.07 |
Рекламодатель А начинает подпирать рекламодателя В. Рекламодатель В, ничего не подозревая, решает вечером взглянуть на статистику контекстной рекламы и приходит в ужас, так как вместо привычных 1,01 он заплатил за клик 2,97 у.е.
Подпорки — опасная вещь. Использование их без средств автоматизации гарантированно приведет к незапланированному сливу бюджета!
Автоматизировать проставление подпорок можно при помощи бид-менеджеров.
Понимая безысходность ситуации, рекламодатель В не спал всю ночь, читая форумы. После чего он принял решение сменить стратегию в Яндекс.Директе на «Показ в блоке по минимальной цене». Посмотрим, как изменится картина у наших рекламодателей.
Рекламодатель |
Стратегия |
Установленная ставка |
Фактическая цена клика |
Позиция |
1 СП |
СП |
А |
Наивысшая доступная позиция |
2,97 |
1,01 |
1СП |
1,01 |
0,08 |
В |
Показ в блоке по минимальной цене |
2,99 |
0,08 |
2СП |
2,97 |
0,08 |
С |
Наивысшая доступная позиция |
1,00 |
0,08 |
3СП |
2,97 |
0,07 |
Подпорки в блоке не работают при использовании стратегии «Показ в блоке по минимальной цене!»
Подпорка спецразмещения
Пока рекламодатели А и В «бодаются» между собой, в нашей не очень конкурентной нише появляется еще один рекламодатель D. Смотрим, как выглядит ситуация его глазами.
Все места в спецразмещении — заняты, и чтобы рекламодателю D попасть в спец, ему нужно перебить ставку ближайшего конкурента, т.е. — 1 у.е.
Рекламодатель |
Стратегия |
Установленная ставка |
Фактическая цена клика |
Позиция |
1 СП |
СП |
А |
Наивысшая доступная позиция |
2,97 |
1,01 |
1СП |
1,01 |
0,08 |
В |
Показ в блоке по минимальной цене |
2,99 |
0,08 |
2СП |
2,97 |
0,08 |
С |
Наивысшая доступная позиция |
1,00 |
0,08 |
3СП |
2,97 |
0,07 |
D |
Наивысшая доступная позиция |
0.10 |
0.01 |
1Г |
2,98 |
1.02 |
Для рекламодателя D эта ставка выходит за уровень комфортной (оно и понятно: два конкурента в спеце платят в 12 раз! меньше). Рекламодатель D устанавливает стратегию в Яндекс.Директе «Показ в блоке по минимальной цене в спецразмещении и гарантии» и настраивает стратегию в бид-менеджере:
если вход в спецразмещение дешевле 0,20 — установить вход в спецразмещение + 3%,
иначе, вход в спецразмещение — 0,01
Смотрим, как изменится картина у наших рекламодателей:
Рекламодатель D повышает порог входа в спец для всех рекламодателей. И, по сути, подпирает их, а сам размещается в гарантии по минимальной цене. Цена такой подпорки будет минимальна по причине низкого количества кликов.
Рекламодатель |
Стратегия |
Установленная ставка |
Фактическая цена клика |
Позиция |
1 СП |
СП |
А |
Наивысшая доступная позиция |
2,97 |
1,02 |
1СП |
1,02 |
1,00 |
В |
Показ в блоке по минимальной цене |
2,99 |
1,01 |
2СП |
2,97 |
1,01 |
С |
Наивысшая доступная позиция |
1,00 |
1,00 |
3СП |
2,97 |
1,00 |
D |
Показ в блоке по минимальной цене спецразмещении и гарантии |
1.01 |
0.01 |
4Г |
2,98 |
1.01 |
Теперь давайте рассмотрим ситуацию, когда все рекламодатели в блоке спецразмещения (А, В, С) будут использовать стратегию «Показ в блоке по минимальной цене»:
Рекламодатель |
Стратегия |
Установленная ставка |
Фактическая цена клика |
Позиция |
1 СП |
СП |
А |
Показ в блоке по минимальной цене |
2,97 |
1,02 |
1СП |
1,02 |
1,02 |
В |
Показ в блоке по минимальной цене |
2,99 |
1,01 |
2СП |
1,02 |
1,01 |
С |
Показ в блоке по минимальной цене |
1,00 |
1,00 |
3СП |
1,02 |
1,00 |
D |
Показ в блоке по минимальной цене спецразмещении и гарантии |
1.01 |
0.01 |
4Г |
1,03 |
1.02 |
Сколько будет стоить вход в блок спецразмещения для рекламодателей, зависит от рекламодателя, который в блок не попал.
При этом неважно, какие стратегии в Яндекс.Директе используют рекламодатели из блока спецразмещения. Бид-менеджер сможет эффективно работать в любом случае.
P.S. На примере рассмотрены синтетические ситуации без влияния CTR. Насколько сильно рекламодатель D повысит вход в спецразмещение зависит от CTR конкурентов и его собственного CTR.
В данном материале мы рассмотрели наиболее частые ситуации использования подпорок в Яндекс.Директ и убедились на конкретных примерах в том, что подпорки — это эффективный инструмент при работе с аукционом в Яндекс.Директ. Для рекламодателей, которые используют стратегию входа в спецразмещение по минимальной цене, подпорки внутри блока не имеют смысла. Однако с данной стратегией рекламодатели все еще остаются уязвимы к подпорке всего блока спецразмещения или гарантии.
Улучшение CTR объявлений в какой-то степени помогает снизить влияние подпорок.
Для своевременного реагирования на ситуацию и избавления себя от рутинной работы, используйте сервисы автоматизации контекстной рекламы.