Алкоголь – не самый простой с точки зрения маркетинга продукт, и это не удивительно. С каждым годом законодательство всё сильнее ограничивает рекламные возможности алкогольных брендов, а производители алкогольных напитков загнаны в угол запретов и вынуждены искать новые каналы коммуникации и продвижения.
Конечно, алкогольным компаниям по-прежнему доступны традиционные методы вроде промоакций в точках сбыта или реклама безалкогольной продукции под именем бренда. Однако продвижение на алкогольном рынке усложняется еще и высокой конкуренцией с устоявшимися лидерами и борьбой за внимание потребителей. В этих условиях достучаться до целевой аудитории, завоевать их доверие и лояльность, соблюдая все законодательные нормы, оказывается непросто.
С учетом этих особенностей алкогольной ниши, репутационный маркетинг в интернете – практически единственная возможность легально и эффективно не только повысить узнаваемость бренда и отстроиться от конкурентов, но и укрепить лояльность аудитории и увеличить объемы продаж.
В то же время важно учитывать специфику репутации алкогольного рынка в целом: фальсификация алкогольных брендов, случаи отравлений и зачастую негативное общественное мнение по отношению к алкоголю в целом не лучшим образом сказываются на имидже производителей, поэтому особенно важно поддерживать позитивную репутацию бренда для повышения спроса и избежания кризисных ситуаций.
Ключевым инструментом в построении сильной репутации алкогольного бренда является SERM – репутационный менеджмент в поисковых системах. Именно благодаря поисковым запросам в Яндексе или Google пользователи изучают отзывы и рекомендации других покупателей, получают необходимую информацию и формируют собственное мнение о бренде. Однако для эффективного построения позитивной выдачи по репутационным запросам необходимо учитывать множество факторов ранжирования и алгоритмы поисковых систем.
Эксперты репутационного агентства Topface Media провели исследование эффективных площадок для вывода в топ поисковых систем по алкогольной тематике в 2022 году.
Для анализа были взяты 20 брендов: Baileys, Bosca, Carlsberg, Hennessy, Jack Daniels, Jagermeister, Louis Roederer, Remy Martin, Spaten München, White Horse, Клинское, Limoncello, Массандра, Мороша, Пять Озер, Bacardi, Captain Morgan, Bollinger, Лев Голицын, Шардоне.
Топ-10 Яндекс
- 45,5% – общие отзовики;
- 19% – статьи;
- 12% – алкомаркеты;
- 11% – маркетплейсы;
- 4% – форумы;
- 3% – магазины/супермаркеты, карты и геосервисы;
- 1% – YouTube;
- 1,5% – другие ресурсы (нет упоминания бренда).
Топ-20 Яндекс
- 37% – общие отзовики;
- 22,3% – статьи;
- 14% – алкомаркеты;
- 7,5% – форумы;
- 6,5% – маркетплейсы;
- 6,3% – магазины/супермаркеты;
- 2,5% – YouTube;
- 1,8% – карты и геосервисы;
- <1% – сообщества VK;
- 2,5% – другие ресурсы (нет упоминания бренда).
Топ-10 Google
- 29% – алкомаркеты;
- 27,5% – общие отзовики;
- 23,5% – магазины/супермаркеты;
- 8,5% – маркетплейсы;
- 7% – статьи;
- <1% – карты и геосервисы, Википедия;
- 3,5% – другие ресурсы (нет упоминания бренда).
Топ-20 Google
- 36,3% – алкомаркеты;
- 21,8% – магазины/супермаркеты;
- 20% – общие отзовики;
- 7,8% – статьи;
- 6,5% – маркетплейсы;
- 1,8% – карты и геосервисы;
- менее 1% – Википедия, сайты компаний;
- 5,5% – другие ресурсы (нет упоминания бренда).
Результаты по частотности площадок в брендах (от 0 до 20):
ЯНДЕКС |
| ||||||
ТОП-10 |
ТОП-20 |
ТОП-10 |
ТОП-20 | ||||
Общие отзовики | |||||||
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
19 |
14 |
19 |
9 | ||||
8 | |||||||
13 |
6 |
7 |
– |
– | |||
8 |
– |
– |
– |
– | |||
6 |
– |
– |
– |
– |
– |
– | |
– |
– |
– |
– |
– |
– | ||
5 |
– |
– |
– |
– |
– |
– | |
Алкомаркеты | |||||||
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
11 |
11 |
17 |
10 | ||||
10 |
– |
– |
14 |
9 | |||
– |
– |
– |
– |
– |
– | ||
– |
– |
– |
– |
– |
– | ||
– |
– |
– |
– |
– |
– |
7 | |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
5 | |
Магазины/супермаркеты | |||||||
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
– |
– |
10 |
19 |
7 | |||
– |
– |
6 |
14 |
– |
– | ||
– |
– |
5 |
7 |
– |
– | ||
– |
– |
– |
– |
5 |
– |
– | |
Статьи | |||||||
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
13 |
– |
– |
14 |
– |
– | ||
6 |
– |
– |
– |
– |
– |
– | |
– |
– |
– |
– |
– |
– | ||
Маркетплейсы | |||||||
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
16 |
– |
– |
14 |
7 | |||
5 |
– |
– |
– |
– |
– |
– | |
Youtube | |||||||
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
– |
– |
10 |
– |
– |
– |
– | |
Карты и геосервисы | |||||||
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
6 |
– |
– |
– |
– |
– |
– | |
Форумы | |||||||
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
Площадка |
Частотность |
– |
– |
5 |
– |
– |
– |
– |
Таким образом, лидерами по типу контента в тематике «Алкоголь» в Яндексе становятся общие отзовики (37–45%), а в Google – алкомаркеты (29-36%).
Значительную долю результатов поиска в Яндексе занимают статьи (19–22%). Исходя из частотности статейных площадок, для продвижения своего контента стоит отдавать предпочтение сайтам zen.yandex.ru, lublu-vino.ru и pikabu.ru.
Карточки на маркетплейсах в данной тематике занимают долю в среднем от 6 до 11 процентов. В плане эффективности лучше всего себя проявил market.yandex.ru.
Доля карточек на сайтах магазинов и супермаркетов в поиске Google (21–23%) прилично больше, чем в Яндекс (3–6%).
Дискуссии на форумах и сайтах вопросов-ответов встречаются преимущественно в топ-20 Яндекса (4-7%). Наибольшей эффективностью здесь обладает площадка otvet.mail.ru.
Заключение
Реклама алкоголя – непростая задача с множеством тонкостей и ограничений, однако и в «алкомаркетинге» возможно успешное продвижение брендов, важной составляющей которого является сильная репутация в онлайн-среде.
Результаты данного исследования помогут определить, на какой тип контента следует опираться при управлении репутацией алкогольной продукции, какие площадки использовать для формирования позитивно-нейтральной поисковой выдачи и какие особенности выдачи Яндекса и Google стоит учитывать в работе SERM-специалистам и маркетологам.