На SEOnews продолжается рубрика «Как создать интернет-магазин». Ближайшие полгода мы будем рассказывать, почему вам нужен (или не нужен?) интернет-магазин, сколько денег нужно быть готовым потратить на его создание, как оформить основные разделы сайта, каким образом и где его продвигать. И это далеко не полный список вопросов, на которые наши эксперты готовятся дать ответ.
Сегодня разбираемся, какую бесплатную CMS для интернет-магазина выбрать: WordPress, Opencart, Magento.
***
Один из первых шагов на пути к открытию собственного интернет-магазина — это выбор системы администрирования (CMS). Если вы не хотите тратить время и деньги на разработку собственной CMS, заточенной исключительно под ваши нужды, а SaaS-сервисы кажутся недостаточно профессиональными для создания серьёзного веб-проекта, то оптимальным вариантом будет воспользоваться одной из уже существующих CMS с открытым кодом.
От её технических особенностей и функциональности не в последнюю очередь зависит эффективность работы интернет-магазина, а следовательно и прибыльность. Поэтому к выбору CMS следует подойти особо тщательно, тем более что переход с одной системы управления на другую может оказаться очень трудоёмким и болезненным для ресурса.
Если вы уже определились, какими возможностями должен обладать ваш интернет-магазин и какой иметь внешний вид, то выбор подходящей под конкретные требования CMS не должен вызвать больших затруднений. Рассмотрим несколько бесплатных вариантов, основываясь на 9 критериях:
1) простота установки;
2) наличие русской локализации продукта;
3) удобство управления контентом и каталогом товаров;
4) наличие встроенных шаблонов сайта;
5) возможности SEO-оптимизации;
6) простота оформления заказа, удобство системы оплаты и доставки;
7) импорт/экспорт товаров;
8) импорт в «Яндекс.Маркет»;
9) личный кабинет пользователя.
Рассмотрим три распространенные бесплатные CMS:
- WordPress,
- Opencart,
- Magento.
WordPress
1) Процесс установки
WordPress устанавливается очень просто: необходимо создать базу данных, загрузить файлы в директорию сайта и после внесения реквизитов подключения к базе данных запустить установку.
2) Русифицированность продукта
CMS, как и инструкция к ней, доступны на русском языке.
3) Управление контентом и каталогом товаров
На WordPress традиционно простое и понятное управление, однако стоит признать, что эта CMS никогда не была заточена под интернет-магазины, и весь необходимый для онлайн-продажи функционал придётся дополнительно устанавливать в виде различных плагинов. Один из лучших и самых простых — это WooCommerce, с помощью него можно добавлять и редактировать товары (как обычные записи в WordPress), а также, к примеру, группировать их по категориям, редактировать виды доставки, фотографии товара, его характеристики и остаток на складе. Всегда доступна настройка блоков «Похожие товары», «Рекомендованные товары», а также фильтра позиций.
Административная консоль WordPress после установки плагина WooCommerce
Визуально администрирование онлайн-магазина через WordPress выглядит так же, как и ведение блога, поэтому, если у вас большой магазин с тысячами товаров, то администрировать его будет не очень удобно.
4) Встроенные шаблоны сайта
На официальном сайте WordPress можно найти множество бесплатных решений интернет-магазина. Данная CMS считается самой популярной в мире, поэтому огромное количество бесплатных и очень стильных вариантов предлагают знаменитые разработчики скинов.
5) Возможности SEO-оптимизации
В плане SEO-оптимизации WordPress очень гибкая и удобная система — на зависть многим другим CMS. В панели настроек можно быстро придать человеческий вид URL и настроить ping-сервисы для защиты контента от кражи и ускорения индексации новых постов.
Важным пунктом при поисковом продвижении интернет-магазина на WordPress является создание файла robots.txt, с помощью которого можно добавить ограничения на индексацию дублей, административной панели сайта, «мусорных» страниц и пользовательских аккаунтов. Также для ускорения индексации рекомендуется установить файл Sitemap.xml, способный сильно расширить функционал SEO-оптимизации.
Наряду с этим важную роль в SEO WordPress играет правильная внутренняя перелинковка страниц сайта, которая довольно сильно влияет на позицию ресурса в выдаче поисковиков.
Для WordPress создано множество полезных и эффективных плагинов для продвижения сайтов. Обязательным для установки является Seo by Yoast. С помощью него можно осуществить комплексную поисковую оптимизацию, не устанавливая при этом множество других вспомогательных модулей.
6) Оформление заказа, система оплаты и доставки
Настроить систему оформления заказа и оплаты можно при помощи различных плагинов. К примеру, один из базовых плагинов для создания интернет-магазина WooCommerce позволяет редактировать поля для заполнения пользователями, реквизиты доставки и оплаты, дополнительные поля. В общем, подобрать нужный плагин для реализации желаемого функционала оформления заказа будет нетрудно.
7) Импорт/экспорт товаров
WooCommerce также хорошо подойдёт для быстрого добавления или обновления товаров. В несколько кликов вы можете импортировать широкий круг данных о товарах, ранее отредактированных в Microsoft Excel.
8) Импорт в Яндекс.Маркет
Плагин WooCommerce без проблем выгрузит ваши товары в Яндекс.Маркет и на другие площадки.
9) Личный кабинет пользователя
Необязательно ограничиваться вариантом личного кабинета, встроенного в тот или иной шаблон сайта. Для установки и редактирования личного кабинета присмотритесь к плагинам WP-Recall, Theme My Login, Profile Builder.
Opencart
1) Процесс установки
Для установки CMS необходимо скачать нужный дистрибутив OpenCart, закачать папки и файлы OpenCart в корневую папку, а затем создать базу данных и завершить установку на главной странице OpenCart. При выборе хостинга следует учитывать, что платформа написана на PHP и использует базы данных MySQL.
2) Русифицированность продукта
CMS русифицирована. Также доступна официальная русскоязычная поддержка.
3) Управление контентом и каталогом товаров
Opencart является одной из лучших и специально заточенных под интернет-магазины CMS. Отличается удобной, функциональной и лаконичной панелью администратора. При желании вы можете управлять сразу несколькими магазинами из своей панели, что является сильным преимуществом CMS. Основные параметры доступны в настройках, где можно изменять имя магазина, контактную информацию, описание магазина, изображения и другое. Для управления товарами, в отличие от WordPress, не обязательно устанавливать дополнительные расширения. Административная панель позволяет создавать и менять категории товаров и такие данные, как цена, количество, способ я доставки, изображения и др. Там же можно настроить атрибуты товара, его опции, скидки, акции и бонусные баллы.
Административная панель управления OpenCart
4) Встроенные шаблоны сайта
Темы для будущего интернет-магазина доступны как на официальном сайте Opencart, так и на сторонних ресурсах (пиратские сайты с бесплатными шаблонами лучше обойти стороной). Выбор на сайте платформы не такой большой, как, например, у WordPress, но тем не менее есть из чего выбирать. Ориентируйтесь на скины с адаптивной вёрсткой, чтобы ваш проект хорошо смотрелся на мобильных устройствах.
5) Возможности SEO-оптимизации
Для SEO-оптимизации на Opencart потребуется установить несколько модулей. Можно выбрать комплексное платное решение типа SeoPro или All in One SEO for OpenCart, которое будет включать в себя весь необходимый функционал или установить несколько бесплатных плагинов.
6) Оформление заказа, система оплаты и доставки
По умолчанию пользователь после перехода в корзину с выбранными товарами вынужден столкнуться с шестью шагами оформления заказа. Количество шагов достаточно просто сокращается до двух: «Профиль & Платёжная информация» и «Подтверждение заказа». Для этого следует внести в код небольшие изменения.
7) Импорт/экспорт товаров
Чтобы импортировать информацию о товарах в базу данных Opencart, необходимо установить специальный модуль. Это может быть, например, CSV Price Pro import/export или TotalImportPRO-V2.0.x (оба платные).
8) Импорт в Яндекс.Маркет
Для выгрузки каталога товаров в Яндекс.Маркет и другие похожие онлайн-площадки удобно использовать модуль «Экспорт в "Яндекс.YML" для OpenCart 2.x» (платный).
9) Личный кабинет пользователя
Во время регистрации пользователь выбирает тип покупателя: розничный покупатель, индивидуальный предприниматель или ООО. В своём личном кабинете можно добавить или изменить адрес доставки, персональную и контактную информацию и пароль. Также есть возможность ознакомиться с историей заказов.
Magento
1) Процесс установки
Для установки CMS нужно будет скачать дистрибутив и создать локальную структуру сайта. Далее, после создания базы данных, необходимо вбить название сайта в браузере и в появившемся окне аккуратно заполнить все поля. В общем-то, процесс установки мало чем отличается от установки двух предыдущих CMS. При выборе хостинга нужно учитывать, что продукт написан на базе PHP и MySQL.
2) Русифицированность продукта
Самый простой способ — скачать готовую русскую версию Magento на русском сайте продукта. Однако рекомендуется русифицировать продукт вручную, чтобы с выходом каждой новой версии Magento можно было просто докачать авторский перевод и пользоваться обновлениями, которые будут уже недоступны для пакетной версии русифицированной CMS. Ещё один вариант — воспользоваться автоматической установкой перевода через Magento Connect Manager. Несмотря на все эти варианты, лучше использовать английскую версию, которая уж точно будет поддерживать богатый функционал Magento.
3) Управление контентом и каталогом товаров
Панель управления контентом у Magento не самая простая. CMS заточена под серьёзные коммерческие проекты и содержит весь возможный функционал для создания любого интернет-магазина: более 4 500 расширений. Поэтому, чтобы разобраться в данной системе управления, потребуется время.
Как и в предыдущей CMS, в Magento есть возможность управлять несколькими магазинами из единого центра. К примеру, создать удобный каталог товаров с добавлением категорий и подкатегорий. К каждому товару можно добавлять по несколько фотографий, подробное описание и характеристики, которые помогут в дальнейшем связывать несколько товаров.
Административная панель управления Magento
В Magento очень функциональное управление ценовой политикой: существует возможность установления индивидуальной цены для категории покупателей, установления скидок, акций и многое другое.
4) Встроенные шаблоны сайта
В каталоге системы можно найти более 1 500 шаблонов сайта, как платных, так и бесплатных, но все с профессиональным сопровождением и поддержкой.
5) Возможности SEO-оптимизации
Magento изначально хорошо оптимизирована для поисковых систем и так же хорошо приспособлена к расширенной настройке поисковой оптимизации — не в последнюю очередь благодаря доступу к html-коду. Из панели администратора можно оптимизировать страницы категорий и товаров, их URL и многое другое.
6) Оформление заказа, система оплаты и доставки
Все основные и необходимые настройки по оформлению заказа осуществляются из панели администратора. В секции оформления заказа можно включить гостевое оформление заказа и заказ для зарегистрированных пользователей. Здесь же есть возможность установить редирект в корзину во время добавления товара, изображение для групповых и настраиваемых товаров, время пребывания товара в корзине и другое.
7) Импорт/экспорт товаров
Загрузку информации о товарах удобнее всего осуществлять через дистрибутив Magmi. С помощью него можно импортировать данные из удалённого CSV, быстро обновлять варианты изображений товаров, в несколько кликов создавать категории и моментально активировать их.
8) Импорт в Яндекс.Маркет
Существует несколько готовых решений для импорта XML, однако они не бесплатны и могут показаться дорогими. Как вариант можно дописать необходимый функционал самому или обратиться за помощью к фрилансерам.
9) Личный кабинет пользователя
Личный кабинет может показаться излишне нагромождённым, однако настроить его на свой вкус можно частично в админке через отключение/включение модулей, а частично — в теме сайта.
Подводя итоги
Если вы новичок и такой серьёзный шаг, как создание интернет-магазина для вас в новинку, рекомендуем воспользоваться CMS WordPress или OpenCart. У пользователей первой платформы замечательное сообщество, и даже если вы столкнётесь с какими-либо трудностями (что вряд ли), то обязательно найдёте подробные и развернутые решения на просторах Интернета.
OpenCart более узкоспециализированная CMS для создания проектов eCommerce, поэтому уже в «коробке» у вас будет весь необходимый функционал, чтобы развернуть интернет-магазин с нуля.
Создание профессионального интернет-магазина с мощной аналитикой подразумевает выбор более серьёзного ресурса. И тут вам поможет Magento CMS. Эта система предоставит всё для тонкой настройки вашего проекта, однако следует понимать, что поддержка этой CMS обойдётся дороже, чем WordPress или OpenCart.